Благовещенский монастырь

Церковно-археологический музей

На территории православной обители расположена богатая музейная коллекция, рассказывающая о страницах истории Нижегородской епархии. Этот музей размещается на двух этажах башенного корпуса, неподалеку от Вознесенского собора.

Посетители могут увидеть интересные археологические находки, сделанные на территории монастыря, архиерейские грамоты, старинные фотоснимки и архивные документы XVI-XVIII веков. В музее выставлены редкие рукописные и печатные книги, одежды священнослужителей, награды, церковная утварь и иконы. Кроме того, музейными экспонатами являются предметы из монастырского некрополя, памятные чугунные плиты, цветные керамические изразцы и кованный металлический крест XVII века. А на первом этаже музея существует фотоателье, в котором можно сделать памятное фото в стилизованных под старину интерьерах.

Это интересно: Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области: рассмотрим в общих чертах

Истоки монашеского подвижничества

В 1221 году воины Владимирского князя завоевали крепость Обран Ош, располагавшуюся в устье Оки. Она была форпостом и таможней средневекового мордовского государства Эрзянь Мастор. Придя в эти места, русские основали здесь собственное укрепление, положившее начало Нижнему Новгороду.

Благовещенский монастырь с высоты птичьего полёта

В те времена православная вера уже достаточно широко распространилась по русским селам и городам. И, естественно, что на новых землях поселенцы стали обращать местных жителей в христианство. К тому времени у эрзя сложились представления о мироустройстве, сходные со многими другими народами.

Они верили, что душа является носительницей жизни, и были убеждены, что после смерти она отправляется в загробный мир – «тоначи». Поэтому, во многом, привитие христианских ценностей на Нижегородских землях происходило естественно, ненасильственным путем. Хотя нередки были и военные столкновения между русскими и мордвой за обладание теми или иными территориями.

Вид на Благовещенский монастырь от отеля AZIMUT

На начальном этапе развития православия на Руси странствующие иноки были обычным явлением. По дорогам ходили те, кто в прямом смысле искал веру «в миру» и проповедовал, как мог, основы христианства. В некоторых местах они объединялись в монашеские общины. Так началась история мужского Печерского монастыря.

Но чаще всего православные обители основывали местные князья. Их использовали как крепости, которые бы могли помочь обороне новых городов от набегов неприятелей, и одновременно как центры по распространению христианской веры. Так появился Благовещенский монастырь, построенный, прежде всего для того, чтобы укрепить оборону города со стороны реки.

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви читайте в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе» (ссылка в разработке)).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др.

Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря

Находится монастырь в черте города на берегу реки Волги. Рядом проходят автомобильные дороги, поэтому проезд не будет затруднён. Удобно доехать до конечной точки на общественном транспорте:

  • на автобусе № 5 до остановки «Монастырь» или до «Сенная» на № 2, 16, 17, 28, 40, 45, 52, 58, 62, 64, 90;
  • на маршрутном такси до остановки «Сенная» на маршрутах № т24, т40, т45, т57, т74, т83, т97, т98, 304;
  • ближайшая трамвайная остановка — «Сенная площадь», маршрут № 2.

Общественный транспорт Нижнего Новгорода

На автомобиле двигайтесь к GPS-координатам — 56.323237, 44.049719. Подъехать возможно по улице Печерский съезд или по Слобода Печеры. Затем поверните к пекарне — там будет бесплатная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Везёт или Яндекс. Дойти пешком будет легко с набережной Гребного канала.

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь: аэросъёмка

История монастыря

Обитель пережила Смуту, видела нападения монголо-татар и внутренние междоусобицы. Но при этом всегда оставалась уединенным местом молитвы и христианской любви.

Основание монастыря

Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского). Печерской же она стала из-за иноческих пещер, вырытых на берегу Волги и послуживших началом всей обители.

Вначале XIV ст. на мирный берег реки Волга из Киево-Печерской лавры по благословению своего старца пришел игумен Дионисий. Он собирался основать здесь обитель для монахов – еще один столп русского православия. С собой из родной обители отец взял образ Пречистой «Печерская», который был обретен в Успенском соборе в 1085 г. Со временем эта икона стала главной святыней новой пустыни и всего города.

Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Отец Дионисий поселился в выкопанной им на берегу пещере. Там он вел аскетическую жизнь в посте и молитве. Когда об отце узнали люди, к нему стали стекаться монахи, желавшие поселиться в благодатном месте рядом с игуменом. Постепенно росла численность братии, появилась необходимость расширения пустыни. Первым храмом обители стала церковь в честь Вознесения Господня. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Дионисий. Он учил братию иночеству, смирению, подвижничеству, и сам живым примером являл аскетическую жизнь. Со временем двое из его учеников создали пустыни в Суздале и Макарьеве. Они были канонизированы в лике святых.

Кроме молитвы, постов и бдения, братия и сам игумен ежедневно трудились физически. Пожертвования на монастырь фиксировались во вкладных книгах. Жизнь и устройство обители строились по принципу Киевской лавры. Когда в XIV в. Руси угрожали монголы, отцы обители поддерживали родину усердной молитвой.

Настоятель обители отошел ко Господу в 1385 г. Но монастырь не пошатнулся, потеряв любящего отца, а продолжил расти и укрепляться. Почитающие обитель купцы и бояре поддерживали братию материально, одаривали землей, угодьями. В XVI в. царь Василий III своим указом сделал Вознесенскую обитель неприкосновенной, имеющей особенные привилегии.

Неоднократно в течение своей истории монастырь разорялся и сжигался. В XVI ст. начали активно возводить постройки именно из камня, чтобы они не боялись огня. К концу века были готовы колокольня, братские кельи, больница и ряд хозяйственных помещений. Монастырь обнесли деревянным забором.

Перенос

Весь монастырский комплекс был сметен с лица земли сильным оползнем в 1597 г. Еще за неделю до произошедшего несчастья появились признаки близкой катастрофы, поэтому насельники смогли позаботиться о хранящихся в монастыре святынях, вынести их и церковные принадлежности в безопасное место. Гибель обители произошла на глазах братии, благо никто не пострадал. Однако практически весь монастырь был уничтожен.

У многих в тот период сложилось мнение, что это трагическое событие является указанием на грядущие потрясения. В самом деле, спустя несколько лет началась Смута.

Сохранившаяся роспись на стенах

Через непродолжительное время после оползня монахи обрели нетленные мощи прп. Иоасафа, который почил 30 лет назад. На том месте установили гробницу, а затем поставили деревянную церковь в честь Преображения Господня.

Сам склон над обителью признали опасным в плане оползней. Поэтому в том же году новый монастырь начали возводить не на прежнем месте, а выше по реке на версту, ближе к черте города. Но и старое место не осталось пустовать – там возвели храм Преображения Господня. В конце XVIII в. главный храм из дерева заменили каменным. По преданию, вклад в восстановление обители делал отец известного Кузьмы Минина.

Современное состояние

Обитель была закрыта советской властью в 1924 г. На территории святого места были устроены жилищные корпуса, кинотеатр, создана архитектурно-реставрационная мастерская. Восстановить разоренную обитель удалось лишь в 1994 г. Спустя 10 лет в монастыре жило 14 насельников. В 2010 г. в монастыре был совершен первый за 80-летний перерыв постриг. Сейчас в обители действует музей. Несколько раз в монастырь приезжал с визитом патриарх Кирилл.

Из истории обители

В 1229 году Благовещенский монастырь вместе с окружающими селами разорил и сжёг мордовский князь Пургас. Святитель всея Руси митрополит Алексий во время поездки остановился у ручья на берегу Оки отдохнуть и увидел сожжённый и разрушенный храм.

Святитель Алексий отправлялся в Золотую Орду, чтобы исцелить от слепоты супругу татарского хана Джанибека. Митрополит дал обет: если миссия закончится благополучно, на месте разрушенного храма построят монастырь.

Жена хана прозрела, святителя отпустили из Орды с «великой почестью», так что он избавил Русь от нового разорительного набега и сдержал обещание, построив в 1370 году одноглавую белокаменную церковь Благовещенского монастыря.

Расцвет обители

По распоряжению митрополита Алексия монастырь получил статус митрополичьего. Опека и богатые дары преобразили Благовещенский монастырь и сделали крупным хозяйством на просторных нижегородских землях.

Обитель расцвела и пользовалась покровительством не только церковных властей. На монастырские нужды жертвовали купцы, помещики и простолюдины. В XVII веке храм перестроили, а к началу XVIII века в обители жили 5000 человек.

Тяжелые времена

В 1919 году новая власть монастырь закрыла. В жилых помещениях устроили школу и коммунальные квартиры. В хозяйственных постройках хранило провиант военное ведомство. На территории строили лодки, ремонтировали экипажи и подковывали лошадей.

В 1922 году из храмов вывезли 136 кг ценностей: золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты и дарохранительницы, сосуды, лампады и кадила.

Прогнали монахов, разобрали каменную часовню, монастырские строения национализировали – церковная жизнь замерла. В 1948 году в храме устроили планетарий, частично перестроив его.

Возрождение монастыря

В 70-80 годах XX века началась частичная реконструкция Благовещенского мужского монастыря. Время возрождения – 1991 год, когда древнюю обитель вернули нижегородской епархии. 25 сентября 1995 года возобновилась церковная жизнь.

В обители работали курсы катехизаторов и духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. Возрождение духовной жизни в Благовещенском монастыре продолжается по сей день. В действующем монастыре ныне живут 9 насельников и настоятель. Престольный праздник – 7 апреля.

Храмы и святыни

Комплекс включает несколько храмов:

  • Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
  • Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной.
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
  • Храм во имя преподобного Серафима Радонежского.
  • Храм во имя апостола Андрея Первозванного.

Святыни:

  • Икона Божьей Матери «Корсунская».
  • Частицы мощей святителей в ковчеге.
  • Икона с частицами мощей преподобного Сергея Радонежского.

Корсунская икона Божьей Матери, написанная в 993 году иеромонахом Симеоном – копия, принесенная в 988 году святым князем Владимиром из Корсуни в Киев. Во время пожаров святая икона оставалась невредимой.

Благовещенский собор – самая старая пятиглавая постройка из камня, созданная в 1647 году. Обитель перенесла опустошительные пожары, но здесь сохранился четырёхъярусный старинный иконостас и старинные росписи.

Успенская церковь внешним видом напоминает гробницу. Свод храма увенчан каменными шатрами, словно цветами. В 4-метровом подцерковье размещалась кухня, хлебопекарня и кладовые. Церковь приспособлена для богослужений зимой.

Андреевская церковь располагается в центральной части братского корпуса. Здесь – братские кельи и администрация Благовещенского монастыря.

Сергиевская церковь воздвигнута на месте старой Благовещенской церкви и скрыта от постороннего взгляда современным Благовещенским собором и южной стеной обители. Украшают церковь кирпичные наличники с разорванными фронтонами. В церкви заново расписаны стены и сделан новый иконостас.

Алексеевская часовня – каменная 8-угольная часовня рядом с источником Гремячий ключ. Здесь останавливался митрополит Алексий, направляясь в Золотую Орду.

Колокольня – каменная шатровая звонница с 11 колоколами, самый тяжелый – 123 пуда. В древности на звоннице устанавливали часы с боем, пострадавшие при пожаре.

На ухоженной территории – Больничный корпус и здание духовной семинарии, а также поклонный крест на месте разрушенной часовни памятник российскому императору Александру III. Внизу – в овраге святой источник Гремячий ключ.

Монастырь имеет Богородицкий скит, расположенный в лесу, в честь иконы «Неупиваемая чаша» близ села Рожново Борского района. В 2003 году здесь построен храм в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша».

На территории Благовещенского монастыря действует монастырская лавка, где продают православную литературу, издания Библии и Святого Евангелия с толкованием текстов, иконы и цепочки, крестики и ладанки. Здесь подают записки о здравии и упокоении, заказывают поминальные обеды. В лавке продается освященный мед и молоко, привезенное из скита в Борском районе.

Внутренне убранство

До настоящего времени уцелели уникальные фрагменты росписи XVII столетия, сохранившиеся на сводах центрального барабана Вознесенского собора. Все росписи храма обновлены, иконы украшены богатыми окладами. Резной 4-ярусный иконостас отделяет алтарную часть от просторной трапезной. В трапезной Успенской церкви устроено 2 алтаря, ризница с монастырской библиотекой.

Печи храма декорированы искусными изразцами. Интерьер храма с крестовыми сводами и распалубками над окнами и дверями очень просторный. В подклети находилась кухня и хлебопекарня, которые сообщаются лестницами с западными комнатами на 2-м этаже. Позднее в нижнем ярусе была устроена церковь-усыпальница для погребения братии и поминовения усопших.

Архитектурный ансамбль

Вся обитель ограждена от внешнего мира забором из камня. На территории монастыря находится 10 главных сооружений, сады. В архитектурный ансамбль монастыря входят:

  1. Вознесенский собор и колокольня. Это центральный элемент комплекса. Внешне напоминает Успенский собор Московского Кремля.
  2. Храм Успения Божией Матери. Пример переходного архитектурного решения от шатрового к купольному виду. Возведен в 1647-1649 гг.
  3. Музей истории Нижегородской епархии. Здесь можно посмотреть на ценные археологические находки со времен первого монастыря, множество вещей и архивов XVI–XIX вв. Там же организовано фотоателье, позволяющее сделать фотосессию среди старинных декораций. Отдельно устроена выставка новой истории с начала XX ст.
  4. Некрополь. Кладбище у обители было основано в 1623 г. Во времена советской власти оно было разгромлено. Только в 2000 г. удалось найти обломки памятников и восстановить их.
  5. Храм ап. Петра и Павла. Первая постройка из дерева была возведена в 1738 г., и называлась Макарьевским храмом. Современный храм возвели в 1858 г. из белого известняка.
  6. Евфимиевский храм. Основан в 1645 г. Считается, что это единственный в стране уцелевший храм шатрового типа с восьмериком у основы.

Архитектурный облик

Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.

Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.

Внешний вид

Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.

Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.

Здесь проживали святые и действовал типичный монастырский уклад

По укладу в Печерской обители всё было так же, как и во многих других монастырях:

  • каждый трудится на общее благо;
  • нет индивидуального имущества;
  • выйти за пределы нельзя без разрешения настоятеля.

Значимость обители в регионе постепенно начала увеличиваться.

Вокруг неё сосредотачивается духовная и культурная жизнь местного населения. Об этих временах известно достаточно подробно, поскольку масса сведений сохранилась в летописях.

Особо стоит отметить, что тут побывало немало святых, среди них:

  • Макарий Унженский;
  • Евфимий Суздальский.

И другие, которые проживали в этих краях. Все они успели побывать здесь иноками.

Где остановиться

Паломники и туристы, посещающие обитель, могут остановиться в рядом расположенном гостевом доме «Guest House LE 82», который находится на улице Родионова дом 82. Небольшая уютная гостиница окружена собственным садом, имеется открытая терраса, зона для приготовления барбекю с необходимыми принадлежностями, частная охраняемая парковка для автомобилей.

Может быть организован трансфер из аэропорта. Гостям предлагаются семейные номера, в стоимость проживания включен сытный континентальный завтрак, также готовят очень вкусный кофе. Удобный номер со всеми удобствами и видом на город или реку можно снять от 1,8 тыс. руб. Можно остановиться в видовых апартаментах у канатной дороге по адресу: Казанская набережная 5.

Возможно размещение семьи или компании до 4 человек. Гостям предлагается просторная спальня с телевизором и спутниковыми каналами, собственная ванная комната с бесплатными туалетными и косметическими принадлежностями, современная оборудованная техникой кухня с микроволновой печью и посудомоечной машиной, есть стиральная машина.

Стоимость апартаментов в сутки составляет 4 тыс. руб. Также можно переночевать в уютной небольшой гостинице «Hotel Fonda», расположенной недалеко от Печерского монастыря, на набережной Гребного канала 108, корпус 1. Здесь есть бар и ресторан, с доставкой еды и напитков в номер, по утрам сервируют сытные завтраки.

Имеется бесплатная автостоянка для машин постояльцев, общая зона отдыха с бильярдным столом, собственный пляж. Каждый современный номер оборудован собственной ванной комнатой с душем и туалетными принадлежностями, есть современный телевизор, сейф, кондиционер, гардероб, из окон открывается великолепный вид на Волгу. Цена 2-местного номера начинается от 4 тыс. руб.

В непосредственной близости от обители имеется комфортабельный отель «Премьер» с баром, рестораном, общей лаундж зоной и бесплатной парковкой. Гостям предлагается сервированный континентальный завтрак по утрам и доставка еды с напитками прямо в номер по меню. Можно организовать трансфер из аэропорта. Стоимость 2-местного стандартного номера с ванной обойдется от 2,6 тыс. руб.

Посещение Печерского Нижегородского Вознесенского монастыря позволяет отдохнуть от суеты городской жизни и ощутить умиротворение, а ухоженная территория обители выгодно подчеркивает старинный архитектурный ансамбль XVII-XIX века, который находится под охраной государства как памятник истории.

Где остановиться

Паломники и туристы, посещающие обитель, могут остановиться в рядом расположенном гостевом доме «Guest House LE 82», который находится на улице Родионова дом 82. Небольшая уютная гостиница окружена собственным садом, имеется открытая терраса, зона для приготовления барбекю с необходимыми принадлежностями, частная охраняемая парковка для автомобилей.

Может быть организован трансфер из аэропорта. Гостям предлагаются семейные номера, в стоимость проживания включен сытный континентальный завтрак, также готовят очень вкусный кофе. Удобный номер со всеми удобствами и видом на город или реку можно снять от 1,8 тыс. руб. Можно остановиться в видовых апартаментах у канатной дороге по адресу: Казанская набережная 5.

Возможно размещение семьи или компании до 4 человек. Гостям предлагается просторная спальня с телевизором и спутниковыми каналами, собственная ванная комната с бесплатными туалетными и косметическими принадлежностями, современная оборудованная техникой кухня с микроволновой печью и посудомоечной машиной, есть стиральная машина.

Стоимость апартаментов в сутки составляет 4 тыс. руб. Также можно переночевать в уютной небольшой гостинице «Hotel Fonda», расположенной недалеко от Печерского монастыря, на набережной Гребного канала 108, корпус 1. Здесь есть бар и ресторан, с доставкой еды и напитков в номер, по утрам сервируют сытные завтраки.

Имеется бесплатная автостоянка для машин постояльцев, общая зона отдыха с бильярдным столом, собственный пляж. Каждый современный номер оборудован собственной ванной комнатой с душем и туалетными принадлежностями, есть современный телевизор, сейф, кондиционер, гардероб, из окон открывается великолепный вид на Волгу. Цена 2-местного номера начинается от 4 тыс. руб.

В непосредственной близости от обители имеется комфортабельный отель «Премьер» с баром, рестораном, общей лаундж зоной и бесплатной парковкой. Гостям предлагается сервированный континентальный завтрак по утрам и доставка еды с напитками прямо в номер по меню. Можно организовать трансфер из аэропорта. Стоимость 2-местного стандартного номера с ванной обойдется от 2,6 тыс. руб.

Посещение Печерского Нижегородского Вознесенского монастыря позволяет отдохнуть от суеты городской жизни и ощутить умиротворение, а ухоженная территория обители выгодно подчеркивает старинный архитектурный ансамбль XVII-XIX века, который находится под охраной государства как памятник истории.

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года.  Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии  (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector