Как правильно пишется слово акапельно
Содержание:
- Значение в 20 веке
- Шесть слов из аресенала классической музыки, смысл которых нужно знать
- Что такое акапелла?
- А капелла коллектива Pentatonix
- Хор
- Как записать a капелла самому?
- Первоначальное значение
- Как создается
- Дискография
- акапельно как правильно писать
- Сложности и требуемые навыки
- Кто из композиторов обращался к акапелле?
- Жанры и применение
- Члены
- Характеристика
- А капелла у женщин
Значение в 20 веке
Классическая музыка
В широкой массе традиционных хоров понимание a cappella как музыки без аккомпанемента в значительной степени укрепилось. Благодаря большему весу знаний об исторической исполнительской практике в музыкальных исследованиях, по крайней мере, профессиональные музыканты осознают первоначальное значение. Хоры и церковные хоры , которые теперь считаются исторической исполнительской практикой, опираются на свое исполнение старинной хоровой музыки, в Cappellstil снова появляется все больше инструментов.
Популярная музыка
The Chordettes , одна из первых женских групп а капелла
В начале 20 века в США возник новый жанр небольших вокальных коллективов, таких как The Whiffenpoofs в 1909 году. Они пели в стиле парикмахерских в Close Harmony . В 1927 году на основе американской модели The Revelers в Германии были созданы Comedian Harmonists . Они пели под аккомпанемент фортепиано, но благодаря своей популярности сильно продвинули чисто вокальный жанр. Музыка а капелла получила дальнейшее влияние из Doo Wop 1950-х годов. Одной из первых женских групп, исполнивших а капелла, был квартет The Chordettes , самым известным хитом которого стал Mister Sandman 1954 года.
В настоящее время музыку а капелла исполняют в основном современные вокальные ансамбли от четырех до шести человек. Помимо множества чисто мужских и смешанных ансамблей, есть только несколько чисто женских коллективов , например Aquabella , medlz или Niniwe . С одной стороны, в качестве песенного материала используются специальные кавер-версии песен из поп- и рок- секторов, аранжированные без инструментов. С другой стороны, используются специально написанные и аранжированные песни.
В аранжировках отдельные голоса в мелодии и тексте могут стоять бок о бок на равных основаниях. Однако часто один или несколько голосов принимают на себя основной голос в смысле сольного голоса или ведущего голоса , в то время как другие голоса обеспечивают аккомпанемент. Отдельные голоса, часто усиленные электронными средствами и студийными технологиями, имитируют отдельные инструменты — особенно барабаны с помощью вокальной перкуссии или битбокса , а иногда и хлопка в ладоши или щелканья пальцами. Иногда группы а капелла также используют яйцеклетки для ритмического сопровождения. Из-за этих различных задач группы а капелла классически делятся на мелодические и ритм-группы .
Международный фестиваль вокальной музыки «a cappella» проводится ежегодно в Лейпциге с 1997 года , а с 2007 года он также спонсирует молодые ансамбли в рамках конкурса. Другие важные конкурсы для ансамблей а капелла — это в немецкоязычных странах, в частности, Международный конкурс а капелла в Граце, премия а капелла в Ульме и приз в культурном отношении молодежи .
Шесть слов из аресенала классической музыки, смысл которых нужно знать
Это слово обозначает пение без инструментального сопровождения. Хоровое, сольное, ансамблевое – это не имеет значения. Чаще встречается выражение “хор а капелла”
Обратите внимание: можно сказать “акапельное пение”. В этом прилагательном “а” будет писаться слитно
Без сопровождения – не значит, хуже, чем с сопровождением. Иногда даже лучше. Ничего нет красивее чистого и согласного пения. Акапельно раньше пели в католической церкви и до сих пор в православной. Ангелы тоже поют акапельно)
Сейчас много акапельных ансамблей и хоров, это модно. В Культшпаргалке есть маленькая подборка хорошей музыки на эту тему – здесь .
Слово “камерный” означает небольшой. “Камера” с итальянского – “комната”. Камерный оркестр – это такой “карманный”, усечённый вариант симфонического оркестра. В нём только струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и иногда парочка каких-нибудь ещё инструментов: клавесин или гобой с флейтой.
Если на афише написано ” камерный оркестр”, то скорее всего, в программе будет музыка барокко. Потому что вся оркестровая музыка 17-18 веков – Вивальди, Бах – писалась именно для таких оркестров. Собственно, тогда других и не было.
Перевод этих слов с латинского мало что проясняет: “больший” и “меньший” соответственно. Мажор и минор – это уровень молекулярного строения музыки, её основополагающие системные элементы, но мы не будем копать так глубоко. Обычно мажор ассоциируется с улыбающимся смайликом, а минор – с печальным. Это как свет и тень в музыке – два основных колорита.
По тому, насколько часто используется в национальной культуре мажор или минор, можно судить о психотипе нации. Например, для музыки западной Европы более характерен мажор. Попробуйте найти у немцев хоть одну минорную песню! Всё в мажоре. А русская стихия – минор. У нас даже “весёлые” песни звучат в миноре.
Припев задорной “Калинки-малинки”, “Катюша”, “Пусть бегут неуклюже” (где Гена “весёлый такой”) – всё в миноре. “Не надо печалиться! – призывали Самоцветы в 70-е годы. – Вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди”. Этот гимн сомнительного оптимизма тоже звучит в унылом миноре. Нас хлебом не корми, а дай попечалиться. Такая минорная нация.
Это слово обозначает произведение для одного инструмента с аккомпанементом или без. Например: соната для фортепиано, или соната для скрипки и фортепиано. Переводится это слово как “звучание”.
Если в концерте объявили сонату, надо быть готовым к тому, что придётся выслушать не одну, а три части: сначала будет быстрая, потом медленная, потом опять быстрая. Таков закон этого жанра. Правда, иногда он нарушается: Бетховен начинает свою Лунную сонату медленной частью.
Все люди ставят в этом слове ударение на последнее “и” (полифонИя), а музыканты говорят по-своему: полифОния. Как моряки “компАс” и “МурмАнск”.
Это слово буквально означает многоголосие. Полифония – это особая техника сочетания голосов в музыке, довольно сложная. Не просто мелодия и аккмпанемент, а такое хитрое переплетение отдельных мелодических линий, которое можно сравнить с техникой макраме – плетения из верёвочек. Пример: один певец затягивает мелодию “Во поле берёза стояла”. Другой вступает с той же мелодией чуть позже, третий – ещё чуть позже, и каждый держит свою линию, не сбивается. Это будет полифония, только один из её видов.
Но это самый простой пример, а вообще, полифония – это целая наука и самые высокие технологии в композиторском ремесле, которыми прекрасно владели мастера 16-17 веков. Самый грандиозный полифонист – Бах. После него полифония вышла из моды. Люди захотели чего-то попроще.
Если вы слышите слова “фуга”, “инвенция”, “канон” – значит, речь идёт о полифонической музыке.
Прелюдия означает “вступление”. Но эту функцию она давно утратила, и, начиная с 19 века, используется как маленькая пьеса в свободной форме с универсальным содержанием. Чаще всего это как бы такой лирический экспромт. Больше всего прелюдий написано для фортепиано.
Вот самая известная – очень грустная ми минорная прелюдия Шопена в исполнении победителя последнего конкурса Чайковского Даниила Трифонова.
Источник статьи:
Что такое акапелла?
Акапелла – это пение нескольких голосов (ансамбля или хора) без музыкального сопровождения (аккомпанемента). Свои истоки берет в 17 веке. Данный термин часто ассоциируют с практикой папского богослужения. Акапеллой также называют вокальную партию, написанную и звучащую без инструментального сопровождения.
Изначально широко использовалась в церковной музыке и народном творчестве. Затем получила распространение в сочинениях Палестрины, творчестве композиторов нидерландской школы.
С другой стороны, акапелла – это стиль, который получил свое развитие в мадригалах, а также светском певческом искусстве.
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Хор
Акапелла – это вид исполнения, который в минувшие века иногда сопровождался инструментами-соло либо генерал-басом. Позднее вернулись к варианту без аккомпанемента. Именно такое умение стало особо цениться в певческом искусстве. В православных церквях обращаются к хоровому пению a capella. Незначительное музыкальное сопровождение допускалось в древних церквях Востока – Эфиопской, Малабарской, Коптской. В них разрешалось применение африканских и азиатских инструментов.
В России композитор Гречанинов выступал за применение в богослужениях инструментального сопровождения. Данное решение в 1917-1918 годах было отвергнуто Поместным собором. Пение a capella часто использовалось в хоровой камерной музыке композиторами XIX века. В русской культуре двадцатого века достигли высот произведения таких знаменитых авторов, как Коваль, Чесноков, Давиденко, Шебалин, Шостакович, Свиридов, Танеев, Рахманинов. Отдельного внимания заслуживает Придворная певческая капелла и Синодальный хор. Сегодня a capella получила широкое распространение в разных странах.
Как записать a капелла самому?
Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.
В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки
На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места
Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.
Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.
Затем идет обработка полученной записи
- удаляют посторонние призвуки, шумы;
- выравнивают громкость, уменьшают резкие пики, подавляют второстепенные частоты, обрабатывают эквалайзером для придания голосу естественности;
- сводят вокальные партии с основным треком, исправляют фальшивые ноты;
- совершают панорамирование;
- делают «утепление» вокала;
- завершающим этапом будут реверберация и накладка дилэй.
Интерфейс приложения Audacity
Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше.
Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть.
Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.
Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.
Первоначальное значение
Мюнхенская придворная часовня
Стиль а капелла впервые появился во времена композитора Жоскена де Пре в конце 15 века, а в конце 16 века занял видное место у Палестрины , который использовал его в своей хоровой музыке для Сикстинской капеллы .
Термин «а капелла» основан на итальянском alla cappella и первоначально означает музыку «в стиле часовни » (церковный хор). Сначала это понималось как полифоническая вокальная музыка, в которой хор сопровождается музыкальными инструментами, а инструменты играют именно то, что поют голоса ( colla parte ).
— Иоганн Готфрид Вальтер : Музыкальный лексикон, 1732 г.
— Ф.А. Брокгауз: Всеобщая немецкая настоящая энциклопедия для образованных классов. Лейпциг 1851 г.
Это означает практику исполнения вокальной музыки, которая может быть представлена по-разному. По возможности капельмейстер использовал для выступления существующие инструменты. Инструменты могли дублировать или заменять певческие голоса. В 17 веке музыка а капелла нашла свое отражение в кантатах .
Практика исполнения Сикстинской капеллы была особым случаем еще в 18 веке:
— Иоганн Готфрид Вальтер : Музыкальный лексикон, 1732 г.
Как создается
Поговорим о том, как сделать акапеллу, не посещая студию. Для этого разработаны специальные программы. Сначала нужно записать вокал в моно-режиме при определенных параметрах. Полученный материал сохраняется в файле с форматом wav. Далее следует этап обработки записи. Для этого подойдет любой музыкальный редактор. Необходимо задать громкость вокала. Выполнить наиболее трудоемкую задачу поможет эквалайзер. Далее проводится «утепление» вокала. Завершающим этапом является накладка делей и ревербация. На этом основную обработку акапеллы можно считать завершенной.
Отметим, что современные композиторы также обращаются к этому жанру. Сегодня a cappella поют не только в церквях. К данному жанру обращаются различные коллективы со своей аудиторией. Пение a cappella представлено в разнообразных жанрах: роке, ритм-энд-блюзе, джазе, массово-популярном направлении, народной музыке.
Дискография
Альбомы
Заголовок | Детали альбома | Пиковые позиции в чарте | Сертификаты | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AUT | ПЛАВНИК | GER | JAP | NED | ШОС | SWE | SWI | Соединенное Королевство | |||
Хелём Халиб |
|
— | — | — | — | — | — | — | — | — | |
U получил 2 знать |
|
8 | 1 | 10 | — | 11 | 9 | 12 | 1 | 10 |
|
Двигайся, детка |
|
— | — | — | 49 | — | — | — | — | — | |
Война на небесах |
|
— | 12 | — | 66 | 64 | — | — | 25 | — | |
Капелла |
|
— | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Лучшее из Капеллы |
|
— | — | — | — | 77 | — | — | — | — | |
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории. |
Одиночные игры
Год | Заголовок | Пиковые позиции в чарте | Сертификаты | Альбом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ITA | AUT | BEL | ПЛАВНИК | GER | IRE | NED | SWE | SWI | Соединенное Королевство | ||||
1988 г. | «Push the Beat / Баухаус» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 60 | Хелём Халиб | |
1989 г. | «Хелём Халиб» | — | — | — | — | — | 29 | — | — | — | 11 | ||
«Энергетическая месть дома» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 73 | |||
1990 г. | «Выйди из моего дела» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«Все слушают это» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | Не альбомный сингл | ||
1991 г. | «Все» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 66 | U получил 2 знать | |
1992 г. | » Take Me Away » (с участием Лолеатты Холлоуэй ) | — | — | — | — | — | 12 | — | — | — | 25 | Не альбомный сингл | |
1993 г. | «U Got 2 Know» | — | — | 30 | — | 21 год | 7 | 26 год | — | 29 | 6 | U получил 2 знать | |
«U Got 2 Know» (пересмотренный) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 43 год | |||
» U Got 2 Let the Music » | 8 | 1 | 6 | 1 | 3 | 6 | 9 | 14 | 1 | 2 |
|
||
1994 г. | » Двигайся, детка » | 3 | 3 | 7 | 1 | 4 | 9 | 1 | 9 | 1 | 7 | ||
» U & Me » | 5 | 15 | 14 | 1 | 14 | 25 | 4 | 15 | 13 | 10 | |||
» Двигайся вверх » | 8 | — | 17 | 6 | 33 | 26 год | 8 | — | 19 | 16 | |||
1995 г. | «Не гордись» | — | — | 27 | — | — | — | 26 год | — | — | — | ||
» Скажи мне дорогу » | 6 | — | 27 | 15 | — | 29 | 24 | — | 35 год | 17 | Война на небесах | ||
1996 г. | «Мне нужна твоя любовь» | 20 | 34 | — | 6 | — | — | 30 | — | — | — | ||
«Поверните его вверх и вниз» | — | — | — | 7 | — | — | — | 54 | — | — | |||
1997 г. | «Ты сбежал сейчас» | — | — | — | 10 | — | — | — | — | — | — | ||
«Будь моей детка» | — | — | — | 11 | — | — | — | — | — | 53 | Капелла | ||
«Ты разорвал мой мир на части» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||
1998 г. | «Выбрасывание» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«UR Сила любви» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | Не альбомный сингл | ||
2002 г. | «U Got 2 Know 2002» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 97 | ||
2004 г. | «Ангел» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории. |
акапельно как правильно писать
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
Акапелла – это пение только голосом, без музыкального аккомпанемента. Возникла еще в 17 веке. На протяжении долгого времени была сугубо религиозным действием. Однако со временем акапелла выходит за рамки богослужения и становится распространенным светским стилем и популярным жанром. Многие русские композиторы 20 века пишут хоровые (акапельные) произведения. В нынешнем столетии большое количество ансамблей поют a capella.
Сложности и требуемые навыки
Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны.
Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу
При коллективном исполнении также важно знать свою партию
Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать
Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию
Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку
При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания
Кто из композиторов обращался к акапелле?
Как указывалось выше, акапелла – это коллективное пение (ансамблевое или хоровое), в котором отсутствует аккомпанемент (инструментальное сопровождение). Русское, украинское, болгарское и грузинское народное творчество насыщено песнями акапелльного склада. Как стиль a capella возникла в средние века. Наивысший расцвет акапеллы пришелся в эпоху Возрождения. Среди композиторов этого времени следует отметить нидерландских полифонистов: Я.Обрехта, Ж.Депре, Г.Дюфаи, Я.Окегема, Ж.Беншуа, О.Лассо. Выдающаяся роль в развитии данного стиля принадлежит Палестрине (композитору римской школы). В России акапелльное пение изначально встречается в культовой музыке: творчество М.Березовского, Д.Бортнянского, А.Веделя. А в конце 19 века к написанию хоров a capella обращаются С.Рахманинов, С.Танеев, П.Чесноков, А.Кастальский и многие другие. Советские композиторы сочинили огромное количество хоровых произведений. Это Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Давиденко, В.Салманов, В.Шебалин, М.Коваль и другие.
Жанры и применение
Пение акапелла довольно широко распространено и встречается в самых разных жанрах: народные песни, церковное пение, джаз, фолк, рок и многие другие.
Особенности исполнения и звучания a капелла открывают широкий спектр применения этого стиля исполнения.
- Мужские хоры акапелла отличаются глубиной и величием. Наиболее известным в России является «Хор Турецкого».
- Женский вокал более мягкий и нежный, отчего женские хоровые ансамбли при пении a capella могут создавать мелодичные переливы, отдаленно напоминающие птичьи трели.
- Некоторые вокальные коллективы используют пение a капелла для имитации музыкальных инструментов. К ним относятся: Pentatonix, Take 6, Van Canto и многие другие.
- Наиболее сложной задачей считается спеть акапелла соло. Поэтому практикуется такое исполнение чаще всего опытными вокалистами. Однако получаемые при этом невероятные ощущения от прослушивания стоят затраченных сил певца.
Хор Турецкого
Члены
Артисты сцены:
- Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
- Певец: Этторе Форести (1989-1991)
- Певица: Анна Росс (1992-1993)
- Певица: Келли Оверетт (1993-1995)
- Певица: Эллисон Джордан (1995-1998)
- Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
- Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1992-1993)
- Рэпер: Родни Бишоп (1993-1995, 1995-1998)
- Рэпер: Патрик Осборн (1995)
Художники-исполнители:
- Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
- Певица: Эйлейна Деннис (1994-1995) (вокал в песнях «Move On Baby», «U & Me» (версия из альбома), «Don’t Be Proud»)
- Певица: Джеки Рэйв (1994) (вокал на «Move It Up»)
- Певец: Зитей Массия (1995-1997) (вокал в альбоме War In Heaven)
- Певица: Эллисон Джордан (1995-1998) (иногда вокал и бэк-вокал в альбоме War In Heaven)
- Певица: Беверли Скит (1997-1998) (вокал на альбоме «Cappella»)
- Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
- Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1994-1996) (рэп-исполнение на «Move On Baby,» U & Me «,» Move It Up «и альбоме War In Heaven)
- Рэпер: Тициано Пагани (1997-1998) (рэп-исполнение на альбоме «Cappella»)
Большая часть вокала на альбоме U Got 2 Know и более ранних треках Cappella — это прямые сэмплы из других песен. Они не напрямую от вокалистов студии.
Характеристика
Yale Whiffenpoofs а капелла исполняют песню «Bright College Years»
Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.
Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчестве Джованни Палестрины.
Стиль пения «а капелла» развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.
Как стиль профессионального хорового искусства пение «а капелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в Римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII—XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.
Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В Древневосточных православных церквях (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг.
В мировой литературе существует огромное количество работ, написанных для исполнения без музыкального сопровождения, как мужским, так и смешанным хором. К ним относятся оратории, сюиты для хора и солиста, циклы песен, реквием. Также в них прослеживается большое влияние традиций духовной музыки.
Пение а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (сочинения Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.
В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение».
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.