Святитель афанасий ковровский. житие

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Иконография

Святитель Афанасий Ковровский. Икона

В 1999-2000 гг., к прославлению
Афанасия, на основе его фотографий было создано неск.
икон с поясным изображением святителя в саккосе и митре,
с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой
руке (с текстом из стихиры рус. святым): иконописцем Н.
Е. Алдошиной — для Владимирской епархии, инокиней
Ермионией (Карзевич) — для Боголюбова мон-ря близ
Владимира, а также в иконописной мастерской ц. свт.
Николая в Клённиках. К перенесению мощей святого Н. В.
Масюковой (иконописная школа МДА) была написана икона,
на к-рой Афанасий представлен с непокрытой головой, в
левой руке — Евангелие. На иконе Собора новомучеников и
исповедников Российских, выполненной в иконописной
мастерской ПСТБи (в наст. время находится в храме Христа
Спасителя, одна из копий, 2001 г.,- в храме Казанской
иконы Божией Матери в Реутове), образ Афанасия  помещен
3-м слева от престола, за иконой сщмч. митр. Кирилла
(Смирнова).

Я. Э. Зеленина

Почти современники

Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво

Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия. Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.

Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.

Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей.

В свое время Д. С. Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли». Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.

Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками. Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших.

В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может. Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.

Православные тексты

Содержание молитвенных обращений к владыке Афанасию можно найти в Новых Богослужебных текстах, утвержденных Святейшим Патриархом и Священным Синодом РПЦ.

Тропарь

Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюстителя,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.

Кондак

Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.

Величание

Велича́ем тя, святи́телю о́тче Афана́сие, и чтим страда́ния твоя́, я́же во испове́дание Правосла́вие во Оте́честве свое́м утверди́л еси́.

Почитание святого в православии

Память святителя Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью святителя Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день успения.

Управление епархией в Александрии передавалось от дяди к племяннику. Основателем родственной преемственности был святой Афанасий, а Кирилл — одним из его потомков. Он также отстаивал православные догматы, противостоял несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — почитаемая реликвия со времен процветания Константинополя. Их перенесли в столицу Римской империи из Александрии. В начале XIII века крестоносцы привезли часть мощей в итальянский монастырь Монте-Кассино. В середине XV века святые останки Афанасия перевезли в Венецию. В 1973 году перст святого был доставлен в Каир в качестве подарка от Папы Римского.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяцеслове, датированном серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери князя Суздальского Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святителя Александрийского находилась в иконе-мощевике князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах освящали церкви и престолы в честь святого Афанасия, но древние постройки утрачены. Особенно святителя почитали в Новгородском княжестве после чудесного избавления от монгольского войска и прекращения мора.

«Молитва всех вас спасет…»

Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители Церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.

В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.

В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя Церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.

Последние годы своей жизни владыке пришлось ограничиться келейным богослужением, в чем, впрочем, были и свои преимущества. И дело было не только в так огорчавшем епископа Афанасия повсеместном сокращении церковных служб. Только в собственной келье можно было, например, молиться перед аналойной иконой, на которой была изображена царская семья и Патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка. Только в пространстве, лишенном посторонних глаз и ушей, можно было каждый год 7 и 8 ноября (советские праздники, посвященные Октябрьской революции) проводить в строгом посте и молитве за Россию.

Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Церковный историк М. Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов.

Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет».

Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.

Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

Литература[ | ]

  • Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Вест. рус. христиан. движения. — 1983. — № 107. — С. 170—211 (с ред. исправлениями и без указания автора).
  • Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2.
  • Афанасий (Селичев) , игумен. Епископ Афанасий (Сахаров) как хранитель церковных традиций в период гонений // Меневские чтения, 2006. — Сергиев Посад, 2007. — С. 60—82.
  • Молитва всех вас спасёт. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и прим. О. В. Косик. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — (Мат-лы по новейшей истории Русской православной церкви) — 710 с.
  • Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн. / . — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской православной церкви); Кн. 1: А — Н; Кн. 2: О — Ю.
  • Сахарова А. «Неперемолотый» владыка // Кифа : газета. — № 9 (147). — Июль 2012 года.
  • Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец / авт.-сост. инокиня Сергия (Ежикова). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. — 432 с. — ISBN 978-5-00-009015-2.
  • Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / авт.-сост. Г. И. Катышев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 512 с. — ISBN 5-7533-0396-X.
  • Косик О. В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2020. С. 108—116.
  • Косик О. В. Письма 1954—1962 гг. к святителю Афанасию Ковровскому как источник по истории Русской Православной Церкви и её культуре // Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской Православной Церкви» / науч. ред., сост. И. Л. Кызласова // Труды ГИМ. М., 2020. Вып. 206. с. 214—224.
  • «Я боролся с неверием». Следственное дело по обвинению епископа Афанасия (Сахарова) / Публ. О. Косик // Богословский сборник. — 1999. — Вып. III. — С. 228—257.

Литургическое творчество

В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем им было предложено установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».

В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).

Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.

Таким образом архив епископа Афанасия попало несколько сот служб и акафистов, причём им делались правки и примечания. На основе этих материалов им готовились «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.

Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия <…>, осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».

Монах и преподаватель[править | править код]

12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября — в сан иеромонаха.

С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.

С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 — преподаватель во Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики, заведующий религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном Успенском соборе во Владимире, награждён набедренником.

С 1914 года член совета Православного братства св. Александра Невского. В 1917 году делегат епархиального и Всероссийского съездов духовенства и мирян, 2-го Всероссийского монашеского съезда, член Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, награждён наперсным крестом, игумен.

В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.

В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.

Участие в Поместном собореправить | править код

В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран заместителем члена Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.

Краткая биографическая справка

Дата рождения : 2 июля 1887 г.Место рождения : с. Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернииПринял постриг : 12 октября 1912 г.Рукоположен во диакона : 14 октября 1912 г.Рукоположен во иерея : 17 октября 1912 г.Рукоположен во епископа Ковровского : 10 июля 1921 г.Дата смерти : 28 октября 1962 г.Место смерти : г. Петушки Владимирской области

Владыка Афанасий (Сахаров), в 2000 году прославленный как святитель и исповедник, занимает особенное место в ряду лиц Русской церкви XX века.


Непримиримый борец с расколом «живоцерковников», отказавшийся признать законность присвоения митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1930 г. и ставший одним из самых влиятельных епископов «катакомбной» церкви, духовно окормлявший самые разные общины «непоминающих», он же в 1945 году признает законность избрания патриарха Алексия I и призывает к этому духовных чад.

Большая часть его епископства, по составленным им самим «Датам и этапам моей жизни» (почти 30 из 42 лет) проходит в лагерях и ссылках, еще 10 лет, в том числе и 8 последних, он на свободе, но не на епархиальном служении. После освобождения из последней ссылки владыка оказывается вынужден служить у себя дома.

Сергей Иосифович Фудель познакомился с еп. Афанасием в 1923 г., в первой ссылке. Он был одним из трех архиереев, кто присутствовал на венчании С.И. Фуделя и Веры Максимовны Сытиной. Продолжилось их духовное общение и после окончания последней ссылки владыки, когда он, поселившись в г. Петушки, благословил семью Фуделей поселиться в находящемся неподалеку г. Покров.

Отношение владыки к своим злоключениям

Все несчастья и тяготы тюремно-лагерной жизни епископ Афанасий переносил очень стойко. Никто ни разу не видел, чтобы он возроптал или впал в уныние, наоборот, все современники в своих воспоминаниях дружно подчеркивают, что святитель не только держался мужественно, но и находил в себе силы подбадривать и утешать других. В бесконечных скитаниях по тюрьмам да ссылкам, епископ постоянно подвергался длительным изнуряющим допросам.

До наших дней дошла копия, снятая с протокола 1943 года. На бумаге значится начало допроса: 23.00 и конец 03.30. То есть пожилого хворогочеловека мучили почти всю ночь! Возвращаясь с процедуры дознаний, которые нередко сопровождались избиениями, епископ первым делом благодарил Бога. Ему казалось, что в заключении он более свободен, чем оставшиеся в миру братья, которым ежечасно приходится бороться с чумой обновленчества. 

«А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии», – писал он в 1926 году из Владимирской тюрьмы.

Во всех документах и в письмах он ставит подпись: «Епископ Афанасий Сахаров», тем самым давая четко понять своим мучителям, что не отрекается от сана и веры, что его не сломить. Позиция епископа предельно прямолинейна: он не ищет благорасположения тюремного начальства, он просит предоставить ему те права, которые полагаются архиерею.

Из письма епископа Ковровского наркому внутренних дел:

Он не просил милости, они ее не оказывали.

В Ивановской тюрьме в 1936 году его допрашивали по пять часов, били, потом снова волокли на допрос.  Ему не давали спать, сыпали соль на раны,калечили  ноги, чтобы он не мог выстаивать на службах. Но он не изменял себе. Один из репрессированных священников, деливших камеру с епископом Афанасием, вспоминал, как сильно ошеломила его обстановка тюремной обители:

Уже после всех своих мытарств, находясь на покое, владыка ни разу не поминал о годах неволи со скорбью или гневом. Его письма – образец душевной стойкости и удивительного, просто немыслимого для тогдашних условий терпения.  В них – вера в человека соединяется со смиренным принятием Божественного Промысла: «….Слава Богу за все. Аминь…».

Афанасий стал монахом и участвовал в Поместном соборе

Житие святого в этот период бытия прошло в строгом соответствии с заветами Библии. Молодой Сахаров становится монахом в 1912 году и быстро делает духовную карьеру.

Буквально за месяц он прошел путь от простого монаха до иеромонаха и настоятеля Рождественского монастыря.

1912
в этом году Сергей Сахаров взял обет монаха

Святой Афанасий служил в непростое время. Шла Первая мировая война, в стране военное положение, начинаются проблемы с продовольствием. Потихоньку начинает подниматься народная волна. Совсем тяжко стало в феврале 1917 года. Николай II отрекается от престола, к власти приходит Временное правительство. Несмотря на видимость порядка империя катится к анархии.

Смешение царя оказалось на руку Православной церкви. РПЦ находилась в жестком контроле со стороны светских властей с момента правления Петра Великого. Тогда духовную власть преобразовали в государственный институт.

Поэтому первая революция семнадцатого года стала для церковников праздником освобождения. Еще не успели обсохнуть чернила на бумаге с отречением Николая 2, как Священный синод объявил о независимости.

Царь Николай II. Из-за его безвольности и слабохарактерности в стране настала смута и анархия, приведшая к гражданской войне и иностранной интервенции

Летом того же года собрали Поместный собор. На нем определили векторы развития Русской Церкви, принимались новые законы. Принял участие в соборе и Афанасий.

Он выступал с рядом докладов, стал содокладчиком в других. Принял участие в работе над созданием служб для возрожденного праздника Всех Святых.

Завершающие годы жизни святого

Афанасий Сахаров, епископ Ковровский в последние годы своей жизни

7 ноября 1943 года епископ все еще находился в ссылке, когда за ним снова пришли и арестовали. После чего святого отправили в Москву на очередной допрос. 10 апреля 1944 года Афанасий произнес слова, ставшие причиной очередного приговора:

После этой фразы приговор оказался довольно суров. Немолодого уже мужчину отправили в сибирские лагеря сроком на восемь лет. Там Сахаров работал ассенизатором и плел лапти.

Начиная с 1947 года переведен на группу инвалидности, по причине преклонного возраста. Святой не прекращал следить за новостями и положительно воспринял назначение патриархом Алексия I. По мнению святого Алексий не имеет грехов и не был никем осужден.

Из-под стражи освободился в конце 1954 года, после чего поступил на содержание в Зубово-Полянский дом инвалидов. Там святой отец жил до марта 1955 года. Дождавшись разрешения на въезд в город Тутаев, он временно остановился в нем. Уже из Тутаева Афанасий отправился к последнему месту жительства – селу Петушки.

27 октября 1962
в этот день Афанасий Сахаров умер

Многочисленные аресты и заключения не сломили дух Афанасия. В последние годы жития, уже после переезда в Петушки, он занимался изучением православных наук и жизнеописаний святых. Исправлял православный календарь, который выпускали в Москве.

Это рака, в которой хранятся мощи новомученика Афанасия Ковровского

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

Литература

  • «Церк. Вед.» 1913, № 36, с. 451.
  • «ЖМП» 1957, № 1, с. 28-29.
  • «Церк. и Жизнь» (обн.) 1922, № 3, с. 5.
  • «ЖМП» 1957, № 2, с. 20, 1958, № 11, с. 19, № 12, с. 9, 1959, № 1, с. 13, 1963, № 3, с. 76-77.
  • ФПС I, № 121, с. 5, III, с. 2.
  • ФАМ I, № 38, с. 4.
  • «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинарий на 1917 год», с. 43.
  • Письмо епископа Афанасия от 9/22 мая 1955 года.
  • Автобиография епископа Афанасия (Сахарова). «Вестн. Свящ. Синода» 1926, № 7, с. 8.
  • Архимандрит Иоанн (Снычев): «Церковные расколы 20-х и 30-х годов», с. 384.
  • Vest. russ. chr. dv. 81(1966)13-17.
  • ZMP 1962, 12, 15-17.
  • Es war noch vor der Loealitatserklarung Sergijs.

Хронология жизни и арестов Сахарова в 1922-1930 гг.

1922
в этом году произошел первый арест Сахарова

Дата Событие
Март 1922 Первый арест Сахарова
Май 1922 Следующий арест. Причина — мутная история с пропажей церковной утвари Суздальского Спасского монастыря Батюшку приговорили к году лишения свободы. Целый срок Сахаров не просидел – отпустили по амнистии
Август-Сентябрь 1922 Два раза арестовывали из-за ярого протеста обновленческого движения церкви. После второго ареста отправлен в Москву, где помещен в Таганскую тюрьму

По итогам слушаний приговорен к ссылке в Зырянский край

14 ноября 1922 — январь 1925 Святой Афанасий пребывал в изгнании. Местом ссылки стало село Керчомья близ города Усть-Сысольск
Февраль 1925 Вернулся во Владимирскую епархию и стал первым помощником архиепископа Владимирского Николая
Декабрь 1925 Афанасий полностью взял управление Владимирской епархией на себя
15 января 1926 Из-за ряда арестов и сложной ситуации во Владимирской епархии, паства осталась без духовника. Епископ Афанасий в обращении к народу благословил их на посещение церковных служб соседних епархий. За подобную деятельность и самоуправство немедленно оказался арестован
Ноябрь 1926 Сахаров становится главной Николаевской епархии. Советской власти это кажется незаконным. Епископа просят сдать полномочия и удалится. Афанасий остается на месте, аргументируя, что не может бросить паству
2 января 1927 После ноябрьских событий его арестовали и этапировали в столицу. Там епископ посидел сначала на Лубянке, а затем осваивал тюремную камеру Бутырки

Вскорости оказался приговорен к трем годам ссылки подальше от места событий. Основной причиной изгнания стала принадлежность Афанасия к группе архиереев, возглавляемых Страгородским

Все время заключения провел в Соловецком лагере. Работал сторожем и счетоводом. Из-за отвратительных условий жизни заболел сыпным тифом

Февраль 1930  Не успел вернуться из одной ссылки, как сразу попал в другую. На этот раз оказался отправлен в Туруханский район. Познакомился с митрополитом Кириллом и жил у него в 1932 году

Вернулся из заключения в 1933. По возвращению сразу отказался подчиняться юрисдикции Страгородского (митрополит Сергий)

Сбор и исправление служб отдельным русским святым

Ирмологий с правкой святителя Афанасия (Сахарова) Ковровского

Поместным Собором была подготовлена
программа работ по внесению в месяцеслов памятей всех
рус. святых. Подготовка полного месяцеслова «с точным
указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и
всех памятей святых, как вселенских, так и русских,
общецерковно и местно чтимых» была поручена комиссии под
председательством архим. Неофита (Осипова), членом к-рой
стал Афанасий. Комиссия не успела приступить к работе,
но в 50-60-х гг. XX в. Афанасий, единственный оставшийся
в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и
систематизации служб рус. святым. Ему удалось найти и
исправить более 200 служб, в большинстве своем
неопубликованных. Результатом этой работы стали
материалы к дополнительным рус. Минеям, причем
сентябрьский том был подготовлен целиком. В кон. 70-х
гг. XX в., когда Изд-во Московской Патриархии приступило
к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи
Афанасия, а главное, сама идея расширения состава
служебных Миней были использованы.

Поминовение святого

Современная Русская православная церковь канонизировала несколько священнослужителей советского периода.

2000
в этом году Афанасия Сахарова канонизировали

В числе их оказался и Афанасий, Епископ Ковровский. Архиерейский собор канонизировал Сахарова как новомученика и исповедника Российского. Произошло это в августе 2000 года.

Святого Афанасия просят о помощи в работе и конфликтах с коллегами.

День памяти просветителя Афанасия — 28 октября. На эту дату назначают службу святому. В этот день миряне могут обратиться к святому.

Афанасий помогает людям при упадке сил, проблемах на работе и конфликтах с коллегами. Так же новомученик покровительствует понесшим утрату, перенесшим лишения и нуждающимся в покаянии.

В 2012 году Священный синод утвердил тест служения святому Афанасию и призвал к повсеместному почитаю новомученика. С тех пор молитва не редактировалась и применяется по сей день.

Молитва:

О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная!

Ты, древнею землею Владимирскою и святою Лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною.

Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.

Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая.

Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.

Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей,

расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Добрый архипастырь: исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова):

https://youtube.com/watch?v=uZKJmtTWVKI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector