Толкование на апокалипсис протоиерея олега стеняева
Содержание:
- Об авторе книги Откровение
- Откровение Иоанна Богослова
- Глава 21
- Протоиерей Олег: Беседы на Апокалипсис
- Пророчества Иоанна Богослова
- Страшный Суд и Царство Небесное после Суда
- Зачем читать Апокалипсис
- Символы Апокалипсиса
- Любимый ученик Иисуса Христа
- 100 комментариев
- Протоиерей Олег Стеняев
- Детские и юношеские годы
- Пророчества Иоанна Богослова
- Встреча с двойником
- Трудности толкования
- Современные искажения в понимании Апокалипсиса
- Беседы на Апокалипсис — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Об авторе книги Откровение
Книгу Апокалипсис написал любимый ученик Христа Иоанн. Самый молодой из Апостолов, он видел Преображение Христа на Фаворе. Однажды Иисус сказал, что есть такие среди учеников, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Небесное, пришедшее в силе. Взял троих из них, и они поднялись на гору. Ученики увидели Христа в неземном сиянии, которое их глаза не могли даже вынести. И пали они в страхе ниц на землю.
Иоанн, единственный из учеников, присутствовал при распятии Иисуса. Вместе с его матерью. Остальные в страхе разбежались. Апостол Петр, пытаясь незаметно следовать за плененным Учителем, к этому времени успел трижды отречься от Него.
Умирающий Иисус поручил Иоанну заботу о своей матери. Пресвятая дева Мария доживала с ним, как со своим сыном.
Что думал ученик, стоя у креста своего Учителя? Слышал насмешки толпы, выкрикивавшей, чтобы «Царь иудейский» спас себя сам. Видел издевательства стражников. Слышал Его последние слова. Обливаясь слезами, зрел его мучения и смерть.
Любовь к Иисусу удержала его там, на Голгофе. А вера помогала перенести весь этот тяжелый страшный день и последующие дни тоскливого неведения и отчаяния.
Велика была радость Иоанна видеть воскресшего Христа. На его глазах Иисус вознесся на небо, оставив учеников своих в полной растерянности. Потом были языки пламени, сходящие с неба и горячая проповедь язычникам. Толпы уверовавших и обращенных. Новые христианские церкви в Древней Ассии, куда святой нес свою веру и Слово Христа.
Апостол прожил долгую жизнь. Испытал жестокие гонения. Его даже пытались казнить. Старость провел в ссылке за Слово Христово на греческом острове Патмос. Где сподобился нового видения не только Христа, но и всего грядущего Царства Небесного.
Ему было наказано проповедовать о языках, племенах, царях и народах многих. Обо всем будущем человечества. Иоанн сподобился видеть то, что не видел до него ни один человек на свете.
Нужно понимать, что книга Апокалипсис — это Откровение Самого Господа Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать, как все будет. Потому как именно Господь — Творец всей вселенной, а также и человека со всеми живыми тварями. И только Он знает и определяет смысл всего происходящего. А смысл, поверьте, есть и великий. Истинно верным, вообще, обещана жизнь вечная. Вместо нынешней временной, тленной, болезненной и смертной.
Данное Откровение было послано Апостолу Иоанну Богослову, чтобы тот записал его и засвидетельствовал слово Божие. И записал не только слова Христа, но и данные ему видения событий последнего времени.
Откровение Иоанна Богослова
Название “Откровение” (Апокалипсис) говорит само за себя. Это не просто набор мыслей обычного человека, даже апостола. Это именно приоткрытые Христом перед Иоанном Богословом тайны мироздания и грядущих событиях. В этой таинственной, мистической книге повествуется о временах человеческой истории, предваряющих Второе Пришествие. Говорится о том, что в мире будет установлено царствование антихриста.
Кто же такой антихрист? Иоанн Дамаскин пишет:
Описывается, в каких бедствиях будут существовать верующие последних времен и как произойдет окончательная битва между силами добра и зла. Так закончится существование человечества, наступит конец света и Страшный Суд Бога над народами.
Глава 21
1 | И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. | |
2 | И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. | |
3 | И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. | |
4 | И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. | |
5 | И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. | |
6 | И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. | |
7 | Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. | |
8 | Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. | |
9 | И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. | |
10 | И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. | |
11 | Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. | |
12 | Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: | |
13 | с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. | |
14 | Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. | |
15 | Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены́ его. | |
16 | Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. | |
17 | И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. | |
18 | Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. | |
19 | Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, | |
20 | пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. | |
21 | А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. | |
22 | Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. | |
23 | И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. | |
24 | Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. | |
25 | Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. | |
26 | И принесут в него славу и честь народов. | |
27 | И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. |
Глава 20
Глава 22
Протоиерей Олег: Беседы на Апокалипсис
Здесь есть возможность читать онлайн «Протоиерей Олег: Беседы на Апокалипсис» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Религиозная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Пророчества Иоанна Богослова
Зверь с семью головами – антихрист, который будет иметь власть над человечеством. Зверь с рогами “подобные ангчим” – это лжепророк или лжемессия, о котором соблазнятся многие люди. Он будет принимать вид Христа и совершать чудеса. Он предваряет приход антихриста.
Так “любимое” многими число 666 или “печать антихриста” будоражит умы верующих. 666 символизирует имя антихриста. Кто-то из толкователей пытался складывать эти цифры и искать ответ в алфавите: “Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666” (Лопухин А.П.). Епископ Примасий перекладывал цифры на греческий алфавит, отыскивая в нем имя антихриста. Свт. Андрей Кесарийский толкует так: “Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя”.
Страшный Суд и Царство Небесное после Суда
Суд Божий представляется в виде семи чаш гнева Господа, которые изливаются семью ангелами.
Когда пролилась первая чаша, люди покрылись гноящимися ранами.
Вторая и третья чаши, пролитые в море и реки, сделали воду кровью. Эти чаши толкуются как войны, которые будут сопровождаться огромными жертвами.
Четвертая чаша пролилась на солнце, что привело к сильному зною, солнце будет жечь людей. Но они не покаются, а в отчаянии начнут богохульствовать.
Пятая чаша пролилась на престол зверя. Власть антихриста пойдет на убыль и уже не будет так прельщать людей. Но в то же время последователи антихриста не раскаются и не вернутся к Богу.
Шестую чашу ангел вылил в реку Евфрат, и пересохла река. После чего из уст дракона вышли три нечистых духа (лжеучителя, которые прельстят верующих чудесами).
Седьмая чаша вылилась на воздух и произошло великое землетрясение.
И пал Вавилон, затем антихрист и наконец дьявол.
Последние страницы Откровения самые светлые и радостные в Библии. В них описывается жизнь не предавших Бога людей в Царствие Божьем. Там Бог отрет слезы с глаз мучеников, где нет смерти, бед, страданий, болезней.
Зачем читать Апокалипсис
Недаром Апокалипсисом завершается Библия, как и оканчивается история человеческого существования. Многие сюжеты из книги становятся понятными лишь в настоящее время. Люди живут в мегаполисах, где граничат грехи и святость, бушуют страсти и возносятся молитвы, где звуки громыхающей музыки заглушают священные слова Литургии. Откровение Иоанна Богослова обязательно к прочтению современному человеку. Чтобы понять, где мы живем и отрезвить голову, занятую миллионом ненужных мыслей.
Но, живя в большом городе, среди летающих геликоптеров, среди подземных поездов метро, среди неоновых реклам, среди сумасшедшей молодежи, среди святой молодежи, среди стариков, бедных, богатых и тех всех, нужно читать Апокалипсис, и ты поймешь, где ты живешь. Вот именно желание понять, где я живу, оно и родило, в общем-то, желание объяснить свой взгляд на то, что Господь говорит семи Церквам. В Апокалипсисе – это голос воскресшего Господа, это голос Евангелия, но уже после Воскресения” (протоиерей Андрей Ткачев).
Символы Апокалипсиса
Начинается Откровение с явления Сына Человеческого и послания ангелам 7 церквей: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской. Эти церкви действительно существовали в апостольские времена. Также послания можно отнести к семи периодам в церковной истории. Или же к семи духовным состояниям, которые свойственны христианам.
“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе” (Откр. 4:1). Андрей Кесарийский разъясняет, что Бог не скрывает своих тайн и показывает, что будет происходить, когда дни земной Церкви подойдут к своему завершению. Описание изобилует символами и иносказаниями.
24 старца
“И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы” (Откр. 4:4).
Андрей Кесарийский толкует старцев, как 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Вместе они обозначают полноту Церкви ветхозаветной и новозаветной.
7 печатей
Под книгой понимается Премудрость Божия, эта книга содержит в себе все судьбы человечества, а также Библию. Никто не имеет возможности снять с нее печати, кроме Иисуса Христа. Ориген (греческий христианский теолог) писал:
Семь печатей одна за другой снимаются с книги Спасителем:
1-я печать – конь белый со всадником-победителем, имеющим в руках лук (всадником является антихрист);
2-я печать – конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир (второй всадник ассоциируется с войной);
3-я печать – конь вороной со всадником, имеющим меру в руке (голод);
4-я печать – конь бледный со всадником по имени «смерть»;
5-я печать –убиенные за слово Божие;
6-я печать – день гнева Агнца;
7-я печать – сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
Любимый ученик Иисуса Христа
Откровение Иоанна Богослова написано уникальной личностью. Апостол Иоанн Богослов имел особое место среди учеников Спасителя и был любим Господом. Он всегда сопровождал Иисуса Христа во время его странствий и проповеди. Иоанн являлся одним из самых приближенных учеников Спасителя. Так, он был свидетелем воскрешения дочери Иаира и присутствовал во время Преображения Господа. Во время Тайной Вечери апостол Иоанн занимал почетное место рядом со Спасителем. Он не побоялся присутствовать при допросе Христа, следовать за Ним к месту казни. Он же единственный из апостолов не покинул уже распятого Господа. Христос поручил заботиться о Богородице именно Иоанну Богослову.
После Воскресения Христа и Успения Богородицы апостол Иоанн направился с проповедью Слова Божия в Эфес. Повсюду он проповедовал Евангелие, совершал чудеса исцеления, изгонял бесов, обращал в христианскую веру множество людей.
Во время правления римского императора Нерона апостол был взят под стражу и приговорен к смерти. Но чудесным образом остался невредим, когда выпил чашу с ядом. Далее он выбрался совершенно здоровым из чана с кипящим маслом. Затем Иоанн Богослов был направлен в ссылку на остров Пампос. Там и написал самую таинственную книгу Библии – Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.
Апостолом Иоанном также были написаны Евангелие от Иоанна и три послания, входящие в Новый Завет. Иоанн Богослов прожил долгую жизнь и скончался в Эфесе в преклонном возрасте (по некоторым оценкам, около 100 лет). Он единственный из всех апостолов умер естественной, не насильственной смертью.
100 комментариев
Спаси Вас Господи. Для нас и будущего поколения, Слушаем и записываем.
Большое спасибо за лекцию. Тема актуальна в наше непростое время.
Слово Божие всегда актуально «…живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12).
Батюшка, где можно купить все изданные на данный момент Вами книги? Я живу в Беларуси. Как и где узнать о новых изданиях?
Благодарю, очень хорошие проповеди.
Спасибо большое, Очень интересно и понятно.
Спасибо. Очень важная мысль в 24 лекции о “современном” богословии. Особенно этот новый дух обновленчества чувствуется в работах тех священников, которые закончили светские институты по психологии (Лоргус в Москве и Мороз а Питере). Прекрасные батюшки, но (на мой взгляд) испытывающие влияние различных школ светской психологии на понимание человека. Наука не противоречит вере,это понятно, но не всякая наука..
Татьяна! Помните что либералы и обновленцы очень агрессивные люди. Консерватор добр по природе, он выполняет охранительные функции, собирает, а не расточает. И наоборот, либералы, как разрушители традиции ведут себя всегда агрессивно и наступательно. Такой дух и настрой чужд православной духовности. Они много говорят о любви, но что такое любовь в библейском понимании не знают и не хотят знать. «Кто говорит: ‘я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1 Ин.2,4–5).
вы правы они действительно вредят православию, и не знают что есть любовь, потому что они не имеют в сердце Бога, и не хотят его впустить к себе.
Спасибо! Так интересно, поучительно. Теперь мне многое понятно!
Мария! Приобретите, или скачайте в интернете мою книгу: «Беседы на Апокалипсис». Многое из того что в лекциях я высказал тезисно, в книги снабжено развернутыми цитатами Святых Отцов.
Как мне понравились беседы — не передать. Я нашла ответ на многие вопросы, которые меня мучили. Необыкновенно полезно, но я случайно на работе наткнулась на эти беседы. Как жаль что это не пропагандируется среди людей шире. Очень благодарна. Ангела-хранителя. Спасибо.
Благодарю что услышал этот цикл лекций! Это было познавательно для меня, сомневающегося и мечущегося человека кот. ищет камень во главе угла и скалу, на которой так и не построил дом. Очень реалистично выглядят трактовки и ассоциации с сегодняшней жизнью и происходящим в мире, что не вселяет оптимизм.
Очень поучительно, здорово, мне очень понравилось, спасибо вам, немного света в тёмном царстве. Мне всё понятно, как будто, для такого как я. Спаси Господи.
Протоиерей Олег Стеняев
Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия. Автор программ на Радио «Радонеж». Председатель редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» (приложение к газете «Православная Москва»)
Родился в 1961 году в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодёжи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках. В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён во диакона и служил в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях. Ещё будучи диаконом начал миссионерство, и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье». В начале 1990-х годов перешёл в РПЦЗ и епископами РПЦЗ был рукоположён в сан священника. В Новосибирской епархии, в городе Куйбышеве организовал приход РПЦЗ. Вернувшись в Москву, стал духовником московского отделения НПФ «Память», штаб-квартира которой находилась в Марфо-Мариинской обители. 24 ноября 1993 года перешёл в Московский патриархат, где был принят в сане диакона. В 1994 году был рукоположён в сан священника РПЦ. И назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», на Большой Ордынке. Возглавил Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова. В 2000 году о. Олег Стеняев был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом. С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской Православной Духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре; поступил в Московскую духовную академию, которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий», получив звание бакалавра богословия. После успешного окончания Духовной академии был возведен в сан протоиерея. В 2010 году, после убийства его друга — священника Даниила Сысоева, продолжил вести регулярные Библейские беседы по четвергам в храме апостола Фомы на Кантемировской, которые раньше вел священник Даниил Сысоев. Сегодня, если не болен, то регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, ведет Библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Также о. Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на Чешском подворье при Храме святителя Николая в Котельниках. Известен проповедью православия среди сектантов (представителей нетрадиционных религий). Состоит председателем редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» (приложение к газете «Православная Москва»), и ведущим программ на радио «Радонеж». Около 1999 года, по благословению епископа Белгородского Иоанна (Попова) совершил миссионерское путешествие в Индию. В 2000 году был направлен в Чечню, где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман. В 2007 году с группой паломников совершил паломническую поездку в Израиль на Святую Землю.
Детские и юношеские годы
8 апреля 1961 года в российском городе Орехово-Зуево родился мальчик, которого назвали Олегом. Начало семидесятых годов несло отпечаток гонений до и после войны, детей крестили тайно, порой на дому у священнослужителей.
Протоиерей Олег Стеняев
Современному поколению трудно представить, как удалось выжить бабушке Матрене Федоровне Журавлевой, на воспитание ее был отправлен малыш, которая служила в храме, имея одиннадцать детей. Это невероятно, но ни один из детей Матрены Журавлевой не стал комсомольцем и коммунистом, не надел красный галстук и внук.
Вернувшийся с войны дед-фронтовик занимался подсобными работами, числился мастером по укладке печей и зарабатывал на хлеб своими руками. Все дети Журавлевых вступили в брак через венчание, впоследствии крестя и внуков.
Частный дом на берегу реки Клязьмы был особым государством в государстве, там никогда не было телевизора, а свободное времяпровождение посвящалось чтению Библии. Олег испытал гонения еще в детском саду, когда воспитатели срывали с него крестик, а дети постоянно смеялись.
Настоящие мучения начались в школе, когда одноклассники ставали октябрятами, гордо носили красные галстуки, а затем чувствовали себя героями-комсомольцами, юноша оставался изгоем. Упрямого подростка постоянно вызывали на педагогический совет, различные комиссии, в дом на берегу Клязьмы неоднократно врывались воинствующие комсомольцы и коммунисты, требуя отдать Святое Писание.
Не все учителя и ученики поддерживали действия школьных властей. Так, преподаватель литературы запретил практикантке вести с мальчиком антирелигиозные беседы, уважая взгляды верующей семьи.
Даже в начале 80-х поступить в вуз без комсомольского значка было нереально. Детям верующих родителей была одна дорога — в профессиональное техническое училище.
Так в верующей семье появился токарь-расточник, которого впереди ждала армия, новые издевательства в войсках МВД. После армии по совету любимой бабушки Стеняев становится чтецом в храме, а в 1981 году поступает в семинарию, но не оканчивает ее по ряду причин.
Личная жизнь
Будучи в семинарии, молодой человек встретил прекрасную девушку из Западной Украины, все шло к свадьбе, но Господь рассудил иначе, дав юноше сделать выбор самостоятельно.
Начало перестройки стало ударом по православным церквям Западной Украины, когда там легализовали греко-католическое поклонение. Прихожане вместе с приходами массово возвращались в католическую веру.
Миссионерская встреча с прихожанами
Это событие стало шоком для истинного поклонника православия, ему трудно было понять, как, столько лет пребывая в православии, западные священники отказались от истинной веры.
Любимая девушка уговаривала жениха принять греко-католическую веру, ибо она не могла ослушаться родителей перешедших в католицизм.
Не найдя общего решения, молодые люди расстались. Красавица-девица стала монахиней в католическом монастыре, а юноша принял целибатство. Короткое время влюбленные вели переписку, но обсуждение основ разных религий, веры не было по нраву матери-игуменьи, она запретила молодой монахине общение с бывшим женихом.
После этого события целибатный священник еще больше занялся исследованием различных течений в христианской вере.
Учеба в семинарии и начало миссионерской деятельности
Однажды, во время посещения библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, молодой семинарист разговорился с юношей, который оказался баптистом.
У парней оказалось множество общих тем, с семинаристом захотели познакомиться родители баптиста, они неоднократно приглашали молодого человека к себе в Москву. Немолодые люди, баптисты во втором поколении, внимательно слушали семинариста, углубляясь в познание основ православия.
Впоследствии вся семья приняла православное крещение, их сын стал священником и поныне служит в одной из церквей Москвы. Возможно, именно с общения с семьей баптистов началось углубленное изучение Стеняевым корней появления различных конфессий и сектантов, в чем ему помог митрополит Стефан Яворский, написавший трактат «Камень веры».
Олег Стеняев проводит лекции для студентов духовных семинарий
Молодой семинарист, оказываясь среди обычных людей, часто вызывал внимание своей формой, в транспорте завязывались беседы, во время которых и началась миссионерская деятельность богослова. Многие верующие думают, что для миссионерства надо ехать в Африку или иную страну, но порой «Африка» живет за стеной, ничего не зная о Боге и даре вечной жизни
Многие верующие думают, что для миссионерства надо ехать в Африку или иную страну, но порой «Африка» живет за стеной, ничего не зная о Боге и даре вечной жизни.
Пророчества Иоанна Богослова
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18).
Зверь с семью головами – антихрист, который будет иметь власть над человечеством. Зверь с рогами “подобные ангчим” – это лжепророк или лжемессия, о котором соблазнятся многие люди. Он будет принимать вид Христа и совершать чудеса. Он предваряет приход антихриста.
Так “любимое” многими число 666 или “печать антихриста” будоражит умы верующих. 666 символизирует имя антихриста. Кто-то из толкователей пытался складывать эти цифры и искать ответ в алфавите: “Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666” (Лопухин А.П.). Епископ Примасий перекладывал цифры на греческий алфавит, отыскивая в нем имя антихриста. Свт. Андрей Кесарийский толкует так: “Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя”.
Встреча с двойником
В 1999 году я ездил в миссионерскую поездку в Индию. Посещал там российские культурные центры, встречался с русской диаспорой, крестил детей, выступал с лекциями.
Индийцы очень открыты, искренни. Когда говоришь им о радостном – «Христос воскрес!» — хлопают в ладоши и кричат «Джай!». А когда говоришь о Его страданиях, плачут. По характеру очень спокойные. Словно пребывают в каком-то мистическом состоянии, нам даже трудно понять.
Один мой знакомый, который много лет там живет, увидел однажды, как пассажирский автобус, полный местных жителей, сорвался и падает в ущелье с огромной высоты. «Никто не кричал, не паниковал. Руки сложили и с любопытством смотрели в окна. Полная тишина». У них иное состояние духа.
В Дели зашел в центр для детей. Спел им песню – рождественскую колядку. Мне сказали: у нас дети разных каст, есть и неприкасаемые. «А есть хуже неприкасаемых?» — «Да, есть – уборщики улиц. А один ребенок даже хуже уборщика». – «Почему?» — «А он при этом еще и христианин. Его другие дети стараются не касаться». – «А можно мне его увидеть?» Привели мальчика. Я обнял его и сказал: «Брат, мы с тобой одной веры». Ему перевели, он улыбнулся, обрадовался. Подарил ему четки.
Отец Олег в Дели с неприкасаемым мальчиком-христианином
Был и в бедных кварталах. И однажды встретил там человека, как две капли воды похожего на меня.
Мне показали на него: «Смотри, это – ты!» Гляжу: через дорогу сидит высокий толстый мужик, в набедренной повязке, и ему тоже на меня индусы пальцем показывают. Подошел к нему ближе – и мы так и застыли, глядя друг на друга, словно в зеркало. Бородка как у меня, выражение лица такое же…
Потом он махнул рукой и отошел. А я тогда подумал: ведь я мог родиться здесь и быть на его месте, индуистом… Но, слава Богу, родился в России, в православной семье.
Трудности толкования
Откровение Иоанна Богослова во все времена вызывало неподдельный интерес не только среди христиан, но и “светских” людей. Эта книга пропитана таинственностью, символичностью, иносказательностью. Она сложна в понимании, трудно верно истолковать значение и смысл тех или иных символов. Поэтому не существует общепринятой интерпретации, которая могла бы упорядочить и разъяснить, какие именно исторические события будут происходить в последние времена.
В Православии имеет место лишь одно святоотеческое толкование Апокалипсиса. Это труд святителя Андрея Кесарийского, который датируется VI веком. В настоящее время активное богословское изучение Апокалипсиса возобновлено. Среди толкований книги Откровения можно выделить труд архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю», отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Очень интересен текст протоиерея Сергия Булгакова “Откровение: опыт догматического толкования”. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова. Интересны для изучения “Беседы на Апокалипсис” протоиерея Олега Стеняева.
Современные искажения в понимании Апокалипсиса
Глобализация – это факт, не зависящий от наших желаний. Она ведет к разрушению традиционного уклада жизни, культур. Происходит унификация культуры — в частности, в электронизации нашей жизни: электронные деньги, электронные документы. Жизнь человека оказывается под тотальным контролем. Но при этом не нужно думать, что завтра наступит царство антихриста. Христиане неоднократно испытывали на себе гонения. Как сказал диакон Андрей Кураев: “не надо каждого чекиста в степень антихриста возводить”. Нужно иметь серьезное богословское дерзновение, чтобы объявить, что кризис глобализации является свидетельством последних времен.
Паспорта, ИНН, электронные документы не могут сами по себе нанести вред человеку. Навредить душе может только грех. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил:
До тех пор, пока при получении всевозможных электронных документов от нас не требуется отречение от Христа, бояться этого не нужно. Поэтому любые самовольные трактовки Апокалипсиса недопустимы. Равно как и буквальное накладывание слов Откровения на современную жизнь. При этом источником таких аналогий может быть лишь мнение “авторитетной” и воцерковленной бабушки из соседнего храма. Если сомневаетесь, то посоветуйтесь со священником, которому доверяете (или с несколькими разными священниками).
Беседы на Апокалипсис — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Беседы на Апокалипсис», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Протоиерей Олег Стеняев
Самая таинственная Книга. Знаки пришествия антихриста. Еврейский вопрос.
Братья и сестры! В этом году мы с вами займемся изучением самой трудной книги Библии – книгой « Откровение Иоанна Богослова», или, как ее называют по-гречески, « Апокалипсис». Апокалипсис –это самая таинственная книга в Библии, в ней содержатся сведения именно о последних временах и о том, как они будут наступать, в какой последовательности они будут приближаться, как род человеческий постепенно войдет в череду апокалипсических событий.
Греческое слово “Апокалипсис”, т.е.”Откровение”, означает в буквальном смысле слова “снимать покрывало с чего-либо”, а на языке религиозном это слово будет означать “Открытие будущего”, или «Открытие сокрытого». Апостол Павел этим именем словом обозначает откровение полученное непосредственно от Бога ( 1 Кор.14:26). В кодексах книг Библии Апокалипсис насит имя святаго Иоанна Богослова и с начала повествования указывает на него ( Откр.1:9) .
Книга Откровение была написана в период гонения, вероятно, в конце правления римского императора Нерон (54-58 гг. по Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых склоняются к дате ее написания около 95 г. по Р.Х.
Определенные годы жизни Иоанна Богослова были связаны с городом Ефесом. Так, святой Иереней Лионский в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, он видел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшими Христа. Среди них был и Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствования Трояна (98-117 гг. по Р. Х.). Скорее всего Апакалипсис был написан в 96 г. От Р.Х.
В этой книге говорится об очень многом. Когда Иоанн Богослов получил откровение от Бога, он видел, как мы можем предположить, современный нам мир. Например, сказано, что, когда он смотрел на современный город – для нас современный, а для него город будущего, – то этот город выглядел как стеклянное море, которое смешано с огнем и Бог как Судья восседает над ним. Если сверху посмотреть на любой современный город – это именно стеклянное море, смешанное с огнем. Он видел даже военную технику – он видел вертолеты. Сказано, что он видел саранчу, которая имело лицо как бы человеческое, то есть там были видны люди, и эта саранча не причиняла вреда никому из животных, но умерщвляла только людей. Он видел все это сам, но излагал это в категориях своего времени – он не мог сказать слово «вертолет», он мог сказать: «саранча» и «человеческое лицо», потому что он видел в застекленных кабинах вертолетов лица. Он оставался человеком своего времени, говоря о вещах, событиях, современниками событий которых мы с вами являемся.
В этой книге говорится о разных политических системах, которые господствуют в современном мире, очень много пророчеств об Америке, есть пророчества о России, есть пророчества об идеологии демократии, идеологии коммунизма, идеологии национал-социализма и целый ряд других моментов. Очень ярко в этой книге раскрываются последние времена: установление царства сына дьявола на нашей планете, антихриста, говорится о том, как верующие будут жить во дни антихриста на земле и как произойдет последнее сражение между силами добра и зла.
Причем святой Ипполит, епископ Римский (III век), учит нас что антихрист воцариться когда установиться форма именно демократического правления: « Впрочем, только, тогда, когда сбудется все то, что и десять пальцев истукана превратятся в демократический царства».
Таким образом все кто ратуют и борятся за демократическую форму управления приближают ее, и наоборот.
Так как мы медленно, но верно вступаем в апокалипсическое время, нам надо различать его периоды, и стараться понимать происходящие события. Но надо прямо заметить, что Господь Бог скрыл от людей дату кончины века. Господь сделал это преднамеренно. Если бы люди точно знали, когда произойдет конец света, то многие жили бы очень беспечно, они откладывали бы покаяние, скажем так, на месяц до этого события. Жизнь каждого из нас –очень коротка. Когда человек умирает, это для него и есть кончина века. Но будет кончина века и для всей системы человеческой жизни на этой планете. Доживем ли мы до этого события или нет – никто не может сказать определенно.