Великопостная молитва святого ефрема сирина

Содержание:

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Слушать песнопение:

Молитва Ефрема Сирина с ударениями

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.»

Когда читается молитва?

Читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Несколько слов об авторе молитвы

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры – так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Как в нас уничтожается главный враг – гордость

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом; это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Всё это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня.

Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне.

Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Вдохновляющая история: кто такой Ефрем Сирин

Преподобного Ефрема Сирина все православные христиане знают как выдающегося подвижника и одного из самых авторитетных толкователей Священного Писания в Церкви. Современники называли его ни много ни мало, как  пророк Сирийский. Однако жизнь преподобного не сразу пошла по прямой дороге.

В юности он обладал весьма пылким нравом и порой находился на грани настоящего преступления. Причиной этому преподобный называл впоследствии свое тогдашнее неверие в благой Промысл Божий, управляющий всеми событиями в мире. Убежденность в том, что все в жизни происходит случайно, едва не погубила будущего подвижника, но Господь показал ему действие Своего Промысла, хотя и весьма необычным образом.

Однажды Ефрем отправился в путешествие, хотя точнее было бы сказать — бродяжить, потому что какой-то определенной цели у него не было. В пути он заночевал в поле у гостеприимного пастуха, вместе с которым они напились вина и уснули. Ночью на стадо напали волки и утащили овец. Наутро хозяева стада обвинили пришлого бродягу в краже скота и потащили его к судье.

Представ перед судьей, Ефрем попытался объяснить, как на самом деле все происходило. Вслед за ним в суд был приведен человек, пойманный в прелюбодеянии с одною женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих подсудимых отослал в тюрьму. Там вместе с ними оказался еще и крестьянин, арестованный за убийство. Но как Ефрем не был похитителем овец, так и приведенный с Ефремом не был прелюбодеем, и земледелец — убийцею.

На восьмой день ареста, во сне, Ефрему явился некто и сказал: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал за свою жизнь. Тогда на своем примере убедишься, что арестованные с тобою люди страдают сейчас не несправедливо, хотя и невиновны в преступлениях, которые им вменяют».

Пробудившись, Ефрем стал размышлять о видении и отыскивать в памяти свои проступки. Вдруг он вспомнил, что, быв в этом же селении прежде, из пустого озорства он выгнал среди ночи из загона на поле корову одного бедного человека. Она была стельной и обессилела от холода. В поле ее настиг зверь и растерзал.

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать: крестьянин видел человека, тонувшего в реке, и хотя мог ему помочь, однако ж не помог; а городской житель присоединился к обвинителям одной оклеветанной женщины, вдовы; братья ее, обвинив в прелюбодеянии, лишили ее отцовского наследства, дав из отсуженного часть и ему — за лжесвидетельство в суде.

Преподобный Ефрем так описывает свои впечатления от этой исповеди товарищей по несчастью:

Далее получилось так, что в суд по совсем другим делам «случайно» были приведены истинные виновники преступлений, за которые томились в темнице соседи Ефрема. В ходе разбирательства судья выяснил истину, дознавшись и до той, скрытой ранее, их вины. В придачу к этому, накануне рассмотрения дела Ефрема, так же «случайно» был назначен на должность новый судья, который «случайно» же оказался родом из тех мест, откуда ушел бродяжить юный Ефрем.

Более того, этот новый судья «случайно» оказался хорошим знакомым родителей Ефрема, бывал у них в доме и помнил его ребенком. Кончилась эта история тем, что невиновных из тюрьмы выпустили, виновных наказали. А сам Ефрем после почти семидесяти дней пребывания в тюрьме на всю оставшуюся жизнь уверовал в то, что случайностей в жизни не бывает, а каждый совершенный грех имеет свое воздаяние. Так начиналась жизнь того, кто сейчас известен всем православным христианам мира как преподобный Ефрем Низибийский, cирийский пророк.

Молитвы для тех, кто постится впервые

В пост человек полностью меняет уклад своей жизни и это ощутимо сказывается на его самочувствии, работе, повседневных делах. Однако привычки не хотят отпускать и бороться с ними каждый день становиться все труднее. Особенно трудно подчинить свои желания тем людям, которые впервые решили поститься.

Во время соблюдения поста допускается послабление для тех, кто болен, для детей, беременных и путешественников

Важно понимать, что соблюдение строжайшей постной диеты не показатель духовной чистоты и праведности. Отказ от белковой и жирной пищи должен очистить не столько тело, сколько мысли и чувства

Некоторые люди путают пост с диетой. Цель поста – освободиться от зависти, ненависти, греховных мыслей, а не очистить организм от лишних килограмм и шлаков.

Что делать тем, кто понимает истинную ценность Великого поста, но с трудом выдерживает ограничения? В этом случае нужно рассчитывать на Святое Слово. Именно молитва помогает побороть чувство дискомфорта, которое начинает испытывать человек, ограничивающий себя в еде и привычном образе жизни. Во время молитвы приходит понимание того, как мелки, мимолетны и ничтожны суетливые желания человека, жаждущего богатства, славы или почестей. Жизнь очень быстротечна, что заберут с собой на небеса те люди, которые не творили добро, не оставили после себя светлую память? Понимание высших истин бытия приходит во время молитвы и обращения к Богу.

Путь к новой жизни: покаяние

Рожденный в православной христианской семье, Ефрем был воспитан в любви к Богу. Родители его вели праведную жизнь и старались привить это сыну. Но когда мальчик подрос, он не стал жить по правилам родителей. Юноша Ефрем не отличался смирением и богобоязненностью, часто совершал дурные поступки и позже сам это признавал.

Ефрем был груб с соседями и незнакомыми людьми, часто незаслуженно оскорблял их и унижал словесно. Пользуясь своей силой, он мог обидеть слабого физически. Парень вел порочную жизнь и не вспоминал о Боге.

Результатом непутевой жизни были различные трудные ситуации, из которых постоянно приходилось выбираться. Однажды он попал в ситуацию чрезвычайно трудную и сложную он не мог найти выход. Его бросили в темницу за преступление, которое он не совершал.

Во сне он услышал голос, предлагающий ему здраво посмотреть на свою жизнь и поступки, переоценить поведение и отношение к людям и Богу. Ему было предложено поставить себя в положение обиженных им людей и почувствовать, что они пережили.

Ефрем Сирин послушал голос и стал размышлять о своей жизни. У него был пример родителей, живущих праведно, с верой в сердце. Никто из обиженных соседей ни разу не пожелал ему зла, только призывал к разуму. Результатом размышлений стало глубокое покаяние. Он обратился с прошением о прощении к Богу и искренне раскаялся в содеянном. После этого, наутро был найден настоящий виновник преступления, Ефрема оправдали и отпустили.

За верность Господу, праведные поступки и многочисленные тексты молитв и проповедей, учителю сокрушения предлагали церковный чин, но он отказался, решил, что недостоин его и продолжил жить отшельником.

Правильно творим молитву

На Богослужении или дома правильно творить молитвословие таким образом: после каждой части становимся на колени и наклоняемся до земли, затем с наклонами до пояса прочитываем: «Боже, очисти мя, грешнаго/грешную» 12 раз, в заключение снова коленопреклоняемся.

В покаянном ходатайстве слышится тоска и терзание всего человечества, жаждущего Бога. К Подателю жизни душа взывает, прося оградить ее от всего, что может погубить и умертвить, и далее — наградить добродетелью, которая восстановит из пепла. Говоря: «Господи!», мы устно вопием ко Христу, внутренне принимаем Его, верою прилепляемся и становимся единым духом с Ним. «Владыко» означает властитель, господин, царь и хозяин. «Боже, успокой меня, утверди в пути и вере, в Истине и заповедях! Помоги!» — зовет наше сердце непрерывно.

Немного истории

Великий подвижник родился в семье благочестивых родителей-христиан, но рос озорником и хулиганом. В юношестве он совершил много греховных проступков, а позже попал в тюрьму.


Успение преподобного Ефрема Сирина.

Божий Промысел заставил Ефрема проанализировать свою жизнь, в результате чего в душе подвижника случился настоящий переворот. Ангел, явленный ему, велел юноше покаяться во грехах и показал «ниточку», на одном конце которой были собраны грехи, а на другом виднелось справедливое воздаяние.

В тюремных стенах случилось «перерождение» грешника в будущего святителя, учителя Церкви Христовой, автора молитв и песнопений, богослова и аскета.

Интересные статьи о православии:

  • Апостол Павел о любви
  • Что такое православная патриархальная семья
  • Все о Таинстве венчания

Празднословие ─ путь к духовной смерти

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его даром речи. Однако при неразумном подходе эта милость Божия может оказаться причиной многих людских бед и падений. Слово имеет великую силу. Оно может быть причиной спасения и погибели, вдохновения и умерщвления всякой мысли.

В устах людских оно становится как проводником Божьей правды, так и дьявольской лжи. Отклонившись от своей божественной природы, слово становится праздным и служит питательной средой для трёх ранее перечисленных пороков: праздности, уныния и во многих случаях, любоначалия. Читая молитву Ефрема Сирина, мы искренне просим Господа избавить нас от этой напасти.

Молитвы начальные

Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (истинно, правда).

По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным. В этой молитве мы спрашиваем у Господа благословения на предстоящее дело

В этой молитве мы спрашиваем у Господа благословения на предстоящее дело.

Хвалебная молитва Господу Богу (cлавословие малое)

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы славим Бога, ничего не прося взамен. Произносится она обычно по окончании дела в знак благодарности Богу за Его милосердие к нам. Эта молитва произносится короче: Слава Богу.

В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Господь, будь милостив ко мне, грешнику.

Молитва о прощении наших прегрешений. Ее нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь.

Мы просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т.е. был милостив к нам и простил наши грехи. Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.

Молитва эта может произноситься короче: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас

, или еще короче:Господи, помилуй! В последнем сокращенном варианте она произносится в церкви, во время богослужения, нередко до 40 раз непрерывно.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.

Мы просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий — Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный — Бог Дух Святой. Молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Ангельской песнью эта молитва называется потому, что ее воспевают святые ангелы перед престолом Божиим.

Славословие ко Пресвятой Троице

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи (Отче), прости нам грехи наши. Владыка (Сын Божий), прости беззакония наши. Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего

Прежде у Св.Троицы вместе, а потом у каждого Лица Св. Троицы мы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов.

Молитва Господня

Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш небесный! Пусть прославиться имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших против нас. И не допусти нас до соблазна, но избавь нас от злого духа. Потому что Тебе принадлежит Царство, Сила и Слава — Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Это — важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения. Она содержит призывание, семь прошений и славословие.

Несправедливая справедливость

Иногда Господь попускает кажущиеся с человеческой точки зрения несправедливости, чтобы отвести нас от больших опасностей или злых людей, путей, направляя таким образом на дорогу добра и любви.

Несправедливость, случившаяся вдруг с нами, напоминает душе о непрочности и несовершенстве земного мира, его правил, установок, ценностей и призывает обратить свой взор к Господу и Его заповедям.

Поэтому и отношение к несправедливости в свой адрес должно быть спокойным, смиренным, благодарным. Но этого, безусловно, не так просто достичь. 

Примером может стать житие великого христианского святого Ефрема Сирина, покаянную молитву которого мы читаем в Великий пост.

Житие Ефрема Сирина

Создателем молитвы «Господи Владыка живота моего» традиционно считается святой Ефрем Сирин – христианский подвижник, зашедший далеко в любви к Господу. Молитва имеет большую силу, поэтому занесена в молитвослов.

До того, как Господь дал шанс стать ближе к Нему, Ефрем вел свободный образ жизни. Ему нравилось причинять боль людям, особенно беднякам. Он не видел разницы между чужими людьми и близкими, поэтому оскорблял всех одинаково. Основную цель жизни он видел во вреде другим и блудливых делах.

Однажды с ним произошел поворотный момент. В местности, где жил будущий святой, был похищен скот. В списке подозреваемых оказался Ефрем. Обвинение было ложным, он не имел к этому делу никакого отношения, но никто ему не поверил. «Преступника» посадили в тюрьму.

В один из дней его заключения, его посетил незнакомец, который подтвердил, что заключенный невиновен, однако, лежит ли на нем иная вина? Он предложил Ефрему переосмыслить свою жизнь и вспомнить случай, когда он делал больно другим людям.

В этот момент узник вспомнил свои темные дела. Особенно выделился случай его буйного юношества, когда он выпустил корову из загона одного бедняка. Корова побежала в сторону леса. Там ее настиг волк и задрал. Жизнь бедняка только усугубилась, для его семьи наступили голодные времена. Однако Ефрему ничего за это не было.

Он раскаялся и понял, каким ужасным человеком он был до этого момента. Незнакомец пообещал, что виновный обязательно будет найден. И так произошло. Оказалось, никакого хищения скота не было. Стадо задрали волки, потому что пастух не уследил за ним. В итоге, наказание понес пастух, а Ефрема выпустили на свободу.

Выйдя из заключения, будущий святой по-новому посмотрел на Божественный Промысел и стал вести подвижнический образ жизни. Мирская суета была оставлена им, и он стал проповедовать о любви Божьей.

Испытанное чувство глубокого покаяния и благодарности Богу за его блага стало естественным для Ефрема Сирина. На протяжении жизни он старался отблагодарить Господа за все Его милости, проистекающие в наш мир.

Суть молитвы заключается в том, что молящийся, осознавая свою духовную бедность, стремится стать ближе к Создателю, освободиться от мирских пороков страстей.

Ее принято читать во время Поста, когда силы человека направлены на преображение. Обрести желаемое можно лишь с дозволения Божьего. В этот день молящиеся просят о прощении себя и своих близких.

Молитвы в Великий пост

Вторая неделя Великого поста отличается послаблением для принимаемой пищи, но никак не отражается на духовном состоянии верующего. Все его мысли должны быть направлены на внутреннее очищение и стремление к совершенству своих помыслов.

Изначально молитвы создавались для того, чтобы каждый верующий мог разговаривать с Богом. Они включали в себя особый ритм и особый слог. Старославянские слова погружают в некое состояние, когда молящийся отрешается от всего земного и возноситься в помыслах, торжествуя духовно.

Великий пост – особое время для всех истинно верующих. В эти дни необходимо соблюдать предписанные правила воздержания, стремиться к добрым деяниям и вести благочестивый образ жизни. Запрещается проводить время в шумных компаниях, чрезмерно веселиться, употреблять спиртные напитки, заниматься плотскими утехами. Ограничения, накладываемые на тело, освобождают душу от влияния его желаний.

Ежедневно человек испытывает много различных эмоций:

  • злость;
  • зависть;
  • гнев;
  • радость;
  • обиду;
  • разочарование;
  • гордость;
  • ненависть.

Все это наслаивается постепенно, добавляя усталости и раздражения. В Великий пост дается прекрасный шанс очистить свою душу от тяжести земных грехов, рутинных обыденных и мелочных интересов. Молитва является драгоценным помощником, помогающим снять весь накопленный негативный груз с человека.

Вопросы священнику

Жизнь сирийского проповедника, который смог осознать грешность своей жизни и искренне раскаяться, интересует прихожан. Особенно много вопросов возникает в связи с написанием Ефремом покаянной молитвы, ее глубокого смысла и назначение.

Когда и как читается молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина читается во время Великого поста, в Сырную седмицу в среду и пятницу. Также, на каждый день, кроме субботы и воскресенья, на протяжении святой Четырехдесятницы. Затем продолжается чтение на Страстную седмицу, первые три дня. в эти же дни молитва сирийскому просветителю включается в ежедневное молитвенное правило. Исключением также являются суббота и воскресенье.

Последний раз молитва «Буди имя Господне…» читается в храме в конце литургии в Великую среду. После этого начинаются богослужения, посвященные Страстной седмице.

Во время Рождественского поста молитва Ефрема Сирина читается в дни свершения вседневного богослужения, когда поется «Аллилуиа»., всего одиннадцать раз, по числам ноября: 19, 26 и 29. В декабре: 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 числа. Как и во время Великого поста, в эти дни богослужения носят покаянный характер.

В дни поста православный христианин должен прилагать особое усилие, направленное на преобразование его жизни. Покаянная молитва Ефрема Сирина более других соответствует этому.

Пушкин: молитва Ефрема Сирина

Сирийский пророк Ефрем Сирин написал покаянную молитву на сирийском языке, затем она была переведена на греческий. В таком виде ее читали в церкви на Великий пост в определенные дни.

В 1836 году на службе присутствовал образованный, знающий языки, петербургский прихожанин. Это был великий поэт Александр Пушкин. Он до такой степени проникся содержанием молитвы, что через 4 месяца не смог забыть ее.

Предчувствовал окончание своего земного пути, он создал цикл стихотворений-молитв покаяний, среди них основным был стих на русском языке «Отцы пустынники…», это пояснение на русском языке текста покаянной молитвы Ефрема Сирина. Александр Сергеевич хотел, чтобы удивительная молитва сирийского пророка была понятна всем мирянам и дошла до каждого сердца.

Молитва святого Ефрема Сирина прозвучала на следующий год в среду Сырной седмицы 24 февраля 1837 года, через 4 недели после смерти поэта. Пушкин умер на следующий день после дня святого Ефрема Сирина. Объяснение этого стечения обстоятельств простое. Два великих поэта, разделенные по жизни земной временем, были связаны духовно.

Толкование молитвы Ефрема Сирина

Толкование молитвы учителя сокрушения простое: в нем содержатся все положительные и отрицательные стороны жизни православных христиан, покаяние и прошение. В коротком тексте особым образом перечисляются индивидуальные подвиги православного. Каждый из них направлен на избавление от определенного недуга, препятствующего вступлению на путь истинный, на обращение к Богу.

К основным недугам относятся:

  • праздность;
  • небрежность;
  • нерадение;
  • любоначалие;
  • лень.

Это именно та пассивность, которая заставляет проходить мимо и не обращать внимания на людей, которым нужна помощь. Лень совершать добрые богоугодные дела, предпочитая предаваться праздности. Нерадение и пассивность, тянущие человека вниз, не дающие ему возможности возвысится, подняться к светлой жизни. Задавая вопрос «зачем?» на каждый духовный призыв, человек погружается в болото повседневной серости и тьму греха.

Любоначалие зарождается в человеке, который живет праздной жизнью. Его одолевает уныние и лень, извращают отношение к жизни и людям. Чтобы избавиться от всего этого, обратиться лицом к Богу, необходимо поселить в своей душе и стремление к праведной жизни.

Молитва Ефрема Сирина не рассчитана на каждый день. Ее следует читать тем людям, которые осознали неправильность своей жизни, греховность мыслей и поведения. Только осмыслив свои ошибки и желая в корне все изменить, следует приступать к молению сирийскому проповеднику. Короткий, но сильный текст создан православным, осознавшим свои ошибки и истинно желающем их исправить, стать на путь истинный, жить праведно.

Путь к новой жизни — покаяние

Ефрем Сирин – христианский поэт, является также богословом. Отчасти эти способности позволили ему написать поистине наиболее действенную молитву о покаянии, благодаря чему она приобрела соответствующее название – покаянная. Кроме того, читается текст в течение Великого Поста. Отсюда произошло еще одно название – Великопостная.

По новому стилю календаря память о нем совершается 28 января (в православии). С тех пор это день преподобного Ефрема Сирина. Родился же он у благочестивых людей. Однако нельзя сказать, что молодой человек соблюдал заповеди в молодые годы. Наоборот, Ефрем совершал неблаговидные поступки, из-за чего однажды услышал голос, который спросил, много ли он обид причинил людям, насколько тяжела эта ноша для них и для него самого. Это помогло переоценить свои поступки, помыслы.

Ефрем стал отшельником, в течение всей жизни каялся во грехах. Само слово «покаяние» означает буквально «перемена ума и свойств души». Соответственно, мирянин, который раскаивается во грехах, молится о прощении, приближает Царствие Божие и сам попадет туда. Покаянию предшествует снизошедшее понимание глубины собственной вины перед другим человеком, греха. Также при этом возникает чувство раскаяния. Если искренне просить прощения у Господа, то грехи будут отпущены.

Человек более не поступает, не думая, а оценивает риски совершения неправильных поступков для себя и окружающих, не живет во грехе, так как избегает соблазнов, может противостоять им. Также и Ефрем покаялся. До конца дней своих он совершал благочестивые поступки. Он избрал свой путь – занимался написанием сочинений, которые в дальнейшем зачитывались в церквях, некоторые из них вошли в богослужебное употребление молитв. Ефрем также писал стихотворения, которые потом использовались против ереси.

Несмотря на высокий уровень знаний, Сирин Ефим называл себя «неученым, маломысленным». На самом же деле многие мудрейшие того времени восхищались тем, насколько он был умен. Преподобный занимался переводами, знал Псалтырь. Он также предложил толкование Святого Писания (псалмов). Однако творения Ефрема дошли до современного мира лишь частично. Он написал более 1000 произведений, сочинений, а опубликовано же было порядка четверти указанного количества.

Современники нарекли Сирина Сирийским Пророком. Ефрем писал не только сочинения, но и излагал свои мысли и чувства о будущем, настоящем. Его считали настоящим оратором христианского слова. Причем он не использовал в речах искусственные словесные конструкции. Творения Ефрема были лишены празднословия.

В своих проповедях Ефрем говорил о приближении страшного суда, покаянии (в первую очередь), советует родителям говорил уделять должное внимание воспитанию детей. Причем Святитель Ефрем читал проповеди, но при этом они лишены мрачности

К слову, сам Преподобный все время говорил о том, что уныние – грех. Если у читающего есть дети, он должен просить и за них.

Даже когда человек испытывает душевные муки за грехи, которые совершил, он не должен уничижать себя.

Особые детали жития Святого можно найти на сайте Оптина Пустынь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector