Особенности великопостного богослужения

Чинопоследование Пассии

За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Rресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

LiveInternetLiveInternet

Пассия — (лат. «страдание») — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Позднее это нововведение подхватили протестанты.

Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е. мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.

Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

https://religiya.temaretik.com/856367923932170341/o…=daily&utm_content=nextbtn

Календарь Великого поста в 2019 году

Святая Четыредесятница

  • 11 марта – начало Великого поста, Чистый понедельник.
  • 11-14 марта – Чтение Великого канона святого Андрея Критского (с понедельника по четверг).
  • 17 марта – Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.
  • 24 марта – Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского)
  • 31 марта – Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная.
  • 7 апреля – Неделя 4-я Великого Поста. Память святого преподобного Иоанна Лествичника. Благовещение.
  • 11 апреля – Мариино стояние: чтение Великого канона святителя Андрея Критского полностью (в богослужебной практике совершается накануне – в среду вечером 10 апреля).
  • 13 апреля – Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Этот акафист поётся раз в году – в субботу 5-ой седмицы Великого поста (в богослужебной практике совершается накануне, в пятницу вечером, 12 апреля).
  • 14 апреля – Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
  • 15-20 апреля – Седмица 6-я Великого поста. Эта неделя носит название «седмица вайи», в переводе – неделя пальмовых ветвей. В пятницу этой седмицы, 19 апреля, заканчивается Четыредесятница.
  • 20 апреля – Лазарева суббота. В этот день мы вспоминаем воскрешение Господом святого праведного Лазаря.
  • 21 апреля – Шестая неделя Великого Поста. Неделя цветоносия. Вход Господень в Иерусалим


Икона “Святая Четыредесятница”.

Пассия ход службы

Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.

Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.

Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.

Супружеские отношения во время Великого поста

Вопрос о брачных отношения в пост…

— Вопрос этот непростой.

Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Пассия: история ее возникновения

С приходом Великого Поста богослужебный  Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».

Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).

В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

Вторая пассия Великого поста

     По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных Богослужений.

     На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

     Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): в первое, второе, третье и четвертое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются по одному из всемх евангельских повествований об этом:
на первой Пассии- 26 и 27 главы от Матфея,
на второй — 14 и 15 от Марка,
на третьей — 22 и 23 от Луки,
на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.

     По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

     Потому и называется оно — страстным. Особая тишина царит в это время, молящиеся стоят с горящими свечами в руках, некоторые опускаются на колени.

     Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

     Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

     Во время нынешнего Великого поста еще есть время посетить храм во время Пассии для тех, кто не молился еще на этом богослужении. Пока еще есть время,

      — напутствовал православных архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Прислушаемся и мы к его словам.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Великопостное богослужение

Нужно ли вставать на колени во время пения «Покаяния отверзи ми двери…»?

— Коленопреклонение во время исполнения данных песнопений зависит от местных традиций того прихода, который Вы посещаете, и не является обязательным.

Священник Михаил Самохин.

Когда необходимо преклонять колени на Пассии (служба, совершаемая вечером в воскресенья Четыредесятницы) и на службе Похвала Пресвятой Богородице (утреня субботы пятой седмицы Великого поста)?

По уставу, на Пассии принято преклонение колен во время коленопреклоненной молитвы священника после сугубой ектении, а также земные поклоны после пения молитвы «Богородице Дево, радуйся…», «Предтече Христов, всех нас помяни…», «Молите о нас, святи апостоли, святи вси…» и при чтении молитвы Ефрема Сирина. По субботам земные поклоны отменяются. А поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня, то и на вечернем богослужении в пятницу, когда читается акафист Пресвятой Богородице, поклоны не совершаются.

Однако могут существовать еще какие-то приходские традиции, например, часто на чтении 13-го кондака Акафиста верующие встают на колени. Но эти традиции могут различаться в разных приходах, поэтому тут можно ориентироваться на поведение молящихся или священника.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших Великим Постом

Как поминать усопших, если день памяти (9-й или 40-й дни, годовщина…) приходится на Великий пост?

Для поминовения усопших во время Великого поста Церковь отвела специальные дни – это вторая, третья и четвертая субботы поста. Поминки можно приурочить к первой из таких суббот – 19 марта. Записку об упокоении можно подать и в первую субботу и воскресенье поста (12 и 13 марта), однако о возможности отслужить в этот день панихиду необходимо заранее спросить в том храме, куда Вы собираетесь пойти. Дата поминальной трапезы особого значения не имеет, поскольку усопшему важнее всего наши молитвы о них.

Иронический оттенок

Страсть должна умереть, чтобы родилась любовь, в ином случае долговечных отношений ждать не стоит. Да, сейчас до сих пор всем хорошо известно, что такое пассия, хотя и журналисты употребляют определение в основном в ироническом ключе, когда речь идет об очередном романе голливудской звезды. Например, ходят слухи, что Джек Николсон в этом отношении был парень не промах. По крайней мере так написано в открытых источниках, да и он сам никогда не скрывал, что он натура увлекающаяся.

Не стоит говорить, что такие романы – это не очень серьезные предприятия, особенно в артистической среде, где люди не нуждаются в железобетонной опоре из семьи и детей. У них есть роскошь – не считать деньги до получки и не откладывать на черный день. Да, есть примеры трагических судеб, когда людей этот праздник буквально пожирал, но кто способен устоять перед соблазном жизни налегке?

Читатель уже понимает, что означает пассия, поэтому он может даже поставить мысленный эксперимент. Представить рядом со средним россиянином не девушку, а пассию. Трудно, да? Слово не желает встраиваться в обиходное, повседневное, серое пространство. И правильно, ведь оно часть какого-то другого мира, более легкого и воздушного, игривого, пусть и недолговечного.

Что такое пассия в великий пост

Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.

Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.

Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.

Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.

Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.

Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.

Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной. Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.

Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.

Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Великий пост для мирян

Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:

  1. Полноценное пищевое воздержание.
  2. Употребление в еду только сухой пищи.
  3. Прием горячей еды без масла.
  4. Прием горячей еды с растительным маслом.
  5. Прием рыбы.

Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 -5 степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.

Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости.


Набор продуктов для постного стола весьма обширен и богат

Какими продуктами можно питаться в Великий пост:

  • крупами;
  • бобовыми культурами (фасоль, горох, бобы, чечевица и пр.);
  • хлебом и постными хлебобулочными изделиями,
  • рыбой и морепродуктами – в определенные дни;
  • овощами и зеленью;
  • грибами;
  • фруктами и сухофруктами;
  • сладкой консервацией и свежими/морожеными ягодами;
  • из сладкого – мед, черный шоколад (без молока в составе), мармелад, халва и козинаки, постный зефир, леденцы.

Вторая седмица Великого поста: особенности богослужений

     В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:
на великом повечерии (в пятницу вечером) по первом Трисвятом – тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого – кондак «Со святыми упокой»;

на утрене вместо «Бог Господь»«Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма («Непорочны»), разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями – заупокойная ектения;

по окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме – канон (без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя»);

каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов (всех песней) читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной (не великопостной) субботней утрени;

во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.

Пост у беременных женщин, детей и подростков

Я беременна. Скажите, могу ли я не есть мяса? Достаточно ли этого? Врач говорит о белковом питании, поститься как до беременности, думаю, нельзя. Священник сказал, чтобы я сама решала по самочувствию. А как решить по самочувствию, если самочувствие как раз не страдает… Мне нужно конкретное наставление, знаю, беременным делается послабление, помогите!

Действительно, беременным женщинам и кормящим матерям телесный пост ослабляется. Мера поста у всех разная, обычно в течение поста разрешены молочные продукты, яйца.

Уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Пассия в православии

Дословно слово «пассия» переводится как скорбь и страдание. В обиходе его употребляют в значении «влюблённость» и «неразделённая любовь». В церкви оно имеет иное значение и вовсе не связано с любовными страданиями Христа.

Пассией называется особое богослужение во время Великого поста, в котором все молитвы посвящаются страданиям и крестной смерти Иисуса. С церковно-славянского языка слово «пассия» переводится как «страсть».

Пассию служат только в конце зимы и весной, в зависимости от времени наступления Великого поста. В это время все службы священники проводят траурные даже в воскресенье.

Чёрные одежды, в которые они наряжаются, символизируют траур, время страданий.

Примите во внимание: пассии служатся только в воскресные дни вечером

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Что такое пассия в великий пост

Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.

Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.

Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.

Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.

Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.

Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.

Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной. Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.

Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.

Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.

Пассия ход службы

Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.

Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.

Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector