Альберт лиханов

Больше, чем литература

Творческую биографию Лиханова ведут с рассказа «Шагреневая кожа». В 1962-м Альберт Анатольевич отправился в Москву на съезд комсомола. И, серьёзно не задумываясь о судьбе своего произведения, принёс «Шагреневую кожу» в редакцию журнала «Юность». Оставил в приёмной рукопись и свои координаты. И только вернулся в Киров, как ему позвонили оттуда: «Мы напечатаем ваш рассказ».

Десятый выпуск журнала с «Шагреневой кожей» разошёлся двухмиллионным тиражом. И до того видевший себя исключительно в профессиональной журналистике, параллельно с развитием в этой сфере Лиханов начнёт свой путь в прозе (через годы, желая указать на природу его литературы, будут говорить — «драматическая педагогика»). А время спустя — в общественной деятельности и меценатской.

80-летию писателя, педагога и мецената Альберта Лиханова посвящаем

«Осенью я пошёл в четвёртый класс, и мне снова выдали талоны на дополнительное питание. Дорогу в восьмую столовку приукрасила солнечная осень — над головой качались кленовые ветви, расцвеченные, точно разноцветными флажками, праздничными листьями. Многое я теперь видел и понимал по-другому. Отец был жив, и хотя ещё не вернулся, потому что шла новая война, с японцами, это уже не казалось таким страшным как всё, что минуло…»

Как почти всякое из произведений Альберта Лиханова, повесть «Последние холода» (1984, входит в школьную программу) автобиографична. Была в его родном Кирове (Вятке) и столовая № 8, похожая на сарай, довольно угрюмая. И кормили здесь голодных и больных детей. Его кормили. Разумеется, осень победоносного 1945-го для Альберта Анатольевича выдалась особой. Только-только, 13 сентября, ему исполнилось 10 — минули четыре сравнимых с отдельно прожитой жизнью года.

Спустя десятилетия, возвращаясь в воспоминаниях к той осени, он скажет:

Личная жизнь

У Альберта Анатольевича крепкая семья. Свою жену он впервые увидел на экране местного кировского телевидения. Лилия Зыкина тогда только стала диктором созданного в 1956 году областного телецентра. В 1959 году они поженились. У супругов родился сын Дмитрий.

С женой и сыном

Сын пошёл по стопам родителей и стал журналистом, окончив МГУ. Дмитрий – талантливый журналист, автор острых публикаций. В 1991 году дебютировал в художественной литературе с повестью-детективом «Прощай, Сирокко!»

Сын подарил писателю внука Ивана, который закончил факультет психологии МГУ и работает в разных телепроектах. Членов семьи прибавилось: у А. Лиханова и его жены есть уже двое правнуков.

Общественная деятельность

Человек с неравнодушным сердцем – такое звание получил Альберт Лиханов, биография которого тесно связана с разнообразной социально-значимой активностью. Он всегда выступал как защитник детей и посвятил этому очень много времени и сил. По его настоянию в СССР появляется Детский фонд, который по настоящее время осуществляет многообразную благотворительную деятельность.

В 1989 году Лиханова избирают народным депутатом СССР и он подключается к работе над Всемирной конвенцией прав ребенка. Также он участвует в заседании ООН, на котором принимается этот документ. Позже он приложит немало сил для ратификации Конвенции в СССР.

Кроме того, Лиханов ведет активную деятельность в Союзе писателей, работая секретарем и членом правления организации. Он активно поддерживает молодых писателей — для этого созданы клуб для молодых авторов «Молодость», издательство для начинающих писателей «Дом», а также пять журналов для детей и подростков. Он учреждает специальные премии для учителей и детских библиотек.

Немало делает писатель для обездоленных детей, по его инициативе Детский фонд строит несколько домов для сирот. Открыто несколько детско-юношеских библиотек, выпущены специальные издания для малышей.

Также Альберт Лиханов встречается с разными людьми, которые приходят к нему со своими бедами. Писатель старается оказать помощь всем.

Этапы жизни и творчества

С 1958 года Альберт Лиханов в качестве литературного сотрудника стал нарабатывать навыки журналистской профессии в областной газете, «Кировской правде», редакция которой находилась в родном городе. Ему сразу выпало столкнуться с интересной героиней одной жизненной истории – девушкой, решившей посвятить себя работе с сиротами в детском доме. Эта встреча побудила позже написать повесть «Благие намерения».
В 1961 – 1964 годах журналист возглавил городскую молодёжную газету «Комсомольское племя».
В 1962 году состоялся писательский дебют: на страницах «Юности» появился рассказ «Шагреневая кожа». Автор был приглашён на большой литературный форум и стал участником семинара по вопросам литературы для детей. Руководил семинаром классик детской литературы Л. Кассиль.
1964 – 1966 годы – время поисков героя современности в сибирской глубинке. Лиханов как собственный корреспондент «Комсомольской правды» отправился в Новосибирск. Это время дало материал для повести «Паводок».
В конце 60-ых молодого активного журналиста пригласили на работу в столицу. В 1966- 1968 годы Альберт Лиханов находился на комсомольской работе в должности инструктора отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.
В 1968 году он стал ответственным секретарём, а в 1975-ом занял должность главного редактора журнала «Смена», который направлял на отражение правды жизни более 13-и лет.
В 60-80-ые Лиханов стал известным писателем благодаря публикациям его прозы в журнале «Юность» и книжным изданиям:
«Звёзды в сентябре», 1967 г.
«Тёплый дождь», 1968 г.
«Семейные обстоятельства» (трилогия: роман «Лабиринт», 1970 г., повести «Чистые камушки», 1967 г., «Обман»,1973 г.).
«Мой генерал» – роман для детей младшего возраста, 1975 г.
«Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» – повести, 1982 г.
«Последние холода», 1984 г.

В 1976 году издательство «Молодая гвардия» выпустило 2-томник, а с промежутком в 10 лет – 4-томник произведений А. Лиханова. Основная проблематика творчества – военное и послевоенное детство, становление юной личности в современном противоречивом мире, влияние семьи, школы, улицы на жизненный выбор подростка.
В 1983 году вышла книга «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Она написана на стыке журналистики и художественной прозы. В основе – читательские письма и раздумья над ними. За глубину раскрытия в книге проблем воспитания личности в 1987 году автор был награждён премией имени Януша Корчака.
В 90 – 2000-ые годы были созданы книги, представляющие собой жёсткую прозу на тему «Дети и война»:
«Русские мальчики», «Мужская школа» – дилогия романов в повестях.
«Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» – повести.
«Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» – дилогия повестей о трагическом детстве.

Проза Альберта Лиханова легла в основу создания 7 фильмов: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства», «Карусель на базарной площади», «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33».
В новом тысячелетии книги писателя по-прежнему востребованы. Так, специальный диплом получила в российском конкурсе «Книга года-2020» его издание «Дети Победы. Роман в повестях».
Являясь академиком Российской академии образования, Лиханов проводит линию на чёткое разграничение технологий обучения, где правит интернет, и задач воспитания. Интернет и «цифровой» учитель воспитать не могут. Это по силам зрелому мудрому человеку, педагогу. Эта мысль была решительно высказана писателем в обсуждении на канале RТ перспектив дистанционного образования.
Писатель выступает на страницах газет

В 2020 году в интервью «Вечерней Москве» он говорил о важности сохранения культурного кода народа в условиях, когда идёт смена эпох. С одной стороны – переизбыток информации, с другой – невиданное ранее явление самоизоляции, вызванное пандемией

Сохранить человеческую общность, защитить людей от одиночества Лиханов считает самым насущным.
В сентябре 2020 года Альберт Анатольевич отметил 85-летний юбилей. Он по-прежнему занимается фондом на ниве благотворительности и помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, и вовлекает в эту работу всех, желающих творить добро.

Популярные книги

У знаменитого писателя советских времен большинство книг посвящено развитию нравственных задатков в сложные послевоенные годы. Его собственное человеческое отношение к моральному воспитанию и к проблемам долга перед обществом просматривается в каждой строчке.

Наиболее популярные книги Альберта Лиханова — это те, которые несут стойкую жизненную философию честности, достоинства и долга в любое политически сложное время. К таковым книгам относится:

  • «Мой генерал»;
  • роман «Мужская школа»;
  • «Мальчик, которому не больно»;
  • «Чистые камушки»;
  • «Никто»;
  • «Сломанная кукла».

У Альберта Анатольевича Лиханова огромное количество произведений. И все они написаны с целью морально-волевого воспитания подростков, поддержания детства. Сам писатель однажды сказал: «…без детства холодно на душе». И видимо, вся его жизнь в том и состоит, чтобы помогать развиваться неокрепшим душам. Этим он и продолжает заниматься в свои уже 80 лет.

Книги автора

Лиханов Альберт Анатольевич Каждый год, в сентябре…

Рассказ о художнице и картинах.

Лиханов Альберт Анатольевич Благие намерения

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.

А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Деревянные кони

Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, все никак не вернется домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки отец не вернется никогда. Горе целой деревни постигает мальчик.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Голгофа

Герой этой повести – фронтовик, шофер по профессии, списанный после ранения, случайно в гололед сбивает женщину, везущую под гору тележку с хлебом, мать троих детей. Он признан невиновным в трагедии, но судит себя сам, своим высоким судом.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Теплый дождь

Начинается война и отец мальчика Алеши уезжает на фронт. Что ждет Алешу и его семью?

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Вам письмо

«Естественно и непредвзято написана маленькая повесть «Вам письмо». Чисто и достоверно повествует автор о почтальонше Тосе, о неласковой ее судьбе. Неожиданно будничные, ежедневные впечатления становятся размышлениями о мире, о жизни, о назначении человека. Это делает повесть динамичной и интересной, вызывает желание прочитать ее еще раз.»

Лиханов Альберт Анатольевич Смерть учителя

О смерти учителя математики и о человеке, который его помнил.

Лиханов Альберт Анатольевич Музыка

«У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сровняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней – вот она, тут, осталась, присмотришься еще – и время обратно пойдет, закрутится часовая стрелка против солнца все скорей и скорей…

Вот и у меня есть такая история, и я всегда вспоминаю ее, когда слушаю музыку. Вспоминаю, как учился я играть, да так и не выучился, зато выучился другому, может быть, поважней музыки, выучился… да, выучился драться. Не просто кулаками махать, а отстаивать справедливое дело.»

Лиханов Альберт Анатольевич Паводок

Сюжетная острота, напряженность коллизий, максимализм нравственных установок свойственны повести, рассказывающей о случае с группой геологов.

Лиханов Альберт Анатольевич Звезды в сентябре

Как Лека и Нюська хотели добыть счастье для своей деревни.

Лиханов Альберт Анатольевич Осенняя ярмарка

О том, как встреча с немцами на ярмарке напомнила Василию Лукичу о войне.

Лиханов Альберт Анатольевич Кикимора

В повести «Кикимора» жизнь мальчика переплетается с историй живущего рядом конюха и его лошади.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Книжная полка

Но, разумеется, самая прочная связь объединила Лиханова с областной детской библиотекой, которая в миллениум переехала в новое просторное здание на Гражданском проспекте, 33, обрела статус государственной и имя писателя.

«За год до того наш губернатор Евгений Савченко заключил с Альбертом Анатольевичем договор о сотрудничестве в интересах детей. Тогда приняли и решение переименовать библиотеку. С тех пор и начали складываться наши дружеские отношения, которые давно вышли за рамки официального документа», — рассказывает Татьяна Петрова, директор библиотеки имени А. А. Лиханова.

— Татьяна Владимировна, вы имеете в виду деятельность Российского детского фонда в нашем регионе?

— Именно. Я возглавляю белгородское отделение фонда вот уже пять лет. И все его инициативы мы воплощаем у нас: в рамках движения «Семейные детские дома», программы помощи глухим детям, детям, страдающим детским церебральным параличом, диабетом, туберкулёзом… Кроме множества социальных и медицинских проектов, есть, конечно, и библиотечные.

— В чём их суть?

Лиханов Альберт Анатольевич: биография

Известный общественный деятель, публицист, писатель книг для старшего юношеского возраста. Родился будущий писатель Альберт (Глеб) Лиханов в 1935 году. Окончил университет по специальности «журналистика». Впоследствии работал литературным сотрудником газеты «Кировская правда» в родном Кирове. А затем главным редактором «Комсомольской правды» в (1961–64 гг.). Далее, в 1964-66 году работал в газете Новосибирска.

Начало его литературной деятельности — это рассказ под названием «Шагреневая кожа». Этот рассказ опубликован в 1962 г.

Сразу после публикации писатель получает признание и становится участником совещания молодых писателей на семинаре, посвященном детской литературе.

Начиная с 1967 года наблюдается взлет популярности Лиханова. Выходят его книги «Обман» и «Лабиринт».

В период с 1968 по 1987 годы работает в журнале ЦК ВЛКСМ «Смена». Сначала ответственным секретарем (1968–1975 гг.), а затем главным редактором — до 1988 г.

Огромный стаж работы в журналистике затем стал «основным двигателем» его литературной деятельности. Вся его творческая биография сложилась благодаря живому сердцу, которое видело много несправедливости по отношению к детям и пыталось это как-то исправить. Он многое изменил в советской действительности.

До 1991 г. был занят работой по управлению детского фонда имени Владимира Ленина. И после развала СССР все те основы, касающиеся прав детей, остались в неизменном виде в законодательстве каждой самостоятельной уже державы.

Самые продуктивные годы творчества — 1970-90-е гг. В это время написаны многие достойные книги:

  • «Последние холода» (1984 г.);
  • «Магазин ненаглядных пособий»;
  • «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983) — за эту книгу писатель и был удостоен премии Я. Корчака;
  • «Мой генерал» — роман, ставший классикой советской детской литературы;
  • «Письма в защиту детства»;
  • «Мальчик, которому не больно».

В 2000 году вышло собрание сочинений общественного деятеля в 4 томах (издательство «Терра»). В 2005 г. вышла серия из 20 лучших книг автора в современном цветном переплете.

С 1991 г. и по настоящее время автор детских повестей и юношеских романов является председателем Российского детского фонда, и Президентом Международной ассоциации защиты детей. Он утверждает, что сам боится «выпасть из детства», потерять эту веру в детей. Ведь, несомненно, это наше будущее.

Вот такие основы литературного таланта Альберта Лиханова. Биография его полна доказательств любви к душам самых беззащитных трогательных существ — детей.

Заслуги и признание

О востребованности литературного творчества Альберта Анатольевича Лиханова говорит 30-миллионный тираж его произведений только в России. Подарком для читателей стало в 2010 году собрание сочинений в 15-и томах, адресованное детям и юношеству (с крупным шрифтом и иллюстрациями). За пределами России книги автора изданы на 34 языках.

Его заслуги как литератора и общественного деятеля отмечены 6-ю отечественными орденами, и 8-ю – государств, ранее входивших в состав СССР, 6-ю орденами Русской Православной Церкви. Писатель удостаивался медалей, премий Президента и Правительства, были отмечены наградами и его книги.

В 2005, 2007, 2010 годах А. Лиханов был назван Человеком года в России, в 2005 – также и в США. Он обладатель медали особого достоинства – «Freedom», за вклад в мировую копилку добрых дел.

Идеи гуманизма, лежащие в основе многогранной деятельности Альберта Лиханова, не знают государственных, национальных, расовых границ. Своими книгами и общественной работой он стремится дать людям, в первую очередь детям, надежду на победу сил добра в непростом противоречивом мире.

Роман «Сломанная кукла»

Сага о трех поколениях женщин, носящих библейское имя Мария, — матери, бабушки и девочки. Об их тяжелых судьбах говорится в книге «Сломанная кукла». Все три женщины высокообразованные, интеллигентные, но одинаково несчастны и одиноки.

В центре рассказа наименьшая Мария — школьница с чистой верой в Бога. Весьма милая и справедливая девочка. Мася (как зовут ее мама и бабушка) встречается с таким же чистым душою мальчиком, читающим стихи. Но их детскую влюбленность омрачает суровая действительность. Мася подвергается насилию. Как ребенок справится с недетским испытанием?

Книга Альберта Лиханова «Сломанная кукла» чрезвычайно драматична, она рассказывает о жестокости «рыночных отношений», о сломанных судьбах детей в результате грехов их родителей. Как и другие книги Лиханова написана в жанре социального реализма.

Литературная деятельность

Писательский дебют Лиханова состоялся в 1962 году, когда был опубликован его рассказ «Шагреневая кожа». Первый опыт оказался удачным, и начинающий писатель продолжил работу.

В период с 1967 по 1976 годы Лихановым были написаны такие значительные произведения, как «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», «Солнечное затмение».

Центральной темой произведений Лиханова стало становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Он много писал для детей и о детях, пытаясь вызвать интерес общества ко многим проблемам подрастающего поколения. К таким произведениям относятся «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» и другие.

Особое место в творчестве Лиханова заняла книга, посвящённая современному воспитанию, — «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций», которая была переведена на многие языки мира.

При изучении краткой биографии Лиханова Альберта Анатольевича стоит отметить его активную общественную деятельность в защиту детей. В 1987 году он организовал Детский фонд с отделениями во всех регионах СССР, многие из которых работают и по сей день. Именно Лиханов стал инициатором создания детских домов по семейному типу.

Детство и юность

В советской школе ребятишек не только обучали грамоте, но и воспитывали. Одним из эффективных методов воспитания служили уроки литературы. Многие ученики не только читали книжки, но и пробовали писать собственные произведения. Альберт Анатольевич Лиханов появился на свет 13 сентября 1935 года в обычной советской семье. Родители проживали в старинном русском городе Киров, который до 1934 года назывался Вятка. Отец работал слесарем на одном из лесоперерабатывающих предприятий. Мать – лаборантом в местной поликлинике.  

Мальчик рос смышленым и энергичным. Выражаясь современным языком, считался неформальным лидером сред сверстников на улице. Альберт рано выучился читать и пересказывал своим друзьям сказки и басни, которые вычитывал в книжках. В школе будущий писатель учился неплохо. Любимыми предметами у него были русский язык и литература. Во время войны он сочинял пафосные стихи, в которых предсказывал скорую победу над врагом. В старших классах Лиханов начал писать заметки для местной газеты. Решающее воздействие на выбор профессии оказало тесное общение с журналистами и корректорами.

После школы Альберт уехал в Свердловск, чтобы получить профильное образование. Там, без особого напряжения, поступил на журналистский факультет Уральского Государственного университета. Студенческие годы пролетели как один миг. В это время студент Лиханов в составе строительного отряда трудился на возведении народнохозяйственных объектов. Заводил знакомства с коллегами из других учебных заведений. Наблюдал реальные события и конфликты, которые случались в зоне его внимания. Записывал интересные сюжеты и происшествия.  

В 1958 году дипломированный журналист возвратился к «родным берегам» и стал штатным сотрудником газеты «Кировская правда». Публикации молодого журналиста отличаются строгой последовательностью и четко выраженной мыслью. Лиханов не только знакомит читателя с конкретной ситуацией, но и предлагает конкретные способы решения или линию поведения. Через два года его переводят на должность главного редактора областной молодежной газеты «Комсомольское племя». Уже в этот хронологический отрезок Альберт начинает писать рассказы и повести.  

Упоминание книг автора:

  • Дети войныПодборки
  • Книги от лица женщин, написанные мужчинамиПодборки
  • Книги об аутсайдерахПодборки
  • Книги о преподавателяхПодборки

Цитаты из книг автора

Благие намерения

<p>Чувство – лучшая форма мысли! </p>

Высшая мера

<p>Всё — то у вас есть, думала я, только при том ничего нет,всем этим ценностям — алтын в базарный день: дунул и не стало. </p>

Высшая мера

<p>Или знают люди, наперед всё знают, а прячутся от самих себя, от долга, от любви, от жалости прячутся, делая вид, будто не для них ти чувства, на которых мир держится. <br /></p>

Высшая мера

<p>Вот ведь как. Плохо, когда ребенок не видит любви. Хорошо, когда не видит нелюбви.</p>

Высшая мера

<p>Что стоит любовь одного, любящего истинно и верно, к другому, кто не знает любви и не знает чести — попирает её, топчет, унижает неверностью своей, душевным бесстыдством, ничтожеством ? </p>

Все рецензии

II. Художник и гражданин

Документально-публицистическая линия творчества писателя тесно связана с общественной деятельностью и свидетельствует о единстве человеческой, гражданской и художественной позиции Лиханова. «Я принял решение, – постулирует свое credo Альберт Анатольевич, – что тихое писание о страстях человеческих – это не для меня. Ведь страсти кипят в натуре, в жизни, а если уж говорить о страстях и печалях детских, то стыдно отворачиваться в сторону человеку, который об этом пишет и, так сказать, сострадает на бумаге. Дело требуется».

Таким делом жизни Альберта Анатольевича Лиханова стала работа в Российском детском фонде. «Детский фонд, – вспоминал Лиханов, – начался, наверное, с того, что, когда я работал в “Кировской правде”, в редакцию пришла пожилая учительница из школы-интерната и предложила опубликовать письмо. Она хотела, чтобы откликнулись желающие забирать на выходные ее учеников-детдомовцев. Желающих оказалось так много, что детей на всех не хватило. Я ликовал, напечатал в газете большой очерк… А спустя какое-то время не пришли в субботу за одним ребенком, другим, третьим… Мы, взрослые, не понимали, что дети, приходя в гости на один-два дня, хотят остаться в семье навсегда. Я долго думал об этой истории…». Под впечатлением от этой незаметной трагедии Лиханов выступил с рядом инициатив, призванных улучшить положение детей-сирот в СССР и смог донести свои социальные проекты до тогдашнего руководства.

Вскоре Лиханов стал подлинным неформальным лидером общественного движения за защиту детства, выдвинул идею возрождения Советского детского фонда им. В.И. Ленина, созданного по постановлению Съезда Советов еще в 1924 году (и упраздненного в 1937 г.). Великий русский писатель Виктор Петрович Астафьев, не понаслышке знавший о горечи сиротства, услышав речь Лиханова на Съезде народных депутатов СССР, благословил его нести этот тяжкий крест: «Не бросай, делай свое дело, оно зачтется».

Чтобы понять, с чем приходится сталкиваться Лиханову как председателю правления Российского детского фонда, достаточно привести краткую цитату одного из его выступлений: «В 2005 году (более свежих данных не существует) в стране было 740 тысяч детей-сирот, около 700 тысяч маленьких инвалидов, 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Из них 75 тысяч хронические уже алкоголики. 1200 детей совершили убийства, 3200 – разбойные нападения, в 154 тысячах преступлений участвовали дети, 15 тысяч детей сидят в колониях, и на воле их никто не ждет, 150 тысяч детей каждый год привлекаются к уголовной ответственности, стали преступницами 13 тысяч девушек. Это статистика МВД. Зеркало безупречное. Глянешь в это зеркало, и мороз на душе».

Но Детский фонд под руководством Лиханова действует, отвоевывая у равнодушия детские жизни и души. «Дело мое и соратников моих – бездонное, – говорит Лиханов. – Горечь, во искупление которой трудимся, во сласть не превратишь. Боль, если она одна, утишить, пожалуй, и можно, но если от боли кричат враз 800 тысяч сирот, 700 тысяч маленьких инвалидов, неведомые нам невзрослые наркоманы, бездомные, никому не нужные дети – как все это приголубить, умиротворить, успокоить?». По словам писателя, он часто вспоминает русскую мудрость: «Сироту пристроить, что храм построить».

За многие годы работы в фонде Альберт Лиханов вырос в крупного общественного деятеля, обладающего способностью стратегического мышления. Сейчас его главной заботой является укрепление российской семьи, которую он считает основой основ национального бытия. «…У нас в отношении страдающих детей должно быть два вектора усилия – государственный и общественный, – говорит Лиханов. – Более того, я всегда исповедовал следующее: дети – это не столько государственная забота, сколько родительская, человеческая. Прежде всего, родители должны отвечать за ребенка. А уж вот каковы родители, каково их материальное благосостояние, как у них мозги устроены, за это отвечает государство. А если оно за это отвечает, то и получает себе на горб ношу заботы о брошенных детях». И если сейчас российская государственность после черных девяностых годов, конечно, медленно и неуклюже, но все-таки поворачивается к «проблеме семьи», то в этом есть и непосредственная заслуга Альберта Анатольевича. Хочется верить, что его замечательные слова: «Думать о стариках и детях, инвалидах, о тех, кто “еще” и “уже”, – это значит думать о развитии державы, о траекториях ее движения, о том, что нам маячит – успех или поражение», – наконец «расслышаны» на самых «верхах» власти.

Звучащие тексты

Каждое его произведение — откровенный разговор с маленьким человеком на том этапе, когда он «выходит из детства». Подчас трудный, болезненный, но такой необходимый. И в каждом утверждается: ты не одинок. Лиханов словно всегда на страже, всегда бдит. Подобно сэлинджеровскому Холдену Колфилду, не позволяет детям упасть в пропасть. Он как пастырь, хорошо чувствующий свою паству, хранит их от беды.

И неслучайно героем нашего выпуска стал отец Даниил, настоятель храма Рождества Христова села Лесное Уколово (Красненский район). И к тому же будущий филолог (через год он окончит историко-филологический факультет белгородского госуниверситета). Отец Даниил читает фрагмент повести «Кикимора» Альберта Лиханова, размышляя об этой прозе в контексте не только литературной, но и христианской традиции.

Экранизация романов

Прозаик-реалист Лиханов Альберт Анатольевич, краткая биография которого изложена в этой статье, много сделал не только для литературы, но и для кинематографа своей страны. Он писал киносценарии, по которым можно было создать сюжет и показать зрителям те истории, на прочтение которых часто нет времени.

Советские телезрители помнят писателя по таким фильмам:

  • В 1977-м вышла картина по мотивам романа «Обман», под руководством режиссера Мартынюка. Фильм называется «По семейным обстоятельствам».

  • 1979-й — фильм «Мой генерал» в 2 частях. Кинолента для детей об отношении деда-фронтовика и его внука.

  • В 1984 году — фильм «Благие намерения».

  • В 1986 г. работа режиссера Н. Стамбула — «Карусель на базарной площади» по повести А. Лиханова «Голгофа».

  • В 1987-м — по роману «Воинский эшелон» снят любимый мальчишками того времени фильм «Команда 33».

  • 1998 год — кинолента «Высшая мера» — фильм снят в городе Братиславе на словацком языке.

  • 1999-й — «Последние холода», реж. творения — Калымбетов и Искаков.

Все эти киноленты стали достоянием советского кинематографа.

Тут нет экшена или спецэффектов, зато есть настоящие человеческие взаимоотношения у героев, и это призывает самих зрителей быть добрее и сострадательнее.

Творчество и становление

Первый рассказ под названием «Шагреневая кожа» появился на страницах журнала «Юность» в 1962 году. Начинающего автора отметили и пригласили на Всесоюзное совещание молодых писателей. Лиханов попал на семинар знаменитого детского писателя Льва Кассиля. Это событие оставило в памяти глубокий след на долгие годы. После семинара Лиханов два года работал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Новосибирской области. За это время записные книжки писателя заполнились огромным количеством информации.   

В 1967 году выходят в свет две книги Лиханова «Лабиринт» и «Обман». И в это же время его приглашают в Москву на ответственную работу в редакцию журнала «Смена». Жесткие условия и высокие требования не испугали уже опытного журналиста. Поскольку журнал освещал все аспекты жизни подрастающего поколения, Лиханову пришлось окунуться в эти темы, что называется, с головой. На поверку выходило, что за блестящим фасадом «счастливого детства» скрывались серьезные конфликты и недоработки. Говорить об этом вслух было непринято.

Работая на посту главного редактора Альберт Анатольевич Лиханов добился того, что молодежный журнал «Смена» стали читать люди всех возрастов и профессий. На страницах издания поднимались проблемы воспитания детей, отношения к старшему поколению, велись дискуссии нравственности и моральном долге. Лиханов не только пишет книги о детях и взрослых, но занимается конкретными делами по изменению ситуации. В 1985 году он обращается с письмом в Правительство Советского Союза с просьбой о принятии конкретных мер.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector