Аугсбургский мир

Вторая Шмалькальденская война

Получив от императора титул курфюрста, Мориц Саксонский решил вновь вернуться в ряды князей-реформаторов. Более того, он возглавил армию протестантов во время второй Шмалькальденской войны и едва не захватил в плен Карла V – своего недавнего союзника.

В Пассау император подписал мир, согласно которому Франция получала три епископства в Лотарингии, а спорные религиозные вопросы в Германии должен был решить очередной рейхстаг.

Тем не менее Карл V не торопился созывать парламент, не желая идти на уступки. В конце концов он передал бразды правления своему брату, Римскому королю Фердинанду I, который готов был признать право немецких княжеств на исповедование лютеранства. Собственно, именно он, обладая полномочиями, подписал Аугсбургский мир.

Условия соглашения

В Аугсбургском мире были прописаны компромиссы, которые устроили и протестантов, и католиков, живущих в разных частях империи, где должны были установиться мир и стабильность, а государство стало бы единым.

Аугсбургский религиозный мир имеет одно очень важное положение, в котором лютеранство признается, как легитимная конфессия. Лютеране в соглашении были прописаны, как подданные империи, придерживающиеся Аугсбургского исповедания 1530 г., а также их родственники

Благодаря этой оговорке в будущем кальвинисты претендовали на официальное признание своей религии. Они хотели получить такие же права, как католики и лютеране.

В Аугсбургском соглашении была объявлена амнистия подданных, исповедующих лютеранство. Теперь их дела не могли рассматривать католические церковные суды.

важность

Установление мира было безукоризненно важным, поскольку две основные религии Империи могли, наконец, сосуществовать более мирно. Те же католики уже просили вмешательства имперских властей, чтобы свести счеты с лютеранами, поскольку конфликт распространялся в течение длительного времени.

Тем не менее, соглашение было очень спорным и вызвало одну из самых кровавых войн в истории человечества.

После религиозного конфликта между протестантами и государством в XVII веке другие страны присоединились к борьбе и начали войну, которая продлится 30 лет, в результате чего погибло 8 миллионов человек. Большинство из них были римлянами.

Нерешенные проблемы

В глазах большинства представителей имперских сословий Аугсбургский религиозный мир 1555 года означал восстановление социального порядка и умиротворения государства. Впервые в истории Европы была юридически признана возможность сосуществования в рамках одного государства нескольких конфессий и прописан механизм их сосуществования. Однако многие пункты соглашения были сформулированы слишком туманно или являли собой компромисс, не устраивавший в итоге обе стороны.

Так, проблемой стало само определение принадлежности к конфессии. К моменту заключения соглашения среди лютеран сформировалось два богословских лагеря — одни настаивали на истинности той редакции формулы веры, которая была написана самим Мартином Лютером еще в 1530 году, другие же исповедовали вариант 1540 года.

Компромиссным юридическим решением стало решение понимать под лютеранами людей, принимавших Аугсбургскую формулу веры, а также «конфессионально родственных» им лиц. Впоследствии это туманное определение дало возможность сторонникам кальвинизма, имевшим много общего с последователями редакции 1540 года, попытаться вписаться в ряды легитимных конфессий. Впрочем, на момент подписания соглашения нелютеранские протестантские религии, такие как цвинглианство, анабаптизм, кальвинизм, спиритуализм, были выведены за его рамки.

Лютеране были недовольны отсутствием гарантий для единоверцев в католических владениях, опасаясь принуждения перехода их в католическую веру на основе «духовной оговорки». Они добивались от Фердинанда включения в текст специальной статьи о свободе вероисповедания для лютеран на католических территориях.

Фердинанд дал требуемые гарантии, но они не вошли в текст Аугсбургского религиозного мира, а были составлены в виде отдельного заявления короны — «Декларации Фердинанда». Таким образом, у них не было статуса имперского закона, что несло риск католической реставрации и привело к давлению на лютеран.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

«Лютеранская экспансия»

В начале 20-х годов 16 столетия в Швеция и Норвегия стремятся вырваться из оков Кальмарской унии. Шведы, недовольные королем объединенной Скандинавии Кристианом II, сажают на престол в 1522 году новую династию Ваза. Борьба с датским монархом шла под лозунгами Реформации. После восшествия Густава I Ваза на престол начинается стремительное проникновение протестантских идей. Главный центр — Университет Упсалы, из которого новые догмы достигают и соседних территорий. Финские земли попадают под влияние Реформации в середине 16 столетия, когда в университете центра епископства Або (Турку) начинает свою деятельность друг и ученик Лютера Микаэль Агрикола. Именно он подготовит издание Евангелий на финском языке. Летом 1554 года реформатор занял место епископа Турку.


Новый Завет на финском языке. (wikipedia.commons)

Вслед за шведским королевством, Дания в царствование Кристиана III также восприняла идеи Лютера, даже не смотря на попытки короля вести компромиссный курс по отношению к учению Кальвина. Норвегия также придерживалась подобного пути развития религиозной сферы общественной жизни.


Реформация в Швеции. (pinterest.ru)

Лютеранство во второй половине 16 века постепенно закрепляется в отдельных немецких регионах, которые на самой заре Реформации не были так лояльны к идеям виттенбергского богослова. На западе Пфальц в 1559 году воспринял протестантизм, а на востоке — Чехия создает свою «Confessio Bohemica», в Австрии в 1571 году император Максимилиан II легализовал лютеранство как в ряде областей, так и в самой Вене. В 1578 году на юге Австрии в Штирии эрцгерцог Карл Австрийский объявил свободу вероисповедания.

Предпосылки[править | править код]

Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 году, привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной универсальной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну —1547 годов. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обеих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора с папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.

На переговорах в Пассау в 1552 году, завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обеих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 году при подавлении восстания Альбрехта Алкивиада, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 года между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 году должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.

Основные принципы

Аугсбургский мир содержал три основных принципа:

  1. Принцип cuius regio, eius Religio («Чье царство, его религия») предусматривал внутреннее религиозное единство внутри государства: религия князя стала религией государства и всех его жителей. Тем жителям, которые не могли соответствовать религии принца, разрешили уехать: новаторская идея 16 века. Этот принцип подробно обсуждался различными делегатами, которые, наконец, пришли к соглашению о деталях его формулировки после изучения проблемы и предлагаемого решения со всех возможных сторон.
  2. Второй принцип, называемый reservatum ecclesiasticum (церковная резервация), охватывал особый статус церковного государства. Если прелат церковного государства менял свою религию, жители этого государства не должны были этого делать. Вместо этого ожидалось, что прелат уйдет в отставку со своего поста, хотя это не было прописано в соглашении.
  3. Третий принцип, известный как Declaratio Ferdinandei ( Декларация Фердинанда ), освобождал рыцарей и некоторые города от требования религиозного единообразия, если реформированная религия практиковалась там с середины 1520-х годов. Это позволило создать несколько смешанных городов и поселков, где католики и лютеране жили вместе. Он также защищал власть княжеских семей, рыцарей и некоторых городов, чтобы определить, что означает религиозное единообразие на их территориях. Фердинанд вставил это в последнюю минуту по собственному усмотрению.

Третий принцип исключал рыцарей и некоторые города, находившиеся под юрисдикцией церковного князя, если они какое-то время практиковали лютеранство (лютеранство было единственной ветвью протестантизма, признанной в соответствии с Миром). Это положение не было опубликовано как часть договора и держалось в секрете почти два десятилетия.

причины

Религиозный отдел

Римская империя Сакрама разделилась за несколько десятилетий до Аугсбургского мира в 1555 году. Протестантские религии, которые возникали каждый раз, приобретали больше преданных, что вызывало конфликты между ними и католиками..

Религиозные разногласия в Империи принесли не только краткосрочные последствия, такие как усиление вооруженных конфликтов между протестантами и католиками, но и в долгосрочной перспективе. Возникшие ими проблемы можно считать одной из основных причин Тридцатилетней войны..

Интерконтиненталь Аугсбурга

Еще одной из главных причин Аугсбургского мира был указ императора Карла V, который назывался Межконтинентальным в Аугсбурге. Этот указ, который вскоре был преобразован в закон, был издан в 1548 году с целью положить конец религиозным конфликтам, в то время как между протестантами и католиками было найдено более постоянное решение проблемы..

Этот указ основывался на католических принципах и содержал 26 законов, которые в определенной степени наносили вред лютеранским князьям. Однако доставка христианского хлеба и вина мирянам была разрешена, и священникам также разрешалось вступать в брак. Христианская природа соглашения была тем, что заставило его рухнуть.

Протестанты не хотели придерживаться норм, установленных в указе, ввиду их сильного католического влияния. Это привело к тому, что те же протестанты установили собственный указ в немецком городе Лейпциге, который не был полностью принят христианами или империей..

Все это породило больше разногласий между обеими сторонами, и они не были исправлены до принятия Аугсбургского мира в 1555 году..

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994Христианство: Словарь. М., 1994Очерки истории западного протестантизма. М., 1995Лютеранская церковь в Советской России (1918–1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Обзор

Мир нарушил принцип Cuius regio, eius Religio («чье царство, его религия»), который позволял князьям государств в пределах Священной Римской империи принимать лютеранство или католицизм в пределах контролируемых ими владений, в конечном итоге подтверждая свой суверенитет над ними. домены. Подданным, гражданам или жителям, которые не желали подчиняться выбору принца, был предоставлен льготный период, в течение которого они могли свободно эмигрировать в различные регионы, в которых их желанная религия была принята.

В статье 24 говорилось: «В случае, если наши подданные, исповедующие старую религию или Аугсбургское вероисповедание , намереваются покинуть свои дома со своими женами и детьми, чтобы поселиться в другом, им не будут препятствовать ни в продаже их имений после надлежащей оплаты. местных налогов и раненых в их честь ».

Карл V вынес временное постановление, Аугсбургский Interim 1548 года, о законности двух религиозных верований в империи, и оно было закреплено в законе 30 июня 1548 года по настоянию Карла V, который хотел уладить религиозные разногласия при под покровительством генерального совета католической церкви. Промежуточный период в значительной степени отражал принципы религиозного поведения в своих 26 статьях, хотя он разрешал брак духовенства и раздачу хлеба и вина мирянам. Это привело к сопротивлению протестантских территорий, которые в следующем году провозгласили в Лейпциге свое собственное Временное решение.

Временный орган был свергнут в 1552 году восстанием протестантского курфюрста Мориса Саксонского и его союзников. На переговорах в Пассау летом 1552 года даже католические князья призывали к прочному миру, опасаясь, что религиозный спор никогда не будет урегулирован. Император, однако, не хотел признавать религиозное разделение в западном христианском мире постоянным. Этот документ был предвестником Пассауского мира , который в 1552 году предоставил лютеранам свободу вероисповедания после победы протестантских войск. Согласно документу Пассау, Карл предоставил мир только до следующего императорского сейма, заседание которого было созвано в начале 1555 года.

Договор, заключенный от имени Карла его братом Фердинандом , фактически предоставил лютеранству официальный статус во владениях Священной Римской империи в соответствии с политикой cuius regio, eius Religio . Рыцари и города, которые в течение некоторого времени практиковали лютеранство, были исключены согласно Declaratio Ferdinandei , но церковная резервация якобы препятствовала применению принципа cuius regio, eius Religio , если церковный правитель переходил в лютеранство.

Реформация в Священной Римской империи

В 1520-х годах в Священной Римской империи стремительно росло число сторонников Реформации среди всех сословий и на большинстве имперских территорий. Саксонское курфюршество во главе с Фридрихом Мудрым открыто поддерживало Мартина Лютера, также на стороне протестантов были прусские земли и Гессен.

В 1521 году на Вормсском рейхстаге высшая власть в лице императора Карла V и папы римского объявила Лютера еретиком, а его учение незаконным. Проповеди реформатора были запрещены, книги подлежали сожжению, а сам Лютер укрылся в одном из замков Саксонии.

Борьба за лютеранскую реформу совпала по времени с противостоянием крестьянских общин давлению феодалов, что вылилось в Крестьянскую войну 1524-1526 гг. Сословное общество стремительно теряло стабильность и, несмотря на победу Швабского союза над повстанцами, имперская администрация с трудом сохраняла контроль над ситуацией. В регионах напротив набирали силу местные правители, образуя военно-религиозные альянсы.

В 1529 году Карл V попытался призвать своих вассалов к порядку и принудить их следовать решениям Вормсского рейхстага, но от авторитета короны уже мало что осталось. На Аугсбургском рейхстаге, состоявшемся летом 1530 года, императору была представлена формула лютеранской веры в редакции Меланхтона. Карл V отклонил ее, после чего не подчинившиеся протестанты объединились и создали Шмалькальденский союз (Шмалькаден — город в Гессене). Этот альянс располагал достаточными ресурсами и начал экспансию в центральных и южных регионах Германии.

В 1532 году Карл V, учитывая сложную внешнюю и внутреннюю политику в стране, пошел на заключение Нюрнбергского религиозного мира, формально признав законность Шмалькальденского союза и протестантизма. Следующие 10-15 лет стали временем высшего размаха Реформации в Германии и дальнейшего ослабления государственных институтов.

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

РЕФОРМАЦИЯ. ВОССТАНИЯ ДВОРЯН И КРЕСТЬЯН

Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть отпускать грехи, начали продавать индульгенции.

Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Волнение, произведенное проповедями Лютера, распространилось и в других частях Германии. На западе немецкое дворянство восстало против духовных властей — епископов и архиепископов. Предводителем дворян стал Франц фон Сикинген. Он был поборником старого феодального рыцарства, которое не признавало над собой никакой власти. Сикинген стал ревностным приверженцем Реформации, так же как его друг поэт и гуманист Ульрих фон Гутен.

Движение объединяло многих рейнских и швабских рыцарей, и они начали войну против Трирского архиепископа. Но за архиепископа выступили некоторые германские князья; они осадили Сикингена в его родовом замке и начали разрушать стены огнестрельными снарядами. Сикинген был смертельно ранен и капитулировал. Таким образом, вольное рыцарство было побеждено и должно было смириться перед властью светских и духовных князей. Преследуемый Ульрих фон Гутен бежал в Швейцарию и там вскоре умер, на острове в Цюрихском озере (1523).

Едва закончилось восстание рыцарей, как началась Крестьянская война. Крестьяне были угнетены непомерной барщиной, всякого рода поборами и жестоким обращением светских и духовных господ. И прежде они не раз восставали против притеснений, но эти мятежи происходили разрозненно, не имели между собой связи и их легко усмиряли.

Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей.

Крестьяне поднялись сначала в Юго-Западной Германии (в Швабии); отсюда мятеж распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян. Например, крестьяне взяли швабский замок Вейнсберг и, найдя в нем семнадцать рыцарей, всех их предали смерти (1525). Некоторые рыцари сами присоединялись к крестьянам, другие по принуждению.

Однако волнение, поднятое пророками евангельского равенства, успокоилось не скоро. С особенной смелостью действовала секта анабаптистов (то есть перекрещенцев), которые, называя крещение детей недействительным, требовали вторичного крещения; они отвергали духовный сан и проповедовали раздел имуществ поровну между верующими. Эта секта имела успех преимущественно в Вестфалии, в городе Мюнстере, откуда Реформация изгнала духовенство и епископа.

Но при помощи других германских князей епископ Мюнстерский взял штурмом город и казнил проповедников «мюнетерской коммуны». Секта анабаптистов не исчезла, она рассеялась по разным странам. Голландский священник Меннон в том же XVI веке преобразовал ее и сообщил ей более умеренный характер. Последователи его, или меннониты, отрицают крещение детей (то есть требуют его совершения только для взрослых), присягу, военную службу; вообще отличаются строгим образом жизни и любят преимущественно заниматься земледелием; их особенно много в Северной Америке.

Соглашение с оговорками

В феврале 1555 г. открылось заседание рейхстага. После ожесточенных дебатов в сентябре текст соглашения был готов. Аугсбургский мир был направлен на поддержание политической стабильности в обширной империи Габсбургов, поэтому был ничем иным как компромиссом.

Тем не менее князья-протестанты добились главного: права выбирать религию в своих владениях. На их подданных, впрочем, такое право не распространялось, они полностью зависели от выбора своего государя. Лютеранство признавалось законной религией наравне с католицизмом. Другое протестантское течение – кальвинизм – оставалось вне закона.

Из этих основных положений видно, что условия Аугсбургского мира носили половинчатый характер. Новые военные конфликты на почве религии были всего лишь делом времени, что и подтвердилось спустя несколько десятилетий, когда в Европе разгорелась Тридцатилетняя война.

Последствия

Принцип церковной оговорки был протестирован в Кельне войне (1583-1588), который вырос из сценария предусмотрено Фердинанда , когда он писал оговорился: правящий князь-архиепископ , Герман из Вида , преобразуется в протестантизм ; хотя он не настаивал на обращении населения, он поставил кальвинизм в один ряд с католицизмом во всем электорате Кельна . Это само по себе явилось двойной правовой проблемой: во-первых, кальвинизм считался ересью ; во-вторых, избиратель не отказался от своего престола , что давало ему право, по крайней мере теоретически, голосовать за императора. Наконец, его брак представлял вполне реальный потенциал для преобразования электората в династическое княжество, изменяя баланс религиозной власти в империи.

Побочным эффектом религиозных беспорядков стало решение Карла отречься от престола и разделить территорию Габсбургов на две части. Его брат Фердинанд правил австрийскими землями, а горячий католик, сын Карла, Филипп II , стал администратором Испании, испанских Нидерландов , частей Италии и других заморских владений.

Аугсбургский религиозный мир

Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.

  • Лейпцигский диспут
  • Вормсский эдикт
  • Крестьянская война в Германии
  • Шпайерская протестация
  • Марбургский диспут
  • Аугсбургский рейхстаг
  • Аугсбургский религиозный мир
  • Вестфальский мир
  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
  • Вальденсы
  • Авиньонское пленение пап (1309–1377)
  • Лолларды
  • Великий западный раскол (1378–1417)
  • Гуситские войны (1420 до

Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 г., привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну 1546—1547 гг. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обоих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора c папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.

На переговорах в Пассау в 1552 г., завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обоих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 г. при подавлении восстания Альбрехта Арчибальда, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 г. между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 г. должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.

Аугсбургский религиозный мир и раскол в лагере последователей Лютера

В 1555 году немецкое общество обрело довольно шаткое, но необходимое равновесие в вопросе веры. В Аугсбсурге была подписана уния между католиками и представителями новой конфессии. Приверженцы лютеровского вероучения из чинов получили равный статус с представителями, которые оставались верны Риму.

Однако внутри последователей учения Лютера к тому моменту назревал раскол. После смерти отца немецкой Реформации, флаг попал в руки его ученика Филиппа Меланхтона.

В догматических вопросах Меланхтон значительно дистанцировался от виттенбергского богослова. Вторая редакция «Аугсбургского вероисповедания» 1540 года вызвала бурю дискуссий внутри круга последователей Лютера. Пункт о причастии в латинской редакции был характерен скорее для кальвинизма. В последние годы жизни реформатора прослеживался явный раскол движения на ортодоксов и соратников главного ученика Лютера. Сторонники изначального лютеровского учения полагали, что Меланхтон стремиться к извращению догм в духе Кальвина, о котором ортодоксы и слышать ничего не хотели.

Немецкая протестантская элита разделилась сразу после смерти доктора Мартина Лютера: «гнесиолютеране» являлись приверженцами изначальных постулатов богослова, а «филипписты» или «криптокальвинисты» приветствовали взгляды Филиппа Меланхтона. Весь этот процесс поддерживался в отдельных регионах Германии и имел свои духовные центры — как правило, в университетах. «Филиппистов» сначала поддержала родная Саксония и Виттенбергский университет. «Гнесиолютеране» консолидировались вокруг Йенского университета в Тюрингии. Уроженец современного хорватского города Лабин Маттиас Флациус был главным критиком Меланхтона, Споры в лагере лютеран едва не сорвали переговоры во время заключения Аугсбургского религиозного мира, который был чрезвычайно важен как для протестантов, так и для Империи в целом.


Маттиас Флациус. (pinterest.ru)

Эта внутренняя борьба последователей Лютера достигла своего апогея в 1560 году, когда вскрылись детали переписки Меланхтона и Кальвина. В этом же году Филипп Меланхтон ушел из жизни.


Курфюрст Август I. (wikipedia.commons)

Курфюрст Саксонии Август I и герцог Христофор I Вюртембергский, как наиболее влиятельные протестантские князья, выступили за достижение единства в движении лютеран. Именно благодаря им началась дискуссия, которая могла бы примирить соперников. Сперва договаривались на уровне княжеств, чуть позже — на всех территориях. В 1577 году в Магдебурге была подписана «Формула согласия» — важный документ, который положил конец спорам «филиппистов» с «гнесиолютеранами». Главным организатором этого акта стал канцлер Тюбингенского университета, пастор Якоб Андреа.


Герцог Христофор I Вюртембергский. (wikipedia.commons)

Документ формально прекращал споры между сторонами. Ортодоксы остались довольны: таинство причастия трактовалось в их понимании. Преемственность от Лютера к Меланхтону всех устраивала. В 1580 году в Дрездене издали «Книгу согласия», которая включала в себя все тексты магдебургской «Формулы согласия». 7 тысяч протестантских пасторов Германии оставили свои автографы под текстом. Около 80 князей также поддержали положения «Книги согласия». Однако те, кто не поддержали «формулу», позднее примкнули к кальвинизму.

Переговоры

В конце зимы 1555 г. в городе Аугсбург состоялось открытие рейхстага под председательством Фердинанда I. На дебатах собравшиеся обсуждали, как завершить религиозно-политический кризис. Сословия предложили изменить изначальную повестку дня и заняться решением насущного конфессионального вопроса. От протестантских князей поступило требование заключить соглашение, гарантирующее свободу вероисповедания лютеранства. Также они хотели секуляризировать церковные владения в странах, где исповедуют протестантство. Католики были представлены на рейхстаге слабо и согласились на официальное признание лютеранской конфессии в империи, но поставили условие о сохранении существующего порядка на территориях церковных княжеств.

До середины лета шла подготовка проекта соглашения. Его должен был утвердить король. После этого начались двусторонние обсуждения. Лютеранским князьям хотелось, чтобы каждый подданный империи получил свободу в выборе веры. У католиков была задача сохранить гарантии, что Римско-католическая церковь оставит за собой все имеющиеся у нее владения.

21 сентября рейхстаг окончательно утвердил соглашение, а через четыре дня его подписал Фердинанд I. Накануне состоялось отречение Карла V. Его не устраивал готовящийся в Аугсбурге документ. В следующем году на трон взошел Фердинанд I, после чего началась реализация Аугсбургского мира.

Соглашение не гарантировало лютеранам, проживающим в католических регионах, свободу выбора веры. Позже по этому вопросу была принята дополнительная «Декларация Фердинанда», но законом она так и не стала.

Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира

Несмотря на явные недостатки, соглашение 1555 г. имело также положительные стороны. Во-первых, был выработан законодательный механизм, регулировавший мирное существование двух религий на территории одного государства.

Во-вторых, соглашение положило конец религиозным войнам, вернуло мир, дало возможность государственным учреждениям, включая рейхстаг, выполнять свои прямые обязанности.

Аугсбургский религиозный мир в Германии справедливо считается одной из важных вех в истории страны, ведь с ним связан пример того, как государство может решать религиозные конфликты, содействуя веротерпимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector