От арабских завоеваний до испанской монархии
Содержание:
- Завоевания — арабов.
- Завершение арабских завоеваний
- Распространение ислама
- Что мы узнали?
- Упадок
- Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов
- Династия Омейядов и Тан Китайские войны
- Становление государства
- Арабы и Византия
- Завоевания Кастилии и Арагона
- Реконкиста и испанская монархия
- Борьба христианства и ислама
- Арабский мир в VI-VII вв.
- Феодальный строй в халифате.
- Завоевания Омейядов
- Образование и расширение халифата
- Пределы Византийской империи в VIII веке
Завоевания — арабов.
Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство. Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).
При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.
В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.
На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.
Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.
Завершение арабских завоеваний
Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.
Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.
Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.
Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.
Поделиться ссылкой
Распространение ислама
Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.
Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.
В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.
В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).
Рис. 3. Государство Омейядов.
Что мы узнали?
Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Упадок
Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:
- Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
- Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
- Восстания покоренных народов;
- Стремление эмиров к независимости;
- Наемная армия.
Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.
В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.
С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.
Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов
Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.
Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.
Династия Омейядов и Тан Китайские войны
Арабские источники утверждают, что Кутайба ибн Муслим ненадолго отвоевал Кашгар из Китая и ушел после соглашения, но современные историки полностью отвергают это утверждение.
Арабский халифат Омейядов в 715 г. свергнул Ихшида , царя Ферганской долины , и установил на троне нового царя Алутара. Свергнутый король бежал в Куча (резиденция протектората Аньси ) и искал китайского вмешательства. Китайцы отправили в Фергану 10 000 солдат под командованием Чжан Сяосуна . Он победил Алутара и арабские оккупационные силы в Намангане и восстановил Ихшида на троне.
Генерал Тан Цзяхуэй привел китайцев к поражению следующей арабо-тибетской атаки в битве при Аксу (717 г.) . К атаке на Аксу присоединился Тургеш- хан Сулюк . И Уч-Турфан, и Аксу подверглись нападению тюргешей, арабов и тибетцев 15 августа 717 года. Карлуки, служившие под китайским командованием, под командованием Арсилы Сианя, западно-тюркского кагана, служившего под руководством китайского помощника великого протектора Танга Цзяхуэя, отразили нападение. Аль-Яшкури, арабский полководец, и его армия бежали в Ташкент после того, как потерпели поражение.
Становление государства
Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове
Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота
В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.
Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».
В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.
Арабы и Византия
Арабы не ограничились указанными завоеваниями византийских провинций в Азии, но продолжали нападать и на другие части империи. Им удалось овладеть на время некоторыми городами в Малой Азии и островами Архипелага, и они стали даже подступать к самому Константинополю. В начале VIII в. столице империи прямо уже грозила опасность быть захваченной арабами, которые окружили ее и с моря, и с суши и долго не хотели уйти. В это время императором сделался Лев III Исавр (717–741), искусный и храбрый полководец, заставивший арабов снять осаду. Между прочим против их кораблей с успехом был применен так называемый «греческий огонь», нечто вроде пороха, посредством которого византийцы умели зажигать неприятельские суда. Неудача арабов под Константинополем не прекратила, однако, войны с ними. Весь VIII век прошел в борьбе Византии и халифата за обладание Малой Азией и Архипелагом, и в конце концов греки удержали их за собою.
Завоевания Кастилии и Арагона
В период между 8-м и 9-м веками арабизация Иберийского полуострова несколько опережала исламизацию. Частыми были смешанные браки между представителями разных конфессий. Пиренейская знать также вступала в династические связи с новыми хозяевами Иберии. Молодёжь не читала на латинском, но с увлечением изучала арабский язык. С течением времени власть в аль-Андалусе менялась: в 11-м веке укрепилась династия Альморавидов, а спустя около ста лет появились новые правители — Альмохады. Менялись и порядки.
Важнейший этап пиренейской Реконкисты — 11−13 века. Испанцы именовали этот период в литературе как «Великие завоевания Кастилии и Арагона». Старт движению дали три государственных образования: Астурия, Наварра и Испанская марка.
Битва христиан с маврами. (Pinterest)
Астурия переместила свою резиденцию в Леон. К востоку от него образовался своего рода сателлит — графство Кастильское со столицей в Бургосе. Испанская марка породила Арагон и Барселонскую марку. Во второй половине 11-го века на северо-западе Пиренейского полуострова в устье реки Дуэро возникло графство Опорту (графство Португалия).
Во второй половине 11-го века король Леона Альфонсо VI принял военную помощь от множества южно-французских рыцарей. Бургундцы Раймонд и Анри остановили продвижение мавров на берегах реки Дуэро. Король Леона даровал южно-французским союзникам земли. После смерти Раймонда бразды правления получил его младший брат Анри. Его сын Альфонсу Энрикеш в первой половине 12-го века стал первым королём Португалии.
Первые успехи Реконкисты связаны именно с Португалией. На юге появилось епископство Каимбра.
Памятник Альфонсо VI. (Wikimedia Commons)
Объединение во второй половине 11-го века королевства Леон и графства Кастильского дало свои плоды: в 1085 году кастильцы взяли древнюю столицу вестготов Толедо. Это событие было отмечено циклом рыцарско-христианских легенд, составлявших часть испанского героического эпоса. Одна из самых популярных — «Легенда о негасимой лампаде». Согласно ей, последний король вестготов Родриго, прежде чем покинуть Толедо, замуровал образ богоматери в крипте собора, накрыл его своим щитом и зажёг лампаду. В 1085 году кастильцы, ворвавшись на улицы Толедо, взломав эту крипту, увидели чудное зрелище — образ мадонны соседствовал с тлеющей лампадкой.
Возникали и духовно-рыцарские ордена, которые были локомотивом борьбы с маврами.
В 1118 году арагонцы взяли Сарагосу. Арагон контролировал всю территорию Барселонской марки. Его владения росли вдоль средиземноморского побережья. Валенсия и Барселона были главными портами королевства.
Центр Пиренейского полуострова контролировала Кастилия. В Толедо бурно развивалась монархия.
1212 год — грандиозная победа христиан у Лас-Навас-де-Толоса. Её можно было бы сравнить с Куликовской битвой. Силы Кастилии и Арагона завершили разгром мелких мусульманских княжеств, которые время от времени получали помощь из Африки в лице берберов и мавров. Мусульмане, проиграв, фактически отдали кастильцам весь юг Испании, Севилью и области Андалусии. Житница Пиренейского полуострова оказалась в руках христианских монархий.
Реконкиста. (Wikimedia Commons)
В 1136 году португальский король Альфонсу Энрикеш в битве у местечка Орики взял в плен пять эмиров (это нашло отражение в гербе Португалии). В 1147 году был вернут в лоно христианства Лиссабон. Судьба мавританских правителей Испании была решена.
В 1492 году завоёван последний осколок некогда могучего халифата — Гранадский эмират. Кастилия и Арагон слились в единое королевство Испания.
Реконкиста и испанская монархия
В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Города были мало затронуты Реконкистой, поскольку там изначально было не так много мусульман, а вот крещёных мавров и христиан, принявших ислам, — в избытке. Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.
Местная социальная структура почти повсеместно соответствовала трёхчастной композиции: знать, которая в ходе Реконкисты приумножала богатства; идальго, мелкопоместные дворяне; горожане, удельный вес которых в политике вплоть до 15-го века был крайне мал. Положение резко изменилось в конце 15-го столетия — по мере увеличения торговой активности.
Борьба христианства и ислама
С выступлением арабов начинается новый период в истории всех трех частей Старого Света. Мухаммед основал религию, которая со страшною быстротою стала распространяться среди народов Азии и Африки, Притом далеко за границами, в которых имели силу влияние греческой образованности, власть римского государства и верования христианской церкви. Объединенные Мухаммедом арабы выступили, как завоеватели, основавшие громадную державу, и она отняла у прежней всемирной монархии почти все её азиатские области и решительно все области африканские и даже перенесла свои завоевания в Европу. С самого же начала этого нового периода возгорелась борьба между христианством и исламом, составляющая одно из самых важных явлений истории средних веков.
Арабский мир в VI-VII вв.
Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.
К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.
Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
Завоевания Омейядов
В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.
Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.
В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.
В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.
В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.
Осада арабами сирийского города. Средневековая миниатюра
Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.
Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.
Образование и расширение халифата
Из Аравии со странами, завоеванными Абу Бекром и Омаром, образовалось могущественное государство, получившее в истории название халифата. По смерти второго халифа, павшего от руки убийцы, и третьего халифа, Османа, новое государство потрясли смуты, вызванные вопросом о том, кто должен сделаться «наместником пророка». Хранители и хозяева Мекки, курейшиты, разделились на две партии, и между их кандидатами, из которых одним был Али, племянник и зять Мухаммеда, а другим Муавия, начальник войска в Сирии, произошла борьба, кончившаяся поражением Али. Это междоусобие породило и религиозный раскол в мусульманском мире на суннитов и шиитов, из которых одни, кроме Корана, стали признавать еще сунну, как авторитетное толкование священной книги, а другие – именно сторонники Али – сунну, наоборот, отвергли.
Муавия сделался родоначальником династии Омейядов (656–750), перенесшей столицу халифата из Мекки в Дамаска, из бедной и невежественной Аравии в богатую и культурную Сирию. Здесь под влиянием старой культуры халифат превратился в державу, напоминающую своим устройством и характером прежние восточные монархии. Омейяды продолжали и расширять границы халифата. В Азии они включили в состав своей монархии Армению и Туркестан, в Африке – провинцию Бизацену, составлявшую прежде Вандальское королевство, и Мавританию. В 711 г. арабы перешли из Африки в Испанию через пролив, который по имени их вождя Тарика стал называться Гибралтаром (переход Тарика). Вестготское королевство было ими завоевано, а через несколько лет арабы вторглись даже в Галлию, где, однако, потерпели сильное поражение при Пуатье от франкского полководца Карла Мартелла (732).
Вскоре после этого началось и распадение халифата. В 750 г. против Омейядов восстал правитель одной из провинции Персии, Абу ль‑Аббас. Он овладел Меккой и Мединой и сделался родоначальником новой династии Аббасидов ,столица которой была перенесена в Багдад на Тигре. В Испании не признали этого переворота, и Омейяды образовали здесь особый халифат, главным городом которого была Кордова.
Карта халифата
Пределы Византийской империи в VIII веке
Пределы Византийской империи сократились не только в Азии, но и в Европе. В VII в. славяне начали постепенно утверждаться на севере Балканского полуострова. Иллирия была захвачена сербами, а на нижнем течении Дуная смешавшиеся с славянами болгары (народ тюркского происхождения, который скоро вполне ославянился) основали большое государство, обнаружившее стремление к дальнейшему расширению; с VIII в. территория Византийской империи ограничивается только средними и южными частями Балканского полуострова, островами Архипелага и Малой Азией с чисто греческим или сильно эллинизированным населением. В этих пределах византийцам было уже не так трудно отстаивать существование империи в войне на два фронта – со славянами и с арабами.