Стихотворение тютчева «силентиум»: анализ произведения

История создания

Ф. М. Тютчев сочинил стихотворение «Силентиум» в 1830 году, но опубликовал впервые только через 3 года в журнале «Молва». Еще через три года произведение заняло почетное место в более престижном издании «Современник», причем печаталось там неоднократно. Лирическое воззвание отметили выдающиеся представители эпохи. Чрезвычайно высоко его оценил, например, Лев Толстой, говоря об исключительной глубине мысли поэта. Писатель тоже вел аскетический образ жизни и полностью воплотил заветы Федора Ивановича.

Любопытно происхождение названия произведения. История создания «Silentium» началась еще в Германии, когда автор служил в посольстве и посещал лекции в Мюнхенском Университете. Там емкое латинское выражение служило призывом к тишине и вниманию, когда начиналось занятие. Тем же словом предваряли тост на студенческих застольях. Именно тогда Тютчев задумался об оригинальном заглавии для своего призыва к молчанию, которое должно сохранить возвышенные помыслы таковыми, а не уронить их в бесчисленных попытках быть понятым.

Тема

Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Жанр и размер

Федор Иванович Тютчев в зрелые годы увлекался трудами древнегреческих мыслителей, поэтому его лирика приобрела философское направление. Жанр «Silentium» так и называется «лирическое стихотворение» (еще его называют фрагментом). Его характеризует краткость, ясность, отсутствие героев и сюжета. Главным объектом внимания художника слова являются его же мысли и чувства. Дидактическая, убеждающая интонация берет свое начало из оды. Она «унаследовала» от этого жанра пафос и напор, которые необходимы для реализации авторского замысла. «Молчи, скрывайся и таи», — властное приказание, что повторяется трижды, надолго оседая в памяти.

Написано произведение секстинами, размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. Такая форма упрощает восприятие, делает посыл ясным и доходчивым. Предельный аскетизм оформления лишь дополняет авторскую задумку: не нужно производить внешний эффект, главное – иметь богатое внутреннее содержание. Так и «Молчание» не блещет лоском изощренной стилистики, зато пленяет глубиной идеи.

Татьянин день – один из первых

Из приуроченных к святым,

День торжества христовой веры,

И милый праздник именин.

Татьянин день – мой день рождения

Над нами властен Водолей.

Свет знаний – путь из заблужденья,

И рабства похоти страстей.

Чужая боль всегда понятна,

Нет тайн и нет почти проблем.

В кругу друзей жизнь так приятна,

Но Разум жаждет сбросить плен.

Как струны мягко в гриф зажатые

Дают лишь хриплый, жалкий звук,

Так мысли в дружеских объятиях

Теряют свойства всех наук.

Не может долго быть приятным,

Кто мыслям хочет дать полет.

Все знают – есть на Солнце пятна!

Кто ищет, тот всегда найдет!

Татьянин день – вот милый праздник.

Так пусть в такой прекрасный день

Нас общий стол дарами дразнит,

Душа поет от шуток разных,

Вино в бокалах зазвенит,

И души греет и роднит!

Анализ стихотворения Тютчева Молчание

Федор Иванович (1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения. Тютчев отправляется с рабочим визитом в Мюнхен и остается на 22 года, там он встречает свою будущую жену по имени Элеонора Петерсон. Его творческое направление: романтизм и русская лирика.

Тютчев написал стих «Молчание» в 1830 году (было мнение, что он посвятил его Элеоноре и, написано оно было намного раньше). Подано стихотворение немного трагично, в нем автор говорит о молчании, о том, что все глубокие чувства следует держать в себе. Он считает, что так безопаснее, для сохранения прекрасного нужно меньше к этому прикасаться, а именно любоваться моментами, удивительными видами. Автор во 2 абзаце пишет о том, как сердцу высказаться, то есть он хочет озвучить мысль, но как донести ее в нужной форме неясно, как можно получить истинное понимание от других людей, тоже загадка.

Говорится, что слово, сказанное вслух – это ложь, понимать это можно так: все что произнесено вслух, может быть искривлено неправильным пониманием, чистота мысли тогда будет потеряна. Федор Иванович считает, что поняв себя можно обрести счастье, необъятный мир кроется в нас самих, а внешняя суета мешает понять самого себя. Так же автор в последних строчках передает мысли о том, что нужно уважать чужое мнение.

Интересное восприятие окружающей среды у Федора Ивановича. Чувствуется в «Молчании», что в авторе присутствует страх. К сожалению, у него случилось позже горе, от которого он быстро поседел – умерла Элеонора. Как будто автор боялся потерять счастье и так произошло. Как и многие, он пытается в своем творчестве найти понимание других людей, желание быть услышанным. Не каждый может проникнуться строчкам.

У автора чуть больше 400 сот стихотворений. Он пишет о природе, о чувствах, о трагедии. Многие его работы вошли в программу школьников различных классов. Посвящает своим любимым женщинам стихи, два посвятил А. С. Пушкину. У него появилось 9 детей от разных браков. Также Тютчев Ф. И. не получил звание профессионального литератора, он всю жизнь занимался государственной службой. Его авторский период можно разделить категории: в юношеские годы похожи стихи на поэзию предыдущего века, 1820-1840 года лиричные мотивы, и далее более изысканный слог.

10 класс

Анализ стихотворения Силентиум Молчание по плану

От автора

В 1996 году автор вернулся на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт по добыче угля гидравлическим способом (ВНИИГидроуголь), которого теперь уж лет двадцать как нет. Этот единственный в своем роде институт первым в угольной промышленности был лишён государственного финансирования на заре перестройки. Но вопреки трудностям работы в условиях самофинансирования и хозрасчета институт выжил и разработал новую гидравлическую технологию с подземным замкнутым циклом водоснабжения, обогащения угля при разработке угольных пластов короткими очистными забоями. Правда от тысячного коллектива, который ранее трудился в институте, осталось только четыре десятка активных творческих сотрудников. Трудовые успехи сопровождались, как обычно бывает в нашей стране, застольями. В тот год директор отмечал шестидесятилетний юбилей, автор поздравил его стихотворением. На следующий день директор предложил автору использовать стихи для «творческой начинки» застолий, чтобы они носили интеллектуальный характер «что за свадьба без цветов – пьянка, да и всё…», как пел В. С. Высоцкий.

Так был дан толчок к появлению стихов. И хотя стихи в основном имеют личностную ориентацию и могут быть стимулом к воспоминаниям тех, кто был участником тех застолий, они могут вызывать резонанс в душе других читателей.

Написание стихов – это процесс парения фантазии, моментальные ассоциации, которые часто неточны или даже ошибочны.

Более того, когда впервые были собраны эти стихи, по просьбе сотрудников, название рукописного сборника было – «Слово изреченное – есть ложь».

Теперь, по прошествии лет, я понял, что стихи живут какой-то своей жизнью не только во мне, но и без меня.

Создание сборника это желание узаконить их право на самостоятельную, независимую от меня жизнь.

Эту фразу связывают с идей о грехе лжи, но это мнение не популярно в Церкви

Есть мнение, что фразу надо понимать буквально. Всяк человек — ложь, ложь — это грех, человек, стало быть, греховен по своей природе, слаб и вообще существо заблуждающееся.

Например, таким мнением делится святой митрополит Филарет (Вознесенский):

Филарет

митрополит

Грех лжи не совсем укладывается в разговор об этом стихе, но раз уж такое мнение озвучено митрополитом, нужна пара слов и на эту тему. Ложь — преступление против истины и против Бога.

Ещё со времён древнего Египта богословские текст особенно порицают ложь, как тяжкий грех. Христианская традиция называет дьявола клеветником, подчёркивая, как ужасно идти против истины.

И человеку в самом деле довольно сложно не лгать. Любое вранье — это грех, но всё это очень глубоко в человеческой природе. Святитель Тихон (Задонский) пишет:

Тихон (Задонский)

епископ

То есть в каком-то смысле всякий человек действительно ложь, но это натянутое сравнение. Как ни крути, люди не обречены на то, чтобы связывать свою жизнь неправдой. Более того, есть немало руководств о том, как же справиться с ложью.

Пожалуй, самое ёмкое и точное дал Архимандрит Елеазар:

Елезар

архимандрит

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Евфимий Зигабен

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

Исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, по словам великого Василия: потому что я, говорит, будучи поражен и приведен оною чудною страною живых, виденною при содействии Святого Духа, в удивление, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в сем мире, лжив относительно человеческого блаженства, которое и Григорий Богослов назвал ложным благоденствием, поскольку оно не продолжительно, но скоро проходит и исчезает, как обманчивое и не имеющее ничего действительного сновидение. Ибо все человеческое, по словам Екклезиаста, суета сует; потому что легко изменяется и погибает; а блага, находящиеся в оной стране живых, суть истинные блага, как постоянные, неизменные и бессмертные.

Нисский в высшем значении принимая слова сии, говорит так: Что такое истинная красота? Нужны каждому собственные глаза, чтобы мог видеть ту красоту, которую он увидел по некоему божественному дарованию и вдохновению и которою был приведен в неизъяснимое тайне совести удивление. А кто увидел ее, тот не испытает потери. Хорошо, мне кажется, указал на затруднение сие Давид, который, некогда вознесшись умом, силою Духа в блаженном оном исступлении увидел непостижимую и неизреченную красоту, а увидел оную, без сомнения, столько, сколько то возможно человеку видеть, когда был выведен вне покровов плоти. Но когда восхотел сказать нечто соответствующее виденному, то изрек известные всем слова, что всякий человек лжив, что, по моему разумению, значит то, что кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи. Великого Василия: Впрочем, пророк здесь не противоречит сам себе, в чем некоторые софисты стараются изобличить его, утверждая, что если всякий человек лжив, а Давид также человек; то, очевидно, и сам он был лжив. А если лжив, то ему не надобно верить в том, что он утверждает. А истина такова, как мы скажем. Ибо люди именуются (здесь) те, которыми обладают еще человеческие страсти; но кто стал уже выше плотских страстей, и по совершенству ума перешел в состояние ангельское, тот, когда говорит о делах человеческих, очевидно, исключает самого себя из ряду прочих людей. Ибо не лжив сказывавший: я сказал: вы боги! Конечно, если другому кому, то Давиду прилично такое наименование. Ибо и сын Всевышнего есть тот, кто посредством добродетели усвоился Богу, и не умирает как человек, но имеет живущего в себе Бога. Заметь, что Акила перевел: я сказал в изумлении моем: всякий человек ложь; а Феодотион: всякий человек изнемогает; Симмах: я сказал в смятении: всякий человек обманчив. И я не без причины указал на все сии изъяснения, но с тем, чтобы показать, что человеческое благоденствие называет ложью, как весьма скоро разрушающееся и не имеющее никакой продолжительности (слова Феодорита); почему и Соломон, хотя сам жил во всяком благоденствии, начиная говорить о том, каковы человеческие дела, делает сие начало: суета сует, все суета.

Источник цитаты

Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:

Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.

Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».


К псалму 115 обращаются для защиты от обмана и лжи окружающих людей

Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.

Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.

Тематика и основные моменты

Главная мысль произведения — необходимость скрывать порывы и намерения от окружающих и осознание того, что это неизбежно. Нужно уметь держать сердце закрытым, иначе его нещадно разобьют.

Внешнее влияние зачастую губительно, поэтому следует всегда быть начеку, скрываться в себе, оберегая таким образом свои чувства и мысли. Умалчивая о честолюбивых мечтах и секретах, удастся стать независимым и невосприимчивым, словно обособленным от неправильного и недопустимого. Внутренний мир каждой личности хрупок и непостоянен, а значит, от переживаний легче оградиться, чем избавиться от них впоследствии.

У любой натуры свое восприятие и мироощущение. Говоря об этом, Тютчев раскрывает тему индивидуальности и неповторимости, замечает, что спорить о предпочтениях бесполезно. Неприемлемое для одного является абсолютной нормой для другого. Единого способа познания мира не существует, соответственно, о своих познаниях другим рассказывать совершенно бессмысленно.

Стоит уделить внимание не менее важному моменту. Автор рассуждает о самодостаточности и уверенности. Он утверждает, что поистине независимым не нужно делиться радостями и тревогами с остальными, чтобы обрести долгожданный покой

Тот, кто действительно знает, как поступить, не нуждается в поощрении и одобрении. Как ни странно, автора не волнуют случайные комментарии и замечания

Он утверждает, что поистине независимым не нужно делиться радостями и тревогами с остальными, чтобы обрести долгожданный покой. Тот, кто действительно знает, как поступить, не нуждается в поощрении и одобрении. Как ни странно, автора не волнуют случайные комментарии и замечания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

Вряд ли какое-либо другое произведение Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) подвергалось такому множеству противоречивых интерпретаций, как его гениальное стихотворение «Silentium!» («Молчание!») (не позднее 1830 года). Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонацион­но-синтаксическом отношениях. Связь этих трех частей — только в развитии лирической темы.

Из формальных средств в качестве скрепляющего эти три части начала можно отметить одно­родные концевые рифмы — точные, сильные, мужские, ударные — и рифмуемые ими последние в каждом из трех шестистиший строки. Главное, что соединяет все три части в художественное це­лое, — интонация, ораторская, дидактическая, убеждающая, призывная и приказывающая. «Мол­чи, скрывайся и таи», — непререкаемое повеление первой же строки повторяется еще трижды, во всех трех шестистишиях. Первая строфа — энергичное убеждение, приказ, волевой напор.

Во второй строфе энергия напора, диктата ослабевает, она уступает интонации убеждения, смысл которого в том, чтобы разъяснить решительные указания первой строфы: почему чувства и мечты должны таиться в глубине души? Идет цепочка доказательств: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Речь идет о коммуникабельности, о возможности одного человека передать другому не свои мыс­ли — это легче, — а жизнь своей души, своего сознания и подсознания, своего духа, — того, что не сводится к разуму, а гораздо шире и тоньше. Чувство, оформленное в мысль словом, будет заве­домо неполным, а значит, ложным. Недостаточным, ложным будет и понимание тебя другим. Пы­таясь рассказать жизнь своей души, свои чувства, ты только все испортишь, не достигнув цели; ты только встревожишь себя, нарушишь цельность и покой своей внутренней жизни: «Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».

В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей. ». Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинс­твенно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи». «Таинствен­но-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это меч­тания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души. Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лу­чи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине ду­ши; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»

Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно це­лостно и гармонично

Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что поведает нам о том, что коренится в самой природе человека

Основная идея

Тютчев полагает, что духовную сущность человека невозможно обличить в слова. Будничный разговор не в состоянии передать тончайшие оттенки глубинных переживаний и эмоций. Он лишь опошлит их, исказит их истинный смысл. Основная идея стихотворения заключается в том, чтобы беречь от внешнего мира самое сокровенное – жизнь человеческой души.

Авто прекрасно понимает, что одной из важных проблем социума является разобщенность людей, которую на протяжении многих лет пытаются преодолеть. Однако не стоит ради этой цели изливать душу: все люди очень разные, и есть большой риск, что откровенная исповедь может быть попросту не понята собеседником.

Прелесть этого мира как раз и заключается в удивительном многообразии людей, их характеров, привычек, жизненных ценностей. Никто не обязан понимать и принимать своего собрата. Поэтому, чтобы избежать досадных недоразумений и обид, стоит открывать свою душу лишь самым близким людям, лучшему другу или членам семьи.

анализ стихотворения №5

Каждый, кто хотя бы немного знаком с творчеством Федора Ивановича Тютчева, знает, что в начале его «творческого становления» стихи автора были исключительно личными творениями. Тютчев не жаждал народной славы, ведь уже на тот момент он был довольно узнаваемым человеком в широких кругах, ведь он занимал почетное место дипломата.

Впрочем, судьба уготовила ему неплохую карьеру писателя, а произошло все из-за одного случая. Один из коллег-сослуживцев совершенно случайно прочитал некоторые наброски стихов, и они ему очень понравились. Только поэтому Федор Тютчев попробовал опубликовать свои первые шедевры.

Среди крайне интересных работ, которые опубликовал автор, ярко выделялось стихотворение «Silentium!», которое было уникальным и неповторимым, мало какой поэт на тот момент мог опубликовать столь незначительное по объему, но столь значимое по сути произведение.

Проводя анализ стихотворения, начнем с названия. Само слово: «Silentium» (Силентиум) означает «Молчи» (в переводе с латыни). Что означает это «молчи»? Тютчев был довольно интересным философом, и это произведение имеет явный философский смысл, однако Федор Иванович был довольно замкнутым и не хотел делиться своими мыслями. Даже это произведение было опубликовано после целого ряда редактирования, автор посчитал его слишком личным.

Глубинный смысл данного стихотворения заключается в том, что человеку порой очень трудно сказать другому о своих мыслях, переживаниях и чувствах, что человек боится насмешек.

Как сердце высказать себя?

Другому как понять тебя?

Помет ли он, чем ты живешь?

Слово – «Молчи» означает, что нужно доверять свое мышление исключительно самому себе, не нужно разговаривать о личной теме с другим – он тебя не поймет. Гораздо лучше обсудить проблему с самим собой и только тогда ты найдешь решение.

Лишь жить в себе самом умей

Также автор отчетливо говорит, что слушать чужие мнения, россказни о тебе – это глупо и неправильно, что не нужно слушать других, что нужно поступать так, как велит тебе твоя душа.

Есть целый мир в душе твоей

Их оглушит наружный шум

Нужно научиться жить с самим собой, понимать каждую свою мысль, и ни с кем ее не обсуждать, иначе твои мысли поднимут на смех, и ты всю свою жизнь проведешь, сомневаясь: «А правильно ли я думаю, ведь мне же говорят другое». Слушай себя, загляни в свой мир, ищи там ответы на все вопросы, ищи там свой путь и не уходи с него. Не позволяй чужим мнениям менять твой индивидуальный мир!

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева.

Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни:

Как сердце высказать себя? Другому как понять тебя? Помет ли он, чем ты живешь?

Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:

Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои.

Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством. Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения:

Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими – и молчи.

Тем самым углублять свои знания и представления о мире. Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а так же скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу. Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.

Вселенский разум молчалив и скуп

Творит себя в земном прекрасном мире.

Как монолог без слушателя глуп,

Так человек без друга – просто гиря.

Теснятся в улей пчелы, муравьи

В согласии строят дом свой у дороги,

В единый разум Бог объединил —

Их отношенья меж собою строги.

Один на всех инстинкт для выживания,

И особь клеткой признает себя,

Без права преимущества на знанья,

Себя любить или любить тебя?

Венец творенья вечно одиноко

Живет в себе подобных окруженье.

Словами, мысли делает пороком,

А чувства заменяет ощущеньем.

Есть редкий миг, случайное событие,

Когда два взгляда видят как один,

Когда две мысли вдруг дают развитие,

В единой мысли творческих вершин.

Согласье губит первый грех – гордыня,

Смотри-ка, Я вот перегнал тебя.

Теперь Я – первый, ты – второй отныне,

Смотри и делай так же, как и я.

И нет тебя, ты часть моя без права,

На чувства, мысли, действия и жизнь.

Живая кукла – глупая забава,

В которой тайны нет, зовущей ввысь.

Вселенский разум молчалив и скуп,

Давно постиг единство отрицаний.

Кто в мире ищет славы и признанья,

При всех достоинствах,

Наверно, просто глуп.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Чего нам в жизни не хватает?

Казалось, все уже и есть,

Понятно, что и как бывает,

За что любовь, измена, месть.

Построен дом, где так хотелось.

К познанья древу ветвь привил.

И вырос сын таким умелым,

Дай, Бог, ему здоровья, сил.

И дочь растет душе на радость,

Заботой наполняя дни.

Но, иногда простая шалость,

Напомнит: братцы – вы же пни!

Скрепит жена и днем и ночью,

Преобразуя в тело дух.

Душа болит, как будто в клочья,

Разорвана ударом мук.

Не ищем мы под солнцем мест.

Забудем, что и как бывает,

Не нужно, что уже и есть.

Чего ж нам в жизни не хватает?

Когда-нибудь, когда меня не станет,

Не дай мне, Бог, лежать в земле сырой.

Но пусть мой прах в огне совсем растает,

Чтоб атомы начали новый строй.

Я не хочу в оградке на скамейке

Детей печалить жизни суетой.

За упокой моей души не пейте —

Мы все вернемся в круг очередной.

Мы позабудем радости – печали,

Родных, друзей, пристрастия свои.

Спасибо, Господи, что в бесконечной дали

От нас ты прячешь истину любви.

Расскажут дети внукам,

Что, мол, дед их был чудаком.

Обученный наукам

Он верил в Бога, но грешил при том.

Морочил голову, читая всякую ересь,

Надеялся понять истоки бытия.

Но продолжал в душе заветно верить,

Целесообразна жизнь твоя.

Мне очень в жизни повезло

Спасибо, Господи, спасибо!

Познал я и добро, и зло.

Умом меня ты не обидел.

Я видел, как цветут сады,

В поклоне ветви под плодами,

Игру неведомой воды

В дождинках, струях и тумане.

Я слышал в звездах соловья

И трепет листьев пред грозою,

Беззвучный голос муравья

В борьбе со стихией огневою.

В пьянящем запахе степей

Тысячелистник и полынь,

Как веха уходящих дней,

Безумства каменных пустынь.

Под кроной кедра и сосны,

Покойно думал о грядущем.

Приметы осени, весны

Смешались, что быть может лучше!

Прозрел я сущность бытия,

Понятны мысли, чувства, боли.

Свидетель я – не судия,

Любых явлений страха, воли.

Пустой театр – абсурд души,

Часы без стрелок – все без меры.

Замри иль, хочешь, поспеши —

Во всем ты, Господи, я верю!

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения. Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок. Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.

Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении. Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.

Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы. Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»). Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.

Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться. Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира. Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.

Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями

Вывод

Стихотворение «Молчание» — это прощание Фёдора Ивановича с иллюзиями молодости, это смутное чувство тревоги, это попытка разобраться в собственной душе

Молодой автор будто боится признаться самому себе в собственном благополучии, и осторожно приказывает оставаться с собственными чувствами и мыслями наедине

Это очень лиричное и интимное произведение, где Тютчев словно пророк даёт себе советы и задаёт вопросы, зная ответы за ранее. Такая философия — это ключ к разгадке о великом таланте нашего соотечественника, жившего в XIX веке и оставившего такое наследие, которое остаётся актуальным и в наши дни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector