Фильмы и мультфильмы про барона мюнхаузена

О фильме — краткое содержание

lass=»w3-section w3-button»>
Подробнее: режиссер, в ролях

В ролях: Олег Янковский (барон Мюнхгаузен), Елена Коренева (Марта), Инна Чурикова (Якобина фон Мюнхгаузен), Александр Абдулов (Рамкопф), Игорь Кваша (бургомистр), Леонид Броневой (герцог), Леонид Ярмольник (Феофил, сын барона), Владимир Долинский (пастор), Юрий Катин-Ярцев (Томас), Всеволод Ларионов (судья), Семён Фарада (главнокомандующий).

Барон Мюнхгаузен рассказывает интересные истории.

Про оленя, у которого на голове выросло вишневое дерево. Про то, как он вытащил себя за голову из болота. Вместе с лошадью. Про полеты на луну, про беседы с Шекспиром, Софоклом и Архимедом.

Он стреляет уток через дымоход – и она по дороге успевает хорошенько прожариться и облиться соусом. Он разгоняет облака и объявляет войну Англии. И каждый день с 8 до 10 утра совершает подвиг.

Барон Мюнхгаузен славен не тем, летал он на луну или не летал, а тем, что не врет. Тяжело ему приходится. Ему намекают – присоединяйтесь, барон, незаметно присоединяйтесь. Так ведь, он, подлец такой (собака!), не желает незаметно.

И теперь он улетел. Обещал вернуться. К шести дня.

Зачем стоит пересмотреть фильм «Тот самый Мюнхгазуен»?

— насладиться работой герцога над поднятием верха и опусканием низа;- баронесса, которая доступно объясняет, чем опасен барон на свободе;- барон, решивший своим возвращением испортить всем праздник;- и много чего еще.

Лучший из «Дома монахов»

Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 — 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.

Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга

Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.

Центр города Боденвердера — родины Мюнхгаузена

Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.

В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен

Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.

Самый правдивый

Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.

Другой

Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.

Жестокий мир

Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.

Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.

Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.

Сила любви

В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.

Живая душа

Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы

Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.

Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена

Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику

Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.

Философское начало

Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.

Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.

Смысл финала

В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.

И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.

Всеми любимый лжец

Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».

Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона — полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Фильмы

Галлюцинации барона Мюнхгаузена (1911)

Страна: Франция

Порой даже известным выдумщикам необходимо отдохнуть от суеты, торжественных приёмов и шумных вечеринок, чтобы набраться сил. А сказочные сны могут стать источником вдохновения для новых, ещё более удивительных историй.

Барон Мюнхгаузен за короткий послеобеденный отдых не раз облился холодным потом.

Кто ему только не явился во снах! Огнедышащие драконы, бесы, прелестные нимфы, готовые в любое мгновение обернуться злобным хищником…

https://youtube.com/watch?v=ceAPTdsx0FE%3F

Мюнхгаузен (1943)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ханс Альберс

18 век. Барон Мюнхгаузен, пребывая на службе у Екатерины Великой, оказывается в центре дворцовых интриг и сплетен.

Оказав услугу волшебнику Калиостро, барон получает от него вечную молодость. Вскоре царица назначает Мюнхгаузена командиром полка, и барон принимает участие в сражении с турками под Очаковым. Оседлав пушечное ядро, Мюнхгаузен невольно влетает в крепость, занятую турками, и попадает в плен.

Чтобы получить долгожданную свободу, нужно совершить невозможное — доставить султану бутылку изысканного Токайского вина прямо со стола Марии Терезии. Но ещё никому не удавалось добраться из Константинополя в Вену всего за час…

https://youtube.com/watch?v=4obsDERBMgQ%3F

Барон Мюнхгаузен (1961)

Страна: Чехословакия

В роли барона Мюнхгаузена: Милош Копецки

Космонавт Тоник не подозревал, что, высадившись на Луне, он повстречает там барона Мюнхгаузена, Сирано де Бержерака и жюль-верновского героя Бирбикена.

Персонажи известных книг приняли молодого учёного-астронома, одетого в скафандр, за лунного жителя, и решили рассказать первому «лунному человеку» о Земле.

Наших героев ждут невероятные приключения: плавание внутри огромной рыбы, спасение венецианской принцессы из гарема и, конечно же, совершенно фантастическое возвращение на Землю.

https://youtube.com/watch?v=AYYeredHVQU%3F

Новые приключения барона Мюнхаузена (1972)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: Юрий Саранцев

Барону Мюнхаузену необходимо попасть на встречу с юными читателями, которая проходит в Дворце Пионеров. Но незнание правил дорожного движения приводит к череде невероятных приключений.

Путешествие на вертолёте в огромной банке с надписью «Килька», удивительные события на рыбокомбинате, где нашего незадачливого героя закатали в консервную банку…

Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, а у барона Мюнхаузена всегда найдётся удивительно правдивое объяснение всех происшествий.

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: ‎Олег Янковский

1779 год, Германия.

Нет ни одного человека в округе, кто бы не слышала удивительные истории барона Мюнхгаузена. Кто-то считает, что в рассказах барона нет ни капли правды. Однако наш герой патологически не умеет лгать, а все его фантазии дивным образом сбываются.

Барон Мюнхгаузен мечтает жениться на прелестной девушке по имени Марта, но бывшая супруга барона всячески пытается помешать этому браку…

https://youtube.com/watch?v=OWB4k-YXJUM%3F

https://youtube.com/watch?v=tw0VrqbKe7U%3F

Приключения барона Мюнхгаузена (1988)

Режиссер: Терри Гиллиам

В роли барона Мюнхгаузена: Джон Невилл

Только барону Мюнхгаузену известна вся правда о его невероятных приключениях. Однажды он, легендарный романтик, путешественник и фантазёр всё-таки решается рассказать истинную историю своих похождений.

Но неужели ему на самом деле довелось встретиться с обнажённой Венерой, полетать на раскалённом ядре, сразиться с грифоном, и даже столкнуться с собственной Смертью? Это просто невозможно!..

Но всем на свете известно: барон Мюнхгаузен никогда не лжёт. Все его поразительные истории — чистейшая правда.

https://youtube.com/watch?v=wjAqP6tfqQM%3F

Барон Мюнхгаузен (2012)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ян Йозеф Лиферс

Барон Мюнхгаузен, остановившись в крохотной гостинице, рассказывает нам о своих былых подвигах и приключениях.

Кто бы мог подумать, но именно он, барон, спас Санкт-Петербург и Екатерину Великую, остановив наступление турецких войск. Во время этого кровопролитного сражения барону довелось познакомиться с самым быстрым человеком и с самым могущественным человеком на свете.

Ради победы над турецким султаном бесстрашный Мюнхгаузен оседлал пушечное ядро

https://youtube.com/watch?v=f9NYZRbSR_E%3F

История создания

Автор первых рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена — сам барон Мюнхгаузен. Мало кому известно, что дворянин существовал в действительности. Карл Фридрих родился в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет молодой человек отправился на военную службу, а выйдя на пенсию, проводил вечера за рассказами небылиц:

Мужчина собирал в собственном доме соседей и друзей, усаживался перед пылающим камином и в лицах разыгрывал сцены из пережитых приключений. Иногда барон добавлял к правдоподобным рассказам небольшие детали, чтобы заинтересовать слушателей.

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен

Позже парочку таких небылиц анонимно опубликовали в сборниках «Der Sonderling» («Дурак») и «Vademecum fur lustige Leute» («Путеводитель веселых людей»). Рассказы подписаны инициалами Мюнхгаузена, но мужчина не подтверждал собственного авторства. Слава среди местных жителей росла. Теперь любимым местом для бесед со слушателями стала гостиница «Король Пруссии». Именно там байки веселого барона услышал писатель Рудольф Эрих Распе.

Портрет Рудольфа Эриха Распе

В 1786 году свет увидела книга «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Чтобы добавить остроты, Распе вставил в первоначальные рассказы барона больше несуразицы. Произведение вышло на английском языке.

В том же году Готфрид Бюргер — немецкий переводчик — опубликовал свою версию подвигов барона, добавив в переведенное повествование больше сатиры. Главная мысль книги кардинально изменилась. Теперь приключения Мюнхгаузена перестали быть просто небылицами, а приобрели яркий сатирическо-политический оттенок.

Памятник Готфриду Бюргеру

Хотя творение Бюргера «Удивительные путешествия барона фон Мюнхгаузена на воде и на суше, походы и веселые приключения, как он обычно рассказывал о них за бутылкой вина в кругу своих друзей» вышло анонимно, реальный барон догадался, кто прославил его имя:

Биография

Барон Мюнхгаузен вырос в большой титулованной семье. О родителях мужчины почти ничего не известно. Мать занималась воспитанием отпрысков, отец имел высокий воинский чин. В юношестве барон оставил родной дом и отправился на поиски приключений.

Барон Мюнхгаузен

Молодой человек принял на себя обязанности пажа при немецком герцоге. В составе свиты именитого вельможи Фридрих попал в Россию. Уже на пути в Петербург молодого человека ожидали всевозможные неурядицы.

Зимняя поездка барона затянусь, уже надвигалась ночь. Все было покрыто снегом и селений вблизи не наблюдалось. Молодой человек привязал лошадь к пеньку, а утром обнаружил себя посреди городской площади. Лошадь же висела, привязанная к кресту местной церквушки. Впрочем, с верным конем барона регулярно случались неприятности.

Барон Мюнхгаузен на крыше церкви

Послужив при российском дворе, привлекательный дворянин отправился на Русско-Турецкую войну. Чтобы разузнать о планах неприятеля и пересчитать пушки, барон совершил знаменитый полет верхом на ядре. Снаряд оказался не самым удобным средством передвижения и упал вместе с героем в болото. Барон не привык ждать помощи, поэтому вытащил себя за волосы.

Бесстрашный Мюнгхаузен сражался с врагами, не жалея сил, но все равно попал в плен. Заточение продлилось недолго. После освобождение мужчина отправился в путешествие по миру. Герой побывал в Индии, Италии, Америке и Англии.

Свадьба барона Мюнхгаузена

В Литве барон познакомился с девушкой по имени Якобина. Прелестница очаровала бравого солдата. Молодые люди поженились и вернулись на родину Мюнхгаузена. Теперь мужчина проводит свободное время в собственном имении, посвящая много времени охоте и посиделкам у горящего камина, и с удовольствием рассказывает желающим о своих проделках.

Съемки в Германии

Старинный город, в котором разворачивается действие фильма, вовсе не бутафорский. Вообще-то барон Мюнхгаузен жил в городе Боденвердер под Ганновером, но он находился на территории ФРГ, поэтому организовать съемки проще было в социалистической ГДР. Большая часть картины снималась в старинном городе Вернигероде, почти не пострадавшем в годы Второй мировой войны. На его улицах сохранились старая ратуша, замок и старинные фахверковые дома. В массовку привлекали местных актеров. Однажды Абдулов решил помериться силами с немецким каскадером – на пальцах.

«Абдулов – очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер – человек более опытный – сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту», – вспоминал уже сам Захаров.

Олень безрогий и другие звери

Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.

Но это было еще полдела. На биостанции МГУ достали ствол вишни, к которому прикрепили искусственные цветы. Затем балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем.

Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».

Хиппующая фрау Марта

В фильме совсем мало женских персонажей. По сути они ограничиваются возлюбленной Мюнхгаузена Мартой, роль которой досталась Елене Кореневой, и его формальной женой Якобиной Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. Сложись все немного иначе, Мартой, скорее всего, стала бы Татьяна Догилева, именно ее хотел снимать Захаров. Но худсовет отклонил кандидатуру Татьяны Анатольевны. Помимо Догилевой, на эту роль претендовали Ирина Мазуркевич, Галина Золотарева, Елена Коренева. Актрису выбрали по фото, притом что Коренева в то время носила стрижку «под мальчика».

10 фактов о фильме «Мы из джаза»

Беременная Долина и «неудачная» смерть Брежнева

Для Кореневой это была уже не первая заметная роль. Еще на втором курсе института она сыграла главную роль в картине «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Тогда у молодой актрисы и режиссера случился роман, который продлился несколько лет. Съемки «Мюнхгаузена» в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась наездами, и большую часть времени Коренева проводила в мужском коллективе, испытывая на себе полушутливый натиск мужчин, то предлагающих руку и сердце, как было с Ярмольником, то уговаривающих на дерзкие розыгрыши. «Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства», – писала актриса.

Иногда к ухаживаниям подключался Янковский. Говорят, что как-то раз он подошел к молодой актрисе и томным голосом начал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться… испытать… прочувствовать…». Тут же двое ассистентов подхватили Елену на руки, занесли в комнату Янковского и водрузили на его кровать. Но дальше шуток дело не зашло.

Приключения барона Мюнхгаузена

Частенько забавные ситуации происходят с мужчиной во время охоты. Барон не тратит время на подготовку к походу, поэтому регулярно забывает пополнить запас пуль. Однажды герой вышел к пруду, населенному утками, а оружие было непригодно к стрельбе. Птиц герой ловил на кусочек сала и привязывал дичь друг к другу. Когда утки взмыли в небо, то с легкостью подняли барона и донесли мужчину до дома.

Барон Мюнхгаузен летит на утках

Во время путешествия по России барон увидел странного зверя. В лесу на охоте Мюнхгаузену попался восьминогий заяц. Герой трое суток гонял зверька по окрестностям, пока не подстрелил животное. Заяц имел по четыре ноги на спине и животе, поэтому долго не уставал. Зверь просто переворачивался на другие лапы и продолжал бег.

Друзьям барона известно, что Мюнхгаузен побывал во всех уголках Земли и даже посетил спутник планеты. Полет на Луну состоялся во время турецкого плена. Случайно зашвырнув на поверхность Луны топорик, герой взобрался на стебель турецкого гороха и нашел пропажу в стоге сена. Спуститься обратно было сложнее — стебель гороха завял на солнце. Но опасный подвиг закончился очередной победой барона.

Барон Мюнхгаузен на ядре

Перед возвращением на родину мужчина подвергся нападению медведя. Мюнхгаузен сжал косолапого руками и продержал животное три дня. Стальные объятия мужчины стали причиной перелома лап. Медведь умер от голода, так как ему нечего было сосать. С этого момента все местные медведи обходят борона стороной.

Мюнхгаузена повсюду преследовали невероятные приключения. Причем сам герой прекрасно понимал причину этого явления:

Театральный или киношный Мюнхгаузен?

Интересно, что пьеса была написана Гориным по просьбе актера Владимира Зельдина, который очень хотел сыграть роль легендарного импровизатора. Спектакль по пьесе с успехом шел в Театре Российской Армии. Режиссер Марк Захаров решил воплотить на большом экране историю барона в горинском варианте. Однако главную роль в киноверсии сыграл не Зельдин, а Олег Янковский. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (как и пьесу Горина) нельзя назвать сатирическим в полном смысле этого слова, хотя он полон юмора и веселых приключений. Это настоящая философская драма, где главный герой – энергичный молодой человек, знающий и понимающий значительно больше, чем его окружение, враждебно настроенное к нему. Он отказывается идти на любые компромиссы и, хоть и не может доказать свою правоту, остается верен себе.

Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена

Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.

Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.

Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена — это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.

Янковский вместо Миронова

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Фото: Коньков Александр/ТАСС

Борьба за героя

Надо сказать, что Янковского на главную роль Марку Анатольевичу пришлось пробивать. Несмотря на то что Олег Иванович на тот момент сыграл уже в 30 фильмах. Однако Янковский был далеко не так знаменит по сравнению с Андреем Мироновым, который изначально должен был сниматься в этой картине. Зато Янковский всегда добавлял в свою игру нотку иронии, именно это и было нужно Захарову. И Захаров сумел убедить и Горина (тот тоже настаивал на Миронове), и начальников от кино утвердить на эту роль Олега Ивановича.

Именно игра Янковского определила рисунок всего фильма, добавив сюжету комической ленты некой запредельности происходящего, ироничности, сумасшедшинки. «Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу, — рассказывал в одном интервью Янковский. — Распяли человека и спрашивают: „Ну как тебе там?“ — „Да ничего… Только улыбаться больно“. Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь».

Статья по теме

Под счастливой звездой. Как роль Бабы-яги «выдала» Инну Чурикову замуж

На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».

А звезда труппы Захарова Александр Абдулов, сыгравший любовника баронессы Генриха Рамкопфа, пострадал ради той самой правдивости в кадре. В одной сцене нужно было прыгнуть с высоты. Артист уговорил Захарова, чтобы тот разрешил ему сыграть сложную сцену самому, без каскадёра. В результате Абдулов повредил палец на ноге и работал потом, превозмогая боль.

Инна Чурикова, Олег Ярмольник, Александр Абдулов.  Кадр из фильма

Что касается Броневого, то на момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен.

Статья по теме

«Врать нет сил!» Как предавали и спасали Владимира Долинского

Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Как рассказывал «АиФ» Долинский, сразу после освобождения из тюрьмы его пригласил в гости Захаров: «Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я или с фиксами, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё… В „Ленкоме“ я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3-го уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки… А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться».

Олег Янковский, Владимир Долинский, Елена Коренева. Кадр из фильма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector