Ян амос коменский — биография, новости, личная жизнь

Содержание:

Создание педагогических трудов

С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.

Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.

Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель — это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле.
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Ян Амос Коменский «Великая дидактика»

()

Великая дидактика,

заключающая универсальную теорию

учить всех всему

или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в правах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. Кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике. Началом и концом (руководящим началом) нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем apriori, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы. Это искусство учить и учиться на той ступени совершенства, до которой оно, по-видимому, стремится теперь подняться, в значительной мере было неизвестно предшествующим векам, и таким образом учебные занятия и школы были полны трудов и гнёта, колебаний и самообманов, ошибок и заблуждений, так что более основательного образования могли достигнуть лишь те, кто отличался необычайными дарованиями.

, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.

2. Для учителей , большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников , чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

4. Для школ , которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.

5. Для государств — по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: « Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами »).

С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): « Что составляет основу всего государства? — Воспитание юношей ».

Не только хижина

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

Найдено научных статей по теме — 15

Ян Амос Коменский: традиции и инновации

Холкина Анна Сергеевна

3 декабря 2013 г. в Московском музее образования состоялся круглый стол, посвящённый величайшему гуманисту XVII века Я.А. Коменскому, идеи которого имеют непреходящее значение для всего человечества.

Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве

Панкова М.

Данное исследование посвящено истории изображения Я. А. Коменского (1592–1670) в период с 1642 г. по сегодняшний день.

«Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского

Попов Лев Владимирович

Статья посвящена изучению творческого наследия Я.А. Коменского и влиянию его идей на развитие современного образования.

Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки

Корнетов Григорий Борисович

Ян Амос Коменский (1592-1670) один из величайших мыслителей своего времени. Существует точка зрения, согласно которой Коменский считается основоположником педагогической науки.

Учение Яна Амоса Коменского в контексте теологии ХVII века

Шольцова К.

Как известно, Коменский основывал свой природосообразный дидактический метод (artificium docendi) на аристотелевском принципе ars imitatur naturam, который был весьма популярен в его время.

Матетика Яна Амоса Коменского: ученичество — наука о познании

Меськов Валерий Сергеевич, Сабанина Наталия Рафаэлевна

Итоги размышлений Коменского о путях познания, которые, в свою очередь, явились сердцевиной всей его философской системы, обрели особую судьбу.

Педагогическая философия Яна Амоса Коменского и В. Ф. Одоевского

Степанова А. С.

Задача статьи заключается в выявлении общего характера влияния Коменского на философский аспект педагогических построений В. Ф. Одоевского. Автор уточняет также детали посреднического влияния некоторых идей И. Г.

Ян Амос Коменский и историческая эпистема протестантской учености

Милованов К. Ю., Никитина Е. Е.

Введение. Статья посвящена рассмотрению важнейшей проблемы историко-педагогического осмысления теологического наследия Я. А. Коменского. Конфессиональная составляющая учения Я. А.

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение

О. Г. Грохольская

В статье в контексте продолжения рассмотрения научно-педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов анализируются педагогические идеи Яна Амоса Коменского с позиции их актуализации для решения современных проблем об

Предисловие Яна Амоса Коменского к учебнику Vestibulum («Преддверие»)

Рыбаков В. В.

В статье публикуется русский перевод предисловия Яна Амоса Коменского к первой версии его учебника Vestibulum («Преддверие»), вышедшего в 1632 году.

Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления

Прохазка Мирослав

Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я.А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества.

К вопросуо ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык

Безрогов Виталий Григорьевич

Рассмотрено возникновение интереса к учебному пособию «Мир чувственных вещей в картинках» великого моравского педагога Яна Амоса Коменского в российской педагогической культуре.

«Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного»

«Orbis pictus», фото: Милош Турек

– Прижизненную славу Коменскому принесли именно учебники. Почему они до сих пор считаются большим открытием в педагогике?

– Его самыми известными работами можно назвать «Janua – Открытая дверь языков» и «Orbis pictus». Он первым решил сделать образование доступным и создавал учебники с картинками – до этого иллюстрации так широко не использовались. Также Коменский прорабатывал методику обучения языкам, и его новаторство состоит как раз в способе обучения человека иностранному языку – Коменский хотел упростить этот процесс, что, можно сказать, ему удалось. И в наши дни его учебники, прежде всего «Orbis pictus» служат прекрасной отправной точкой для тех, кто занимается методикой обучения иностранным языкам.

– Оглядываясь на судьбу Яна Амоса Коменского, невольно задаешься вопросом, не помог ли его вынужденный отъезд из Богемии распространению взглядов мыслителя в Европе?

Фото: архив Музея Яна Амоса Коменского

– Эмиграция сыграла в судьбе Коменского и положительную роль, и стала огромной жизненной утратой. Этот опыт он привносит и в свои труды, и, я думаю, что некоторые из них вообще не были бы написаны, если бы он не находился в эмиграции. Остается вопросом, получил бы он такую широкую известность, если бы не покинул родину. Конечно, в ту эпоху было обычным явлением, когда люди путешествовали для приобретения новых знаний, однако это было присуще лишь богатым слоям общества, и Коменский не принадлежал к тем, кто мог себе это позволить.

– Религиозная деятельность Коменского часто остается в тени. Между тем, он занимался такой интересной работой как запись пророчеств – видений о будущем. Известно, что он был знаком с юной полькой Кристиной Понятовской, которая «увидела» возвращение Фридриха Пфальцского на чешский трон.

– Коменский издал два сборника пророчеств, что некоторые ставят ему в вину до сих пор. Однако он этим занимался и черпал в них вдохновение. Думаю, в них он находил определенную надежду на перемены. Подспудно он хотел вернуться обратно на родину, и пророчества давали ему надежду на то, что изменения настанут еще при его жизни – что Габсбурги потеряют власть. К тому же в то время пророчества являлись частью культуры, однако и некоторые его современники критиковали его за подобное увлечение.

– Все же от Коменского нас отделяет три с половиной века. Может ли что-то в его трудах почерпнуть современный человек?

«Материнскую школу», фото: SPN

– И сегодня произведения Коменского могут многое сказать читателю. Его наследие поистине огромно. Лично я больше всего люблю «Материнскую школу». Уже по названию понятно, что там он рассматривает обучение самых маленьких детей. И там мы найдем мысли, актуальные и сегодня, что дети – набольшая ценность для родителей, что человек должен заботиться о своем здоровье. Коменский пишет об эпидемии чумы, что актуально и сегодня, когда мы сталкиваемся с эпидемией – пусть и другой болезни

Однако на что обращает внимание читателя Коменский, и что актуально и сегодня, так это то, что человек должен защищать свои органы дыхания. И это уже присутствует в его книге, которая вышла еще в XVII веке

– Известно, что Коменский, хоть и не болел сам, но тесно и трагически соприкоснулся с чумой. С учениками он заходил в зачумленные дома, оказывал помощь больным, хоти и осознавал опасность такой деятельности.

Сотрудница музея Я.А. Коменского, доктор Мартина Галиржова, фото: Архив М.Г.

– Коменский пережил несколько эпидемий чумы, и во время одной из них он потерял своих близких, свою семью – детей, жену, что стало для него огромной утратой, с которой ему пришлось как-то пытаться смириться.  Возможно, именно потому он и посвятил одну из своих работ эпидемии чумы.

– Вы участвуете в такой интересной акции как международный марафон «Весь мир читает Коменского». Расскажите об этом.

Эта акция проводится как напоминание о годовщине смерти Коменского. Она стартует в Праге. Чтение начинается ровно в полночь и длится непрерывно до следующей полуночи, то есть 24 часа в течение 15 ноября. Философский институт обратился с этим предложением к тем, кто любит Коменского или занимается его наследием. Можно было выбрать определенное время для чтения и конкретный фрагмент одного из его трудов. Я выбрала отрывок из «Материнской школы». Философский институт обратился и за границу – тексты Коменского будут читать в Японии, России, Германии, Великобритании, так что это по-настоящему международный проект.

Ян Амос Коменский интересные факты. Краткая биография

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики

Как уже говорилось, педагогическая деятельность Яна Амоса
Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии
которой заинтересована каждая цивилизованная нация. На протяжении многих лет
Россия и ее школы проявляют интерес к наследию Яна Амоса Коменского. Используя
взгляды и идеи великого педагога, они, насколько это возможно, творчески
трансформировали его методику преподавания в соответствии с российскими
потребностями и условиями, но не нарушая принципов, заложенных Коменским.

Во времена Петра I широко использовалась книга Коменского
«Мир чувственных вещей в картинках», которая, по мнению Петра I, была
особенно необходима, так как этот труд знакомил учеников с различными видами
техники, ремесел и труда, но эта книга была также инструментом для изучения
иностранных языков. Кроме того, Ян Амос Коменский считается прародителем всех
иллюстрированных букварей. В своей книге «Мир разумных вещей в
картинках» он привел своего рода «картинный алфавит», то есть
изображения различных животных, крик которых похож на артикулированные звуки
человеческой речи.

Первоначально путь в Россию был проложен его учебниками по
языку, но в 19 и 20 веках в России стала широко применяться, изучаться и
углубляться его педагогическая система.

Теория обучения Коменского — величайшее достижение
человеческой мысли, которое не утратило своего значения и по сей день.
Отталкиваясь от прогрессивного взгляда гуманистов на природу, человека и
требования основывать наши знания на наблюдении, опыте и индукции, Коменский
заложил основу материалистического фундамента педагогики как науки. Серьезным
столпом педагогической теории Коменского был прогрессивный взгляд на природу и
человека как ее часть, объективные законы которой должны изучаться научно.
Именно изучение законов природы дало Коменскому солидную возможность построить
«науку учения». Все развитие дидактики иностранного языка и русской
педагогики является дальнейшим развитием тех идей и вопросов, которые поднимал
великий чешский педагог.

Как уже упоминалось, Я.А

Коменский уделял особое внимание
последней стадии образования, академии и познавательному путешествию, которое
обеспечивает расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление
профессиональной подготовки

Вклад Я.А. Каменского в развитие высшего образования
сосредоточен в основном на четырех основных проблемах:

  1. отбор молодых людей для обучения в высшем учебном заведении;
  2. содержание высшего образования;
  3. организация познавательной деятельности студентов;
  4. координировать усилия ученых в сфере высшего образования по развитию и продвижению педагогической теории.

Он видел главную цель школы, и особенно высшего образования,
в том, чтобы развить способности человека и дать ему возможность свободного,
естественного развития. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен учиться
в академии. По мнению Коменского, это право должно достаться самым талантливым
выпускникам гимназий, «избранным умам, цвету человечества».

Требования Коменского к личности преподавателя высшей школы,
из которых он считал наиболее важными: профессиональная компетентность, умение
сделать преподавание увлекательным и полезным, стремление постоянно пополнять
знания, владение профессиональной и педагогической культурой, актуальны и
сегодня. Согласно Коменскому, учителя средней школы должны быть членами
«дидактического совета» — государственного органа, отвечающего за
развитие педагогической теории, внедрение и распространение новых знаний.
Впоследствии эта идея воплотилась в виде педагогических общественных
организаций, ассоциаций, академий педагогических наук и т.д.

Я.А. Коменский также говорил о таком методе обучения, как
самостоятельная работа учеников. Самостоятельная работа — это именно тот метод
обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную
деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

Самостоятельная работа студентов направлена, прежде всего,
на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты
самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет
отношение к предстоящей лекции и помогает закрепить полученные знания, а также
расширить и углубить те темы, которые были недостаточно освещены на лекции.

Во-вторых, самостоятельная работа выполняется студентами во
время подготовки к семинарам и лабораторно-практическим курсам коллоквиумам, к
зачетам и экзаменам, а также во время аудиторных занятий.

При подготовке к занятиям самостоятельная работа принимает
форму индивидуальной и групповой работы студентов.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки

Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Педагогическая деятельность

В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.

В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.

В 1624 он женится вторично.

Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов. Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию. В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.

В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.

Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.

Коменский также был приверженцем пансофии — движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.

Биография

  1. Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
  2. В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
  3. В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
  4. С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
  5. С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
  6. В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
  7. В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
  8. В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
  9. В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
  10. 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
  11. В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
  12. В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
  13. С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
  14. В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
  15. В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
  16. Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
  17. Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.

Портрет Рембрандта, возможно Коменского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector