Сороковые

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания военного времени. Начало сороковых стало роковым. Фронтовая жизнь была сопряжена с рисками, поэтому годы войны ассоциируются со смертями, тяжело раненными, разрухой. Только эшелоны с эвакуированными людьми ехали со всей страны.

Лирический герой еще совсем юн, и это делает его наивным. Он стоит на полустанке, на нем затасканная ушанка, и звезда на ней вырезана из банки. Но это не останавливает юношу, он стремится защищать родину.

Лирический герой худой, высокий, веселый. Все что у него есть — табак в кисете и мундштук наборный. Он шутит с девушками и еще не совсем понимает, куда он направляется. Герой часто ведет себя самоуверенно. Он больше хромает, легко делится пайкой и все про всех знает, понимает.

Герою, как и тысячам других людей, пришлось отказаться от своей молодости. Они не заметили, как для них смешались в один клубок такие понятие: война, беда, юность, мечта.

Об авторе стихотворения

Советскому поэту Давиду Самойлову выпала судьба жить и творить в военное время. Не просто жить, а быть активным участником боевых действий. Ему шел 22-й год, когда началась многолетняя Великая Отечественная война. В расцвете сил и молодости юноша со студенческой скамьи ушел сражаться за Родину, не зная, суждено ли ему вернуться назад или погибнуть. По состоянию здоровья он не смог участвовать в военных операциях и был направлен на трудовой фронт.

Юноша перенес все тяготы войны и неоднократно был ранен, но судьба берегла его от гибели. Он не только воевал, но и много писал, стал поэтом-фронтовиком. Стихи Самойлова вдохновляли его однополчан, давали им силы в бою, вселяли надежду на победу. Однако печататься Давид стал только в 1958 году.

Война завершилась, но боль от потери товарищей и близких людей не утихала. Пронеся ее в глубине души через всю жизнь, Давид писал песни и стихи на военную, лирическую тематику. Наиболее известные издания поэта:

  • 1958 г. — «Ближние страны» (первый сборник);
  • 1962 г. — «Второй перевал»;
  • 1974 г. — «Волна и камень»;
  • 1978 г. — «Весть»;
  • 1980 г. — «Залив».

Поэт признавался, что ему повезло иметь в товарищах и учителях Михаила Кульчицкого, Бориса Слуцкого. Его произведения вызывали интерес Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. В творчестве поэта кроется стремление к справедливости, свободе и гармонии. Например, анализ стихотворения Давида Самойлова «Слова» о начале осени позволяет судить о том, что оно написано в лирическом настроении, а его «Элегия» пронизана ностальгией.

История создания

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время.

Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Лучшие стихи про войну Давида Самойлова

Сороковые

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Перебирая наши даты

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет — одни деревья.

И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету…
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Если вычеркнуть войну

Если вычеркнуть войну,
Что останется — не густо:
Небогатое искусство
Бередить свою вину.
Что ещё? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость — что своя рубаха
Ближе к телу. И туман…
Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья —
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.
Простота её начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно отмечал.
Если спросят нас гонцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы и рубцы.
Словно может нас спасти
От упрёков и досады
Правота одной десятой,
Низость прочих девяти.
Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где прекрасная свобода
Нам, как смерть, была близка.

Почитайте на нашем сайте стихи о войне других поэтов:Юлия Друнина. Стихи о войнеАнна Ахматова. Стихи о войнеКонстантин Симонов. Стихи о войнеОльга Берггольц. Стихи о войнеРоберт Рождественский. Стихи о войнеЭдуард Асадов. Стихи о войнеБулат Окуджава. Стихи о войнеМуса Джалиль. Стихи о войнеЕвгений Евтушенко стихи о войнеВладимир Высоцкий. Стихи о войне

Послушайте одно из лучших стихотворений Давида Самойлова «Сороковые» в исполнении Юрия Беляева.

https://youtube.com/watch?v=Z24hqiRLjdo

Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов

class=»entry-content clearfix»>

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать анализ произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы

Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание

Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится

И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора

И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.

Долго пахнут порохом слова

Давид Самойлов. Стихи о войне 1941-1945 годов

Тревога

Долго пахнут порохом слова.
А у сосен тоже есть стволы.
Пни стоят, как чистые столы,
А на них медовая смола.

Бабы бьют вальками над прудом —
Спящим снится орудийный гром.
Как фугаска, ухает подвал,
Эхом откликаясь на обвал.

К нам война вторгается в постель
Звуками, очнувшимися вдруг,
Ломотой простреленных костей,
Немотою обожженных рук.

Долго будут в памяти слова
Цвета орудийного ствола.
Долго будут сосны над травой
Окисью синеть пороховой.

И уже ничем не излечим
Пропитавший нервы непокой.
«Кто идет?» — спросонья мы кричим
И наганы шарим под щекой.

Слава Богу!

Слава богу! Слава богу!
Что я знал беду и тревогу!
Слава богу, слава богу —
Было круто, а не отлого!

Слава богу!
Ведь все, что было,
Все, что было,- было со мною.
И война меня не убила,
Не убила пулей шальною.

Не по крови и не по гною
Я судил о нашей эпохе.
Все, что было,- было со мною,
А иным доставались крохи!

Я судил по людям, по душам,
И по правде, и по замаху.
Мы хотели, чтоб было лучше,
Потому и не знали страху.

Потому пробитое знамя
С каждым годом для нас дороже.
Хорошо, что случилось с нами,
А не с теми, кто помоложе.

Сюжетная линия

Делая краткий анализ стихотворения «Сороковые», стоит отметить, что сюжет произведения основан на истории молодого мужчины, которому пришлось пройти через страдания и ужасы военного времени. Он излагает от первого лица те события, которые принесла ему война. Герою всего 20 лет, и он надеется на лучшее, расправляет руки перед жизнью, приветствуя ее, ведь все еще впереди.

Молодость героя помогла ему остаться человеком, не стать бездушным и озлобленным. Этим Самойлов хотел донести до читателя, что, несмотря на ситуацию, всегда нужно оставаться человеком, протягивать руку помощи нуждающимся. Парень остался чутким человеком, даже выживая под разрывами гранат и видя убийства своих соотечественников. Пройдя через этот тяжелый период, он не забыл, как можно радоваться жизни, продолжать мечтать и строить будущее.

Основная задача автора заключалась в том, чтобы донести читателям важную суть:

  • Не нужно ломать свой дух, даже если обстоятельства к этому располагают. Ведь главному герою все же удалось выжить и радоваться жизни после того, как он чуть не погиб от пуль.
  • Наслаждайтесь каждой минутой, в которой вы можете дышать, любить, видеть окружающий мир.

Краткий анализ

Большая часть произведения напоминает сухие кадры кинохроники, личные записи. Подобный стиль наблюдается в стихотворении К. Симонова «Из дневника» и Б. Окуджавы «Проводы у военкомата». Однако представленная Самойловым картина мира является более масштабной. В ней о военной юности размышляет зрелый человек, переживший боль потерь и личные трагедии.

Композиционную структуру произведения можно разделить на три условных части:

  • Первые два четверостишия. В них раскрыта картина военного времени. Дороги, выезды, погорельцы, похоронные извещения — все это в один миг стало страшной реальностью, с которой столкнулись граждане Советского Союза. Тысячи погибших, грязь, боль, разруха… Читатель представляет себе тяжесть, которая легла на плечи людей. Большая смысловая нагрузка отведена здесь слову «роковые». Военные годы определяли судьбы всех людей страны, раскололи человеческие жизни на этапы «до» и «после». Никто не остался в стороне от общей беды. В финальной части стоит многоточие, которым автор старается подчеркнуть, что у каждого человека той эпохи была своя история, свои счеты с войной.
  • Вторая часть содержания. Здесь автор вспоминает годы молодости, когда он был худым, задорным, полным планов и надежд. Он настолько хорошо прописывает детали, что читателю несложно представить юношу в старенькой ушанке с самодельной звездочкой. Он балагурит с девушками, носит кисет для табака в кармане, старается сильнее хромать, делится едой с боевым товарищем. В этом позерстве и лихачестве лирический герой сохранил чистоту юности. Война уже коснулась его, но жалеть еще не о чем, поскольку ощущение трагизма происходящего осознано не до конца. Оно придет позже, когда будут подведены итоги и дана оценка прошедшим событиям.
  • Третья часть. В финале автор делает выводы относительно последствий войны для Родины и его судьбы. В седьмой строфе строки «сороковые, роковые» повторяются, и композиция замыкается в кольцо. Война гуляла по стране в пороховые и свинцовые годы. Однако и в то страшное время люди радовались жизни, кокетничали с противоположным полом. Никто не знал, что произойдет завтра, поэтому учились находить смысл в сегодняшнем дне. Дух русских людей нельзя было сломить, как и зарыть в сырую землю веру в победу.

История создания

Давид Самойлов прошел военные действия от их начала до конца. И несмотря на то, что ему пришлось пережить, писатель находил время и вдохновение, чтобы создать очередное бессмертное произведение. Нельзя сказать, что война была главным вдохновителем для его поэзии, но, пережив многие трагические моменты, он старался изложить на бумаге ту боль и горестное чувство пережитых лет.

Его работы были близки для каждого читающего. В них он описывал фронтовую жизнь. И несмотря на победу, которая была радостна для всего Советского Союза, Самойлов так и не смог забыть чувство горести и печали от потери близких товарищей. Ведь тем, кому пришлось защищать родную землю от немецких захватчиков, так и не посчастливится создать семьи, прожить долгую и счастливую жизнь под мирным, голубым небом.

Он проклинал наш век, войну, судьбу

Давид Самойлов. Короткие стихи о войне (для школьников 5-6 класса)

Мне снился сон

Мне снился сон. И в этом трудном сне
Отец, босой, стоял передо мною.
И плакал он. И говорил ко мне:
— Мой милый сын! Что сделалось с тобою!

Он проклинал наш век, войну, судьбу.
И за меня он требовал расплаты.
А я смиренно говорил ему:
— Отец, они ни в чем не виноваты.

И видел я. И понимал вдвойне,
Как буду я стоять перед тобою
С таким же гневом и с такой же болью…
Мой милый сын! Увидь меня во сне!..

***

Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица,
Над снежной пряжею зимы…
И почему-то вновь приснится,
Что лучше мы, моложе мы,

Как в дни войны, когда, бывало,
Я выбегал из блиндажа
И вьюга плечи обнимала,
Так простодушна, так свежа;

И даже выстрел был прозрачен
И в чаще с отзвуками гас.
И смертный час не обозначен,
И гибель дальше, чем сейчас…

Перед боем

В тот тесный час перед сраженьем
Простуженные голоса
Угрюмым сходством выраженья
Страшны, как мертвые глаза.

И время не переиначишь.
И утешение одно:
Что ты узнаешь и заплачешь,
И что тебе не все равно.

Мальчики уходят на войну

Мальчики уходят на войну,
Возвращаются с войны – мужчины.
Девочками были в ту весну,
А теперь на лбу у них – морщины.

Смотрят друг на друга, узнают,
Бродят вместе, рук не разнимая.
Соловьи вот только не поют,
И любовь у них уже другая.

Видно, мало – памяти сердец,
Знают оба – жить им врозь отныне.
Там начало было, здесь – конец,
А война была посередине.

***

Я недругов своих прощаю
И даже иногда жалею.
А спорить с ними не желаю,
Поскольку в споре одолею.

Но мне не надо одолеть их,
Мои победы не крылаты.
Ведь будем в дальних тех столетьях
Они и я не виноваты.

Они и мы не виноваты,
Так говорят большие дни.
И потому условны даты,
И правы мы или они…

Тема стихотворения

Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.

Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит»

Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.

Обобщенная характеристика и главная мысль

Произведение написано простым для понимания языком. Используя эпитеты «роковые», «замурзанная», «пороховые», автор подчеркивает драматизм происходящего, воспроизводит картину войны. В конце приведены риторические восклицания, что придает стихотворению эмоциональную окраску.

Краткая обобщенная характеристика стихотворения «Сороковые»:

  • тема — хроника голодных военных лет;
  • жанр — автобиографический монолог, лирический стих;
  • размер — четырехстопный ямб (рифмовка смежная и перекрестная);
  • композиция — кольцевая (три условные части);
  • метафора — «война гуляет»;
  • анафора — 4,5,6 строфы;
  • лексический повтор — «…и погорельцы, погорельцы»;
  • инверсия — «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные».

Поэт описал судьбу своего поколения — молодых, озорных и наивных советских девушек и ребят. Не многие из них пережили страшную войну, поскольку им пришлось жертвовать собой во имя светлого будущего. Их молодость, мечты и надежды перечеркнули порох и гарь, чья-то чужая воля. Но и оставаться в стороне от военных событий было нельзя.

Автор говорит о несовместимости войны и прекрасной, полной надежд и планов юной жизни. Однако искалеченное детство и молодость не должны пройти бесследно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector