В начале было слово

Главные слова

Святой апостол Павел учит нас: «…Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17).

Следовательно, чтение и  изучение Писания должны стать основным занятием христианина, тем паче семинаристов, будущих священнослужителей.

Самое большое приобретение – пропустить через свою жизнь Слово Божие, впустить его в каждый миг

Важно, чтобы евангельские слова были не фантасмагорией или сказкой, а воплощенной реальностью

Господь ожидает от каждого из нас главных слов, преображающих этот мир – слов правды и любви, справедливости и сострадания, милости и надежды. От наших слов зависят будущее, история. Мы их формируем сказанными словами, наполняем жизнь смыслом или обессмысливаем ее.

Нужно учиться следить за своими словами. Избегайте слов, разрушающих вашу душу и хрупкий мир ближних, учитесь контролировать свои мысли и высказывания, соизмеряйте их со сказанным в Евангелии. Пусть слово Священного Писания станет вашей золотой мерой, вашим барометром и совестью.

Помните, что именно к вам со страниц Библии обращается Сам Господь, именно вам рассказывает свои притчи, именно с вами говорит и ждет отклика вашей души и призыва.

Любое слово должно быть подкреплено делом. Если мы будем говорить красивые и грамотные слова, но они не будут отражением нашей собственной жизни, то никакой пользы мы не принесем ни себе, ни другим.

Таким пастырям никто не поверит.

«Надо прежде научиться управлять собой тому, кто хочет управлять другими, исправить себя тому, кто хочет исправлять других, учить себя тому, кто хочет учить других», – поучает святитель Тихон Задонский.

Господь же даст силы, которые так необходимы каждому, кто хочет воссоздать в себе образ Божий, принять Слово и воплощать Его в жизнь.

У вас сегодня есть уникальная возможность стать участниками подлинного духовного образования. Именно к вам сегодня обращены слова Священного Писания: «Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам»  (Притч. 23:12).

Помолимся же преподобному Нестору Летописцу, покровителю и защитнику наших Киевских духовных школ, чтобы по его молитвам Всевышний вам дал силы нести Его Слово и укрепляться в Нем.                                                                                                                                                              

О книге

Иногда возникает желание отвлечься, хочется почувствовать, что ты словно живёшь какой-то другой жизнью. А читая книги, ты будто отправляешься в другой мир и можешь побыть кем-то другим или посмотреть на этих других намного ближе и внимательнее. Можно забыть о настоящем и погрузиться в то, что происходит на страницах книги.

Книга Драгункина Александра Николаевича, Образцов Александр «В начале было слово. Русское» относится к жанру наука и поможет приобрести новые знания и с успехом их применять в своей жизни. Это книга, в которой можно найти для себя полезные мысли и сделать выводы, наблюдая за поступками героев. Каждый герой – особенная личность со своим внутренним миром, достойная внимания и изучения.

В начале было слово, а потом что?

Утверждение о том, что мысли материальны часто звучит из наших уст ритуально и дежурно. Люди даже не подозревают насколько это точно и насколько серьёзно. Что нам говорит древняя «Палея Толковая на жидовина сказанная». Читаем:

«Превечный Бог, безначальный и бесконечный, будучи Богом сил, сначала сотворил огненных духов – своими ангелами и слугами, – как о том божественный Давид писал в 103-м псалме. Всего Бог сотворил 10 чинов: первый чин – ангелы, второй чин – архангелы, третий чин – начала, четвёртый – власти, пятый – силы, шестой – престолы, седьмой – господства, восьмой – многоокие херувимы, девятый чин – шестикрылые серафимы: к десятому чину те, кто превратился в демонов. Над всеми силами каждого чина Господь Бог поставил старшин, воевод и начальников чинов. Ангелам по природе понимать смысл слов безмолвно и сноситься друг с другом только мысленно».

Кто такие духи, сотворенные безначальным и бесконечным Богом? Как они могли появиться? Да, только в мыслях их сотворившего. Иных инструментов не было. Еще вообще НИЧЕГО не было. Итак, очевидно, что ангелы, архангелы, начала и все десять чинов огненных духов и слуг – это мысли Бога.

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

«В начале было Слово» — фраза, с которой начинается «Евангелие от Иоанна», является одной из самых популярных библейских цитат. И, к сожалению — одной из самых неверно понимаемых.

Чаще всего в ней слышат некое подтверждение важности литературного труда. «В начале было слово», — веско и значительно говорит какой-нибудь писатель, имея в виду свое драгоценное творчество

Также, эту фразу цитируют еще и для того, чтобы утвердить преимущество гуманитарных наук перед науками естественными и математикой, подразумевая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел сказать Иоанн Богослов. Полностью первый стих его Евангелия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И главный вопрос заключается в том, Что (или Кто) тут — Слово.

В оригинальном тексте Нового Завета на месте русского — «Слово» стоит древнегреческое ὁ Λόγος (logos), которое можно переводить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало — около ста значений. Переводчики Евангелия взяли самое первое значение из словаря — «слово». Но с таким же успехом они могли перевести logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошибкой, хотя, наверное, тогда перевод потерял бы в поэтичности и выразительности, а смысл этого текста по-прежнему остался бы непонятным.

Дело в том, что начальная фраза «Евангелия от Иоанна» была обращена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать культурно-исторические реалии той эпохи. Слова — Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») — апостол Иоанн адресует прежде всего к интеллигенции Римской империи. Понятие Логоса играло очень важную роль в античной философии. Еще живший в шестом веке до Рождества Христова знаменитый древнегреческий философ Гераклит говорил, что в основании мира лежит Логос, который «люди не в силах постичь». Он понимал его как мировой разум, существующий в виде метафизического огня, периодически вспыхивающего и потухающего. А во времена пришествия Христа среди образованных слоев Римской империи была очень популярна философская школа стоиков. От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем Логосе, или законе, определяющем все происходящее.

Когда Иоанн Богослов писал Евангелие, он, конечно, знал об этом значении слова Логос в эллинской философии и о том, какую важную роль это понятие в ней играло. Однако он не просто заимствует актуальный термин с почтенной историей, но — преображает его, дает ему совершенно иное значение. Теперь Логос это уже не безликий закон — это Личный Бог. То есть — не что, а Кто.

Кстати, в процессе исторического распространения христианства по всей Земле возникла необходимость перевода Священного Писания на языки других народов. И тут начальная строка «Евангелия от Иоанна», задала очень непростую задачку филологам и философам. Например, китайские переводчики Нового Завета решили что в китайской философии античному Логосу соответствует Дао, и перевели слова апостола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В русском же переводе эта фраза прозвучала, как всем сегодня известное — «В начале было Слово». Однако вовсе не о литературном слове говорит здесь Апостол, но — о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, умершем на Кресте за наши грехи и Своим воскресением открывшем человечеству путь к Жизни Вечной.

Вся евангельская история была радикальным ударом по мыслительным привычкам того времени. Недаром другой апостол, апостол Павел говорил, что «мы проповедуем Христа распятого — иудеям соблазн, эллинам безумие». Действительно, история о распятом Боге казалась многим культурным эллинам, взращенным на античной философии, верхом безумия. Они не могли понять, как умерший и воскресший Бог, Бог-личность, а не безличный универсальный разум, может быть Логосом, Принципом и Словом мира, по Которому и Которым он сотворен. Бог должен быть свободен от любых границ и определений, считал какой-нибудь философ. Это мировой разум, но не Личность. Безличное универсальное Что, а не Кто. Однако такой философ не замечает, что в данном случае он просто-напросто ставит пределы Божию могуществу. Ведь он на самом деле говорит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в том числе и быть Личностью, рожденным и несотворенным, стать Богочеловеком. Бог всемогущ. Он не ограничивается никакой логикой, сколь угодно глубокой и утонченной.

На заставке фрагмент фото Kansas Poetry (Patrick)

Что такое родственные души

Комиссар Катар утверждает, что десять ангельских чинов – это десять способов мышления, присущих людям. У ангелов господств, например, мышление государственное. Поэтому именно они наставляют наших правителей на Земле. Но, судя по ситуации в мире, не очень у них это получается.

Ангелам силы и мыслить сподручно с позиции силы… «Я бы не хотел сейчас описывать все ангельские чины, поскольку не желаю давать знания людям принявшим сторону зла – самим им не разобраться – глупы до невозможности. А умный человек, сам разберется, в том, что я сказал», — пишет Катар. И продолжает:

А родственные души – это не что иное, как принадлежность к одному ангельскому чину. Родственные души пользуются одним из десяти способов мышления. Так что, если вы из ангелов Люд, то почти каждый человек вам родственная душа. Однако, встречаются среди нас и духи иных небесных ипостасей. Им сложнее найти резонансные думы на земле.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

1.2–3. «Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Здесь апостол Иоанн начинает самостоятельную «расшифровку» предыдущего стиха, раскрывая смысл трёх упомянутых им утверждений. Перед нами предстаёт первая загадка Божественного домостроительства. Бог-Сын-Слово одновременно и совечен Богу-Отцу, и рождён от Него. То есть Он рождён от Отца, изначально пребывая вместе с Отцом. Это означает, что не существовало и доли времени, в которое Бог-Отец пребывал без Бога-Сына. В физическом мире такое невозможно, но в мире духовном возможно всё. В богословии подобные «загадки» называются «антиномиями». Любая антиномия – это закон, который противоречит самому себе, оставаясь при этом непреложным законом. Именно антиномии часто становятся «камнями преткновения» в диспутах с неверующими людьми. Ведь методами светской науки и человеческой логики невозможно доказать ни один церковный догмат. Но если мы не примем эти догматы как непререкаемую истину, то уже не можем называться христианами.

Так оканчивается первая часть евангельского «пролога» и пасхального «зачала», повествующая об отношении Бога-Слова к Богу и миру. Уже только три первых стиха дают плод для многодневных, а то и многолетних духовных размышлений. Вторая часть «пролога» служит логическим продолжением первой. Если первые три стиха первой главы раскрывают сущность Бога-Сына-Слова, то последующие десять (с 4-го по 13-й) свидетельствуют о Его присутствии в мире и Его участии в жизни всех людей.

1.4. «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Жизнь, о которой говорит евангелист, имеет двоякое значение. Это одновременно и жизнь физическая, и жизнь духовная. Но главным и единственным источником как одной, так и другой жизни выступает Божественное Слово. Фраза «в Нём была жизнь» отчётливо напоминает о том, что как родиться никто из нас не может без воли Божией, так и обрести веру мы можем только по Его произволению, и спасение в вечной жизни получено нами только по Его неиссякаемой любви. Под светом евангелист понимает просветительскую миссию Бога-Сына. «Он дал нам свет познания и в сем свете жизнь», – отмечает святитель Иоанн Златоуст.В православном богослужении часто встречаются упоминания о воплотившемся Слове как источнике Божественного Света. «Свет Христов просвещает всех!» – эти слова мы слышим на Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится Великим постом. Каждый раз, на вечерне, во время пения гимна «Свете тихий», мы мысленно возвращаемся к событиям глубокой древности, когда мир жил в ожидании Спасителя. Бог-Сын был призван стать светом славы Небесного Отца, дающим нам вечную жизнь. И вот обетование исполнено: Мессия воплотился от Девы. Не потеряв Божественного облика, Он принял человеческое естество, чтобы просветить Своё творение светом евангельской проповеди. Поэтому в конце утрени, воздев руки ввысь, священник возвещает хвалу Господу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Испрашивая у Бога благословение на прихожан в конце первого часа, который присоединяется к утрене, священник обращается к Господу с такими словами: «Христе, Свете истинный, просвещай и освящай всякого человека, грядущего в мир, да знаменается (то есть проявится, запечатлеется) на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный». Кроме этого, в нашем богослужении существуют особые песнопения – «светильны», которые различными эпитетами характеризуют Бога как источник нетварного света. Ежегодным напоминанием христианам о Свете Христовом служит и следующая за Пасхой Светлая седмица.

С этой книгой читают

Начало конца. Апокалипсис Перминов Владимир Васильевич

В этой книге идет рассказ о зомби апокалипсисе. Все происходящие события развиваются в России. Главные герои в надежде, что это все происходит не во всем мире,…

3
 (4)

Начало Алексей Федорочев

Попаданец, куда же без них… Ветеран вооружённых сил РФ погибает, и попадает в другой мир, в тело парня, одарённого магией.

4.3
 (1)

Слово о полку ИгоревеЭпосы, легенды и сказания

«О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его —

В похвалу трудам его и ранам —

По былинам…

3.7
 (3)

Толковый словарь русского языкаОжегов Сергей Иванович, Шведова Наталия Юльевна

Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием классического «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. В новое издание Словаря вошло около 100 000 слов,…

4.2
 (2)

НачалоМишин Виктор Михайлович

Он потерял всё, но получил Второй шанс. Шанс прожить жизнь так, как подобает настоящему честному человеку. Он – Сергей Новиков. Во время перезахоронения останков деда,…

2.5
 (1)

Русский спецназ. ТрилогияМарков Александр Владимирович

Лето 1915 года. Первая мировая война в самом разгаре. Российский Генштаб получает информацию о применении немцами на Западном фронте нового, поистине дьявольского оружия,…

4
 (5)

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 годаЛомоносов Михаил Васильевич

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные…

4.3
 (4)

Начало. Техник-интендант Поселягин Владимир Геннадьевич

Никогда бы не подумал, что стану попаданцем. Видимо от слова попа. А ведь стал. Глупо вышло, часовой выстрелил на движение и привет Привратник на Перекрёстке. Тут на…

3.1
 (5)

Йоханана – 3 глава

1 Среди прушим был человек по имени Накдимон, который был руководителем иудеян.

2 Этот человек пришёл к Йеhошуа ночью и сказал ему: “Раби, мы знаем, что ты учитель, посланный Элоhим, потому что никто не может совершать чудеса, творимые тобой, если Элоhим не будет с ним”.

3 “Да, верно, – ответил ему Йеhошуа, – говорю тебе, что пока человек не родится заново, свыше, он не может увидеть Царства Элоhим”.

4 Накдимон сказал ему: “Как может взрослый человек вновь родиться? Может ли он вернуться в утробу матери и родиться во второй раз?”

5 Йеhошуа ответил: “Да, именно, говорю тебе, что до тех пор, пока человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Элоhим.

6 От плоти рождается плоть, дух же рождается от Духа.

7 Не удивляйся тому, что я говорю тебе, что ты должен родиться заново, свыше!

8 Ветер дует там, где ему угодно, и ты слышишь его звук, но не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. Так происходит со всяким, рождённым от Духа”.

9 Накдимон ответил: “Как же это может произойти?”

10 Йеhошуа ответил ему: “Ты занимаешь пост учителя Израиля, и не знаешь этого?

11 Да, именно! Говорю тебе, что мы говорим то, что знаем; о чём мы свидетельствуем, мы видели. Но вы не принимаете нашего свидетельства!

12 Если вы не верите мне, когда я говорю вам о мирском (о материальном мире), как вы сможете поверить мне, если я стану говорить вам о небесном?

13 Никто не поднимался на небеса; лишь один сошёл с небес – Сын Человеческий.

14 Подобно тому, как Моше вознёс змея в пустыне, так должен быть вознесён Сын Человеческий,

15 Чтобы всякий человек, верящий в него, приобрёл вечную жизнь.

16. Потому что Элоhим так сильно возлюбил мир, что отдал Своего единственного и неповторимого сына, чтобы всякий, верящий в него, не погиб, но приобрёл вечную жизнь.

17 Так как Элоhим послал сына в мир не судить мир, но чтобы через него мир спасся.

18 Не попадают под осуждение те, кто верят ему. А те, кто не верят, уже осуждены тем, что не верят единственному и неповторимому сыну Элоhим.

19 Вот в чём заключается осуждение: свет пришёл в мир, но люди полюбили тьму, а не свет. Почему? Потому что их дела злы.

20 Так как всякий, творящий зло, ненавидит свет и избегает его, чтобы не обнаружились его дела.

21 Но всякий, творящий истинное, стремится к свету, чтобы все видели, что дела его исполняются в Элоhим”.

22 После этого Йеhошуа и его талмидим направились в окрестности Йеhуды, где он оставался с ними некоторое время и проводил водное погружение.

23 Также и Йоханан проводил водное погружение в Эйнаиме, возле Шалема, потому что там было много воды; и люди продолжали приходить, чтобы принять водное погружение.

24 (Это было до заключения Йоханана в темницу.)

25 Между талмидим Йоханана и иудеянами возник спор о ритуальном омовении;

26 И они подошли к Йоханану и сказали: “Раби, ты знаешь того человека, который находился с тобой на той стороне Ярдена, того, о котором ты говорил? Так вот, он проводит погружение, и все идут к нему!”

27 Йоханан ответил: “Никто не может ничего взять на себя, если только не будет ему дано с Небес.

28 Вы сами можете подтвердить – я не говорил, что я Машиах, но что я послан перед ним.

29 Жених – это тот, у кого есть невеста, но друг жениха, стоящий рядом и слушающий его, радуется голосу жениха. И теперь моя радость совершенна.

30 Его авторитет должен расти, а мой уменьшаться.

31 Приходящий свыше превыше всего. Взятый от земли – земной, он рассуждает как земной; приходящий с небес превыше всего.

32 Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но при этом никто не принимает его слов!

33 Всякий, кто всё же принимает его слова, подтверждает печатью истинность Элоhим,

34 Поскольку посланный Элоhим говорит слова Элоhим, потому что Элоhим не ограничил меру Духа, данного ему –

35 Отец любит сына и всё передал в его руки.

36 Всякий человек, верящий в сына, имеет вечную жизнь. Но тот, кто непослушен сыну, не увидит этой жизни, он продолжает испытывать на себе гнев Элоhим”.

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

Юрий Пущаев

«В начале было Слово» – фраза, с кото­рой начи­на­ется «Еван­ге­лие от Иоанна», явля­ется одной из самых попу­ляр­ных биб­лей­ских цитат. И, к сожа­ле­нию – одной из самых неверно пони­ма­е­мых.

Чаще всего в ней слышат некое под­твер­жде­ние важ­но­сти лите­ра­тур­ного труда. «В начале было слово», – веско и зна­чи­тельно гово­рит какой-нибудь писа­тель, имея в виду свое дра­го­цен­ное твор­че­ство. Также, эту фразу цити­руют еще и для того, чтобы утвер­дить пре­иму­ще­ство гума­ни­тар­ных наук перед нау­ками есте­ствен­ными и мате­ма­ти­кой, под­ра­зу­ме­вая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел ска­зать Иоанн Бого­слов. Пол­но­стью первый стих его Еван­ге­лия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И глав­ный вопрос заклю­ча­ется в том, Что (или Кто) тут – Слово.

В ори­ги­наль­ном тексте Нового Завета на месте рус­ского – «Слово» стоит древ­не­гре­че­ское ὁ Λόγος (logos), кото­рое можно пере­во­дить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утвер­жде­ние», «разу­ме­ние», «зна­че­ние», «дока­за­тель­ство», «про­пор­ция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало – около ста зна­че­ний. Пере­вод­чики Еван­ге­лия взяли самое первое зна­че­ние из сло­варя – «слово». Но с таким же успе­хом они могли пере­ве­сти logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошиб­кой, хотя, навер­ное, тогда пере­вод поте­рял бы в поэ­тич­но­сти и выра­зи­тель­но­сти, а смысл этого текста по-преж­нему остался бы непо­нят­ным.

Дело в том, что началь­ная фраза «Еван­ге­лия от Иоанна» была обра­щена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать куль­турно-исто­ри­че­ские реалии той эпохи. Слова – Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁΛόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») – апо­стол Иоанн адре­сует прежде всего к интел­ли­ген­ции Рим­ской импе­рии. Поня­тие Логоса играло очень важную роль в антич­ной фило­со­фии. Еще живший в шестом веке до Рож­де­ства Хри­стова зна­ме­ни­тый древ­не­гре­че­ский фило­соф Герак­лит гово­рил, что в осно­ва­нии мира лежит Логос, кото­рый «люди не в силах постичь». Он пони­мал его как миро­вой разум, суще­ству­ю­щий в виде мета­фи­зи­че­ского огня, пери­о­ди­че­ски вспы­хи­ва­ю­щего и поту­ха­ю­щего. А во вре­мена при­ше­ствия Христа среди обра­зо­ван­ных слоев Рим­ской импе­рии была очень попу­лярна фило­соф­ская школа сто­и­ков. От Герак­лита стоики почерп­нули мысль о про­ис­хож­де­нии мира из огня и о пери­о­ди­че­ски повто­ря­ю­щемся воз­вра­ще­нии мира в огонь, а также учение о миро­пра­вя­щем Логосе, или законе, опре­де­ля­ю­щем все про­ис­хо­дя­щее.

Кстати, в про­цессе исто­ри­че­ского рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства по всей Земле воз­никла необ­хо­ди­мость пере­вода Свя­щен­ного Писа­ния на языки других наро­дов. И тут началь­ная строка «Еван­ге­лия от Иоанна», задала очень непро­стую задачку фило­ло­гам и фило­со­фам. Напри­мер, китай­ские пере­вод­чики Нового Завета решили что в китай­ской фило­со­фии антич­ному Логосу соот­вет­ствует Дао, и пере­вели слова апо­стола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В рус­ском же пере­воде эта фраза про­зву­чала, как всем сего­дня извест­ное – «В начале было Слово». Однако вовсе не о лите­ра­тур­ном слове гово­рит здесь Апо­стол, но – о Христе, Боге-Слове вопло­тив­шемся, жившем среди людей, умер­шем на Кресте за наши грехи и Своим вос­кре­се­нием открыв­шем чело­ве­че­ству путь к Жизни Вечной.

Вся еван­гель­ская исто­рия была ради­каль­ным ударом по мыс­ли­тель­ным при­выч­кам того вре­мени. Неда­ром другой апо­стол, апо­стол Павел гово­рил, что «мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того – иудеям соблазн, элли­нам безу­мие». Дей­стви­тельно, исто­рия о рас­пя­том Боге каза­лась многим куль­тур­ным элли­нам, взра­щен­ным на антич­ной фило­со­фии, верхом безу­мия. Они не могли понять, как умер­ший и вос­крес­ший Бог, Бог-лич­ность, а не без­лич­ный уни­вер­саль­ный разум, может быть Лого­сом, Прин­ци­пом и Словом мира, по Кото­рому и Кото­рым он сотво­рен. Бог должен быть сво­бо­ден от любых границ и опре­де­ле­ний, считал какой-нибудь фило­соф. Это миро­вой разум, но не Лич­ность. Без­лич­ное уни­вер­саль­ное Что, а не Кто. Однако такой фило­соф не заме­чает, что в данном случае он просто-напро­сто ставит пре­делы Божию могу­ще­ству. Ведь он на самом деле гово­рит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в том числе и быть Лич­но­стью, рож­ден­ным и несо­тво­рен­ным, стать Бого­че­ло­ве­ком. Бог все­мо­гущ. Он не огра­ни­чи­ва­ется ника­кой логи­кой, сколь угодно глу­бо­кой и утон­чен­ной.

журнал Фома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector