Воздвижение креста господня в 2021 году

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сентября). История праздника

История праздника.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в
воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По
описанию древних христианских историков (Евсевия,
Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко
Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие
победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста
Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого
желания благочестивая мать Константина — Елена
— отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания
Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни
обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию,
записанному у Григория Турского, место обретения Креста
Господня под развалинами языческого капища указал один
престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший
христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста,
гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая
прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест
Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о
нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной
силе Креста Господня (по свидетельству многих историков,
прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся
при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена
и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту.
А так как, вследствие множества народа, не все могли
поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все
могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на
высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой
Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту,
восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и
получил свое начало и название праздник Воздвижения
Честнаго и Животворящего Креста, который был уже
установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест
был обретен перед праздником Святой Пасхи, то
первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на
второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма
Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения
был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма
совершалось собором епископов, прибывших со всех концов
Римской империи, это событие послужило поводом к
распространению празднования Воздвижения в этот день во
всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было
соединено другое воспоминание — о возвращении Древа
Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с
Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом,
разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в
Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно
пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и
заключения мира, Святое Древо Креста Господня было
возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император
встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению
патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в
храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие
совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании
Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении
Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения.
По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245
года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в
каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест
Господень был раздроблен на малые части и разнесен по
всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего
времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма
Воскресения, и принадлежит грекам.

Предпразднство и попразднство.

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста
Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один
день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства
(с 15 по 21 сентября). Отдание праздника – 21
сентября.

Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и
Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед
Воздвижением.

Версия для печати

Народные традиции и обычаи

До крещения Руси праздник 27 сентября называли «ставров день», считается, что это название произшоло от от греческого слова «ставрос» — крест. В этот день существовал обычай на стенах и дверях дома рисовать кресты мелом, углем, чесноком, тестом и даже кровью жертвенного животного. В хлев к скотине вешали кресты, связанные (гвозди было использовать нельзя) из ветвей рябины как символа солнца. Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть. Таким образом крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы. В дохристианской Руси символ креста являлся знаком солнца, тепла и жизни.

С праздником Воздвижения среди простых люди были связаны многие особенности быта. «Пришло сдвиженье – кафтан с шубой сдвинулся» (или «хлеб с полей сдвинулся»), – говорили в народе. Тем самым крестьяне намекали на скорый приход зимы и на уборку хлеба с полей.

На ставров день начинали заготавливать капусту на зиму — квасить и солить. Девушки часто устраивали капустные вечерки, которые могли длиться до двух недель. Согласно поверью, девушки, собиравшиеся на такие вечерки, должны были семь раз прочитать особое заклинание. После этого понравившийся парень влюблялся в девушку без памяти. Число семь было непростым (например, семь христианских таинств). Считалось, что помолившимся в этот день прощается семь грехов. А вот на того, кто Воздвижение не праздновал, должны были свалиться семь грехов.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго‑западе земли. Море в народном сознании связано со смертью. С ней же связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце. Следовательно, волшебная страна Ирий не что иное, как древнеславянское представление о рае.

Традиции и обычаи дня

У христиан сложились определенные правила празднования, объединившие в себе традиции церкви и народа. После окончания всенощного бдения и литургии присутствующие прикасаются к Кресту, кланяются, священник проводит помазание елеем. Крест не убирают до дня отдания праздника Воздвиженья, т. е. до 4 октября. Одежды священнослужителей, платки женщин всегда темные, траурные.

С давних времен, чтобы защитить свою семью, жилище от всяческих напастей и неприятностей, совершают крестный ход или обход, призывая Высшие Силы на помощь. Не забывают об этой традиции и поныне — в каждом поселении, где есть церковь, прихожане участвуют в таком действе.

В память о страданиях Христовых в этот день постятся и не употребляют любые продукты животного происхождения. Разрешены только растительные масла, блюда готовят простые и постные, что говорит о скромности, воздержании. По этому поводу существует поговорка: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится».

В церковь приносят угощение, раздают его бездомным, нуждающимся, желают им только хорошего — щедрость окупится и дающему будет сопутствовать удача. Издавна считается, что все начинания будут неудачными, поэтому важные дела лучше отложить на другой день, но сватов засылать можно.

По народному календарю к этому дню должны закончиться работы по сбору урожая, начинается подготовка к зиме, например, можно уже квасить капусту. Поэтому-то в некоторых местностях у праздника есть другое название: Капустник. На праздничном столе обязательно присутствуют блюда из капусты, капустные пироги.

Для защиты жилища, скотины, урожая от нечисти в доме, хлеве, амбаре рисуют кресты сажей, мелом, угольком, чесночной долькой или делают их из веточек, травинок. С этой же целью приносят три церковные свечи и, соединив их вместе, обносят все углы, читая при этом защитную молитву.

Так же проводят ритуал очищения жилища святой водой — ее свойства в этот день усиливаются. Энергия воды отгонит все плохое, защитит от злых духов. Один из добрых обычаев — загадать желание, глядя на пролетающую мимо стаю птиц.

Испытание Креста

Теперь трудно было определить, на каком из крестов был распят Спаситель. Вопрос был решен путем испытания, предложенного патриархом Макарием.

В окрестностях жила одна женщина, уже долгое время страдавшая от неизлечимой болезни и находящаяся при смерти. Ее принесли, и сначала к ней приложили первые два креста, но ей не стало лучше. После приложения третьего Креста она мгновенно исцелилась (по другим данным, исцеление произошло, как только ее осенила тень от Креста).

Существует также версия, что при прикосновении к Святому Кресту воскрес умерший человек, уже приготовленный к погребению.

Столь убедительные доказательства не оставляли сомнений. Интересно, что старик Иуда, указавший место, сам принял христианство и впоследствии даже стал Иерусалимским патриархом, преданным на мучение при императоре Юлиане Отступнике.

Традиции поклонения

С того момента началось поклонение Животворящему Кресту. Вначале патриарх поднимал Его, чтобы как можно большее число людей смогло Его увидеть. При этом люди произносили одну из основных христианских молитв: «Господи, помилуй». На этой основе впоследствии был разработан чин поклонения Кресту в соборах, когда святыню поднимает над головой архиерей.

Из истории: Елена начала строить храмы в Иерусалиме и по всей святой земле.

Первой была построена церковь Воскресения на месте обретения Животворящего Креста. Всего было построено восемнадцать храмов в разных священных для христиан местах.

Точных сведений о последующей судьбе святыни нет. Известно, что она была разделена на частицы и разошлась по храмам во всем христианском мире. Первоначальное разделение на две части было осуществлено Еленой, которая часть отослала к Константину, а часть оставила заключенной в драгоценный ковчег на поклонение для народа в Иерусалиме. Толпы народа приходили в храм и прикладывались ко Древу. Возглавлял поклонение епископ. Но, несмотря на принятые строгие меры, разделение Древа на частицы продолжалось.

Из истории войны с Персией

В 7 веке, при императоре Фоке, святыня была похищена в ходе персидского нашествия и перевезена в Персию. Но преемник Фоки, император Ираклий, восстановил порядок. Вначале его военные действия против персидского царя Хозроя не увенчались успехом. Тогда он прибегнул к молитвам, постам и богослужениям.

Важно: Господь помог благочестивому правителю, и победа над персами состоялась. В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим

В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим.

Тогда совершилось очередное чудо. Древо в храм понес на плечах сам Ираклий. Он был одет в царское облачение. Но при подходе к Лобному Месту почему-то царь не смог идти дальше. Тогда к патриарху Захарии пришло откровение, что мученический Крест надлежит нести в простой одежде и с босыми ногами. Ираклий переоделся в простую одежду и смог продолжить движение.

Крест был возложен на свое прежнее место в храме.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Воздвижение Креста. Сирия.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста  совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Воздвижение Креста Господня: история

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)

Последнее евангельское чтение, завершающее наше осеннее поклонение обретенному святой Еленой Кресту Христову – короткий отрывок из Евангелия от Марка.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Господь говорит парадоксами: кто хочет спастись – тот погибнет, а кто погибнет ради Него и принесенной Им Благой Вести – тот спасется. Важна также последовательность: сначала – отвергнись себя. Но что это значит?

Речь идет об отвержении того, что святитель Феофан Затворник называет «самостью». О смирении. Но не игре в смирение, подменяющей его сплошь и рядом. О покаянии как перемене ума, что дословно и означает это понятие. Ницше назвал бы это «переоценкой всех ценностей».

Богу приносят в жертву самое ценное, а самое ценное – это так называемый «ум». Или «плотское мудрование», говоря словами апостола Павла. И он же, обращаясь к христианам, пишет «а вы имеете ум Христов». Отказаться от своего «ума», чтобы иметь ум Христов. Что невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

Важно лишь упорное желание отказа от «своего», вменение его ни во что по примеру того же апостола. При принятии своей судьбы (взятии креста), а с ней и всего ужаса этого мира, что и будет означать наше следование за Христом

Спасение только в этом.

История каждого – каждая история – может стать историей спасения, священной историей, но может и оказаться всего лишь одним из бесчисленных сериалов с бездарным сценарием, бездарной режиссурой и бездарными актерами. Ничем.

Как когда-то заметил А. Ф. Лосев: «Жизнь или бессмыслица, или жертва». Разумеется, эта позиция – крайняя. Но разве не таковы требования Христа, если читать их незамыленным взглядом, не сводя Его учение к благостной мыльной опере с религиозным антуражем?

Если мы действительно веруем в распятого Бога, то взять крест свой и идти позорным, страшным путем на Голгофу для нас не только естественно – это наша потребность. Крестный путь – наивысшая радость для христианина, радость о том, что он не забыт у Бога, коль скоро удостоен соучастия в Его самоотречении, Его пути.

Апокалиптический ХХ век разрушения «христианского мира» и возникновения на его руинах «постхристианской», т.е. антихристианской цивилизации заставляет звучать сегодняшние евангельские слова Христа со всей их изначальной остротой и бескомпромиссностью. Мы стоим на пороге новой эпохи, жизнь в которой будет строиться не на Евангелии, а вопреки ему, равно как и вопреки всем традиционным основам любой из культур прошлого.

И потому кажется, что слова Христа обращены больше к людям нашего времени, чем того, когда Он странствовал на лодке по Генисаретскому морю и проповедовал галилейским крестьянам. Обращены, как и тогда, ко всем, но расслышать их могут лишь имеющие уши. И не ожесточившие сердца, когда ожесточиться ему есть от чего, как есть от чего отчаяться.

Единственный способ избежать этой «болезни к смерти» — взирать на крест, чем нейтрализуется яд смертельных змеиных укусов «века сего». На крест как на конечную точку нашего земного пути и как на символ победы, за которой – Воскресение и вечная жизнь в Царстве будущаго века.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Возвращение из плена

В VII веке произошло другое важное событие – это возвращение Древа Креста из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим

Город был разграблен, и вместе с другими сокровищами царь забрал в Персию и древо Животворящего Креста. Святыня находилась у иноземцев ровно четырнадцать лет, пока в 628 году император Ираклий не одержал победу над персами. Он заключил с Персией мир и вернул Животворящий Крест на родину в Иерусалим.

Что было дальше с величайшей Святыней христиан, доподлинно не известно. По одной из версий Крест находился на родине до 1245 года, другие же историки считают, что он был разделен на части и разнесен по всему миру. Одна из частей Животворящего Креста по сей день хранится в ковчеге в Иерусалиме в алтаре храма Воскресения.

НЕДЕЛЯ ПЕРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ (ИН. 3, 9-17)

Начинается все с пророчества Христа о Его распятии, для чего в ночном разговоре с осторожным Никодимом Он использует известный ему образ из священной истории. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах, – говорит Спаситель Никодиму. – И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Змей на шесте и распятый Сын Человеческий, «червь, а не человек», Которого фарисеи и первосвященники считали искусителем, традиционно символизируемым змеем из сада Эдемского…

Никодим, конечно же, помнил эту историю: От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.

Образно говоря, все мы, называющие себя христианами, проходим через пустыню (пустыня притиснута к нам в вагоне метро, как писал Элиот) и все ужалены змеем, все умираем от яда, называемого на языке восточнохристианской традиции семенем тли (тления).

И всем нам дан знак, взгляд на который нейтрализует яд. Однако едва ли мы сознаем все безумие и соблазн этого знака – безумие для эллинов и соблазн для иудеев по слову апостола Павла. Также вряд ли нам дано почувствовать хоть в малой степени весь ужас этой самой отвратительной и позорной казни, само упоминание о котором в римском обществе считалось неприличным. И, вероятно, не только в римском.

Черное от мух кровоточащее мясо, растянутое на виселице, обнаженное тело проклятого, ибо проклят всякий, висящий на древе… Помыслить Бога таким – немыслимо, но это – единственно возможный, без обиняков, ответ Иову и всем, кто предъявляет счет Творцу за человеческие страдания, страдания детей, страдания невинных.

В противном случае, если Богу нет дела до наших мук, то и мы имеем полное моральное право устраивать свою жизнь сами, платя Ему той же монетой равнодушия. И никакие богословские уловку тут не помогут.

Человек может обойтись и без религии, довольствуясь, скажем, философией, но философия не дает ответа на вопрос о смысле страдания, точнее, любой ответ здесь – ответ страдающему на гноище, в ГУЛАГе или в Беслане человеку – такое же «надутое пустословие», как и богословствование «друзей Иова». Ответ дает только Крест. И его уподобление медному змию, конечно, не просто сравнение.

Господь дает понять Никодиму, что Он, казненный как совратитель, как лжепророк, как богохульник, как воплощенное зло, казненный самой чудовищной и унизительной из казней, придуманных людьми, – Единородный Сын Божий и то, что произойдет с Ним, произойдет для того, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Верить в распятого Богочеловека – этот абсурд уже нечто большее, чем религия, философия, чем что бы то ни было. Соблазн и безумие. И лишь преодолев изнутри этот соблазн и это безумие можно войти в жизнь вечную как ветхозаветному иудею или древнему эллину, так и человеку сегодняшнего дня.

Говоря словами Артюра Рембо, «любовь необходимо выдумать заново». Заново открыть для себя и открывать постоянно, избавляясь от всей той слащавой сентиментальщины и недомыслия, на которые провоцирует это заезженное, девальвированное едва ли не больше всех других слово. Избавиться от инерции и автоматизма, от привычных стереотипов, от «священных коров».

Воссоздать любовь, любовь Христову, что, понятно, выше человеческих сил, но Христос, если внимательно читать Евангелие, требует от Своих учеников то и дело именно то, что непосильно ни для какого человека. Потому что лишь сверхчеловеческое усилие осеняет благодать жизни вечной. К этому мы вернемся, рассматривая евангельский отрывок, читаемый в Неделю по Воздвижении.

Поздравления на Воздвижение Креста Господня 2021 в прозе

Поздравляю с великим праздником света и радости души — с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть этот день подарит благодать в семью и здравие, милосердие души и доброту сердца, свет и радость, счастье и мир.

Со святым праздником! Мира в доме, благополучия в семье, ярких и искренних улыбок и душевных, теплых, добрых слов. Пусть Господь слышит и внемлет молитвам, оберегает от бед и невзгод. Счастья и тепла на сердце!

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть в этот день станет чистой душа и светлыми помыслы, пусть сердце возрадуется, пусть в жизнь придёт счастье, любовь, благодать и надежда, пусть будет добрым здоровье и добрыми поступки. Желаю милосердия, добродушия и мира.

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть в твоей жизни господствует мир и благодать. Я от души желаю тебе силы духа, силы веры, силы надежды. Желаю, чтобы Господь оберегал тебя и твою семью от зависти, лжи и болезней. Желаю уверенно строить своё счастье из крепких стен любви, милосердия и доброты.

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего хочу всем сердцем пожелать жить в благодати, мире, верной любви и доброй надежде. Пусть в твой дом стучатся только хорошие люди, только радостные вести, только счастливые дни.

И в горести, и в радости пусть Крест Животворящий помогает тебе справиться с мыслями. И пусть радостей в твоей жизни будет как можно больше, а горести пусть обходят тебя стороной. В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня я от чистого сердца желаю тебе мира и праведной жизни в нём, а также любови, добра и неугасаемой надежды на всё хорошее.

Поздравляю с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть тобой движет сила веры и терпимости. Желаю тебе мира и покоя души, счастья и крепкого здоровья. Желаю, чтобы в твоей жизни не было места вранью и предательству. Желаю, чтобы в твоём сердце вечно жила любовь.

Пускай в этот праздничный день возликует ваша душа. Пускай ваши сердца наполнятся светом, добром и счастьем. Желаю, чтобы крепкая вера помогала вам в жизни, берегла от бед, неудач и разочарования. Поздравляю с воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня!

Желаю в душе всегда свет беречь, не испытывать зависти и злых мыслей. Пусть Бог хранит семью, дом и очаг от всех невзгод. И пусть крест на груди защищает от всех напастей. Желаю мира и счастья, чтобы все молитвы были услышаны.

Пусть крест, который на груди мы носим, нас оградит от всех возможных бед, пусть вера в Бога помогает нам совершать чудо, верить в него и быть милосердными. Желаю щедрой судьбы, крепкого здоровья и светлых дней. С праздником!

О чем просят и в чем помогает образ

Страстная молитва, обращенная к иконе, дарит чудесное избавление от болей и хворей, прогоняет неизлечимые болезни, дает надежду страждущим. Обращаются с мольбой к Кресту Спасителя, его образу и чудотворной силе. Просят покоя, укрепления, исцеления ран, выздоровления после тяжелых операций. Помогает икона от зубных болей, при воспалении суставов, от хронических мигреней.

Излечение от бесплодия

Чистая, искренняя молитва, вознесенная к святому образу, иконе, помогает женщинам зачать ребенка. Даже если все врачи наперебой заявляют об их бесплодии

Не важно, как молящаяся будет обращаться к иконе – вслух или мысленно. Главное, чтобы это было от души

Помощь при родах

Обычно роженицы, их родственники (матери) традиционно возносят молитву Богородице, ее образу на иконе. Она – защитница всех женщин, Матерь Божья. Обращение к иконе Животворящего Креста может оказаться не менее эффективным. Если молитва возносится в памятную дату Воздвижения, то для всех православных обязателен строгий пост: накладывается запрет на яйца, мясо, рыбу – продукты животного происхождения, а также молочные.

Исцеление различных болезней

Перечень недугов, от которых можно избавиться силой обращенной к иконе, Кресту молитвы, удивительно широк. Сюда относятся как телесные, так и душевные хвори. Вообще, как утверждают пастыри, любая искренняя молитва, независимо от того, кому она адресована, творит чудеса. Главное – верить в силу слова и обратить всю страсть в мольбу, обращение к святому символу.

В качестве примера исцеления верующие приводят следующий случай: однажды у одного мужчины, в Бога и чудеса не верующего, очень сильно воспалились десны. Боль мучила его сутки напролет, мешая и спать, и есть, и просто работать. По совету знакомых, взял он немного масла из лампады, стоявшей у иконы, смазал больное место и обратился с молитвой к образу. Все прошло, как будто бы и не было. Мужчина уверовал в силу иконы, а на следующий день страстно и благодарно молился, преклонив перед ней колени.

Дарование душевного покоя и равновесия

Силой слова исцелял душевнобольных и беснующихся Христос. Такой же силой наделен Крест Господень, его изображение. Молиться о снисхождении душевного покоя можно как самим страждущим, так и их близким. В смутные времена чистая, откровенная молитва, обращенная к Кресту, дает душевное спокойствие, прогоняет страхи и неуверенность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector