Бог кришна
Содержание:
- Господь Брахма – Создатель
- История происхождения
- Полубоги склоняются перед Кришной
- Философия Кришнаизма
- Образ Кришны в индийской мифологии
- Сражение на Курукшетре
- Кришна в культуре
- Иконопись
- Жизнь Кришны и его семья
- Разные отношения с Господом
- Господь на работе и дома
- Война Пандавов с Кауравами
- Господь Ганеша
- Пури. Последние годы жизни
- Культ
- История Кришны
Господь Брахма – Создатель
Господь Брахма является первым проявленным живым существом и создателем материальной вселенной. Управляемый Господом Вишну, он создает все формы жизни во вселенных. Он также управляет гуной (состояние материи) страсти.
Однажды Господь Брахма захотел удостовериться в могуществе Кришны. Он забрал всех телят и пастушков и спрятал их в укромном месте. Через год Брахма вернулся и увидел, что Кришна как обычно играет со своими друзьями и пасет телят и коров. Затем Кришна проявил всех телят и пастушков в форме Нараяны – в неземной четырехрукой форме. Брахма, осознав могущество Кришны, был поражен деяниями Своего почитаемого Господа и вознес молитвы, прославляющие Верховную Личность Бога:
пашйеша ме найам ананта aдйе
паратмани твайи апи маи-майини
майа витатйекшитум атма-вайбхава
хи аха киян аичам иварчир агнау
Шримад-Бхагаватам, 10.14.9
Господь Брахма поведал учение Вед вначале Нараде, а Нарада распространил трансцендентное знание по всему миру через своих учеников, таких как Вьясадева. Последователи ведической мудрости принимают утверждения Брахмаджи как истину, и таким образом трансцендентное знание распространяется по всему миру через ученическую преемственность с незапамятных времен, с самого начала создания.
Господь Брахма является совершенным освобожденным живым существом в материальном мире, и любой искренний искатель духовного знания должен принять слова и заявления Брахмаджи непогрешимыми. Ведическое знание непогрешимо, потому что оно исходит непосредственно от Верховного Господа к сердцу Брахмы, и так как он является самым совершенным живым существом, то всегда точно передает знание.
Кроме того, Господь Брахма является великим преданным Господа, искренне склонившимся перед подобными лотосу стопами Господа и принявшим это положение как высшую истину. В «Брахма-самхите», которая составляется Брахмаджи, он повторяет «говиндам ади-пурушам ахам бхаджами» («Я поклоняюсь изначальной Личности Бога, Говинде, изначальному Господу»).
Поэтому все, что он говорит, думает и делает, как правило, должно быть принято в качестве истины, благодаря его прямой и очень тесной связи с Говиндой, изначальным Господом.
История происхождения
Кришна – герой религиозных писаний под названиями «Махабхарата», «Харивамша, «Вишну-пурана» и др. В них описываются эпизоды биографии бога и его обличия. В одних произведениях он представлен шаловливым малышом, который ворует масло у отвлекшейся матери, в других Кришна – легендарный воин и пастух, поучающий друга Арджуна. Единственным беспрекословным утверждением в каждой книге становится то, что Кришна является восьмым обличием Вишну, главного бога пантеона Индии.
Вишну
По легенде, годы жизни божественного существа относятся к четвертому тысячелетию до н.э. Бог якобы появился в материальном мире, как воплощение Вишну, переродившись в человеческом теле. Он родился в городе Матхур в венценосной семье Васудевы и Деваки, чтобы индусам были продемонстрированы чудеса божественной силы и дарована религия. Сюжеты, которые описывает биография Кришны, схожи с лейтмотивами священного писания, повествующего о жизни Иисуса.
Кришна назывался разными именами – в соответствии с направлениями религии. Он представлялся Гопалой и Говиндой, становясь участником сюжета о влюбленных пастухе и пастушке. В Ориссе Кришну звали Джаганнатха. Его имя имеет массу звучаний в зависимости от аватара, в котором бог предстает перед людьми.
Синий цвет кожи Кришны
При этом значение имени Кришна толкуется последователями как «темно-синий» или, в альтернативной вариации, «привлекающий». Это имя можно перевести как «темнота».
Немалое внимание уделяется атрибутам, сопровождающим героя. В образе Говинды он изображался как смуглый мужчина с флейтой в руках
Его вторым обликом оказывается фантастическое воплощение с множеством рук и голов. На некоторых картинах у бога синий цвет кожи, а голова и лицо украшены золотыми подвесками и цепочками.
Голубоватый оттенок тела легко объяснить ошибками в расшифровке текстов, ведь имя Кришны переводится как «подобный грозовой туче», то есть просто сильный. Вероятно, с течением времени речевой оборот был визуализирован на изображениях.
Полубоги склоняются перед Кришной
Когда Верховная Личность Бога, Господь Кришна, вошел в лоно Деваки, чтобы убить Камсу, все полубоги поняли, что Господь живет в утробе матери Деваки, и поэтому с благоговением молились Ему.
матсйашва-каччхапа-нрисимха-вараха-хамса-
раджанйа-випра-вибудхешу критаватарах
твам паса нас три- бхуванам ча йатхадхунеша
бхарам бхуво хара йадуттама ванданам те
Шримад-Бхагаватам, 10.2.40
«О верховный повелитель, прежде Ты уже воплощался в образе рыбы, лошади, черепахи, Нарасимхадевы, вепря, лебедя, Господа Рамачандры, Парашурамы, а среди полубогов – в образе Ваманадевы, чтобы Своей милостью защитить весь мир. Яви же Свою милость вновь и защити нас, устранив беды, которые обрушились на этот мир. О Кришна, лучший из рода Яду, мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой».
Философия Кришнаизма
И это учение похоже на Тантру, когда служение проводится постоянно, тогда можно увидеть в себе «лицо» Бога. Ведь если мы посмотрим на этот мир, где мы сможем увидеть Бога, да нигде. Но тем не менее Он всегда здесь и проявляется во всем.
Бог не может быть одним, поскольку одним может быть какая-то вещь, но не Бог. Он во всех вещах, но проявляется по-разному и это Его игра или лила в учении индуизма.
Все явления этого мира судя по философии кришнаизма — это игра Бога, смотрите сами, вот был человек и его не стало, был богат, а стал банкротом, был здоров, а стал больным, был любим, а стал ненавидим.
И когда человек понимает принцип этой игры, что он сам создал ее и увидел ее пустую и проявленную составляющую — он становится гопи, он становится Кришной, он становится Богом или конечной целью практически всех религий этого мира.
Существует различные направления кришнаизма: это Бхакты — основанное на служении; сторонники Радха-Кришны — поклонение союзу вечной спутницы Радхе и Кришне;
Существуют также направления служения только одному Кришне; поклонение Кришне как воплощению Бога Вишну, а также различным формам проявления Кришны.
Святые места кришнаитов
Главным местом паломничества или самым святым местом Кришнаизма считается город Вриндавана в Индии, где согласно легенде проводил свое время в играх сам Кришна. И кроме того, здесь построено множество храмов для поклонения Радха-Кришне.
Международное общество сознания Кришны
В 1966 году было создано движение Харе Кришна, где поклоняются Кришне, как высшей форме Бога. Также это движение называется Гаудия-вайшнавизм, которое основано на писаниях «Бхагават-Гита» и «Бхагавата-Пурана».
Образ Кришны в индийской мифологии
Индийский пантеон богов отличается своим разнообразием и уникальностью, а многие особенности небожителей были успешно переняты другими народами, известными современным исследователям.
Тем не менее, довольно сложно найти аналог синекожему богу Кришне, который представляет собой одно из центральных божеств.
Стоит заметить, что многие читатели, которые открывали индийские религиозные произведения, полагают, что подобное решение художника вызвано лишь желанием выделить персонажа среди его окружения.
Но это не так. В предания индийцев ясно видно, что синяя кожа является важным атрибутом, благодаря чему бог и получил свое имя.
Если искать перевод на санскрите, то можно увидеть, что кришна означает синий. А в религиозных текстах, где описывается божество индийцев, его внешний вид указан как сходный с голубыми облаками.
В результате можно прийти к выводу, что изображения, которые использованы при иллюстрации священной книги Бхагавад-Гита, являются совершенно точными, и в них нет и намека на выдумку художника.
И в данном случае у европейских исследователей нового времени не редко возникали вопросы. Ведь в некоторых из текстов Кришна предстает перед читателями в образе удивительного малыша, который доставляет огромную радость родителям, ворует молоко и масло с родительского стола и совершает другие мелкие проказы.
В других книгах он уже юноша, который пасет огромные стада, либо предстает в образе идеального любовника.
Одни из самых известных произведений представляют Кришну в образе могучего воина, который наставляет другого индийского героя – Арджуна.
И здесь очень важно отметить, что Кришна в первую очередь – аватар бога Вишну, восьмой по счету. Данное воплощение является последним, и становится ключевым для пантеона индийцев
Сражение на Курукшетре
Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна — двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, — Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.
Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.
«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.
Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.
Кришна в культуре
Храм Радхи-Кришны в Лондоне
Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».
Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.
Радха
Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».
Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».
Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.
Кришна с флейтой в руках
Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.
Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.
Иконопись
Бог в индуизме представлен необычным существом. Кришну обычно изображают как темнокожего или чёрного парня. Особенно это свойственно для мурти Кришны в индуистских молельнях. В художественном творчестве Кришна часто нарисован в виде мальчика или юноши во Вриндаване с кожей тёмно-голубого или лазурного цвета. Он одет в жёлтую дхоти и стоя играет на флейте. Кришна расслаблен, ноги его скрещены. На его шее висит гирлянда, изготовленная из цветов, а в волосах находится перо павлина. Кришна практически всегда изображается в окружении телят, коров и девушек-пастушек гопи.
Также очень часто Кришна изображается в тот момент, когда он даёт советы Арджуне на поле брани Курукшетра в «Бхагавадгите». В этих случаях он выглядит как парень с типичными красивыми чертами, свойственными религиозному искусству Индии. Также этого Бога можно узреть с чакрой – одной из особенностей Вишну. Или с большим количеством рук и голов выказывающим свою всемирную форму Арджуне.
Вы когда-нибудь видели храм Кришны? Во всех таких храмах есть мурти, в которых Кришна представлен стоящим в истомной позе возле своих попутчиков – своей сестры Субхадры, брата Баларамы (также известного как Балаюхадра) или с любимыми своими жёнами-государынями Сатьябхамой и Рукмини. Иногда его изображают с его любимой гопи Радхой. В этом случае он выглядит как Радха-Кришна – лик, типичный для многих традиций в индуизме. К примеру, манипурские вайшнавы одному Кришне никогда не поклоняются, а всегда лишь Радха-Кришне.
Жизнь Кришны и его семья
Согласно традиции, Кришна принадлежал к Ядаве — пастырской расе, рождение бога живописно описано в Махабхарате. Кришна стал восьмым ребенком в семье Деваки (принцесса города Матхуры) и Васудева. Именно восьмого ребенка должен был убить Камса (брат Деваки и злой царь Матхуры), узнав об этом, Васудева решил спрятать Кришну в отдаленной деревне Вриндавана, где мальчика воспитали как простого пастуха, его приемными родителями стали Нанда и его жена Яшода.
В молодости пастух Кришна завоевал сердца многих деревенских девушек и женщин, звук его флейты побуждал их покидать дома, чтобы экстатически танцевать с ним в лунном свете
Он приковывал внимание своей внешностью, игривым обаянием и мастерством музыки и танца
Со временем Кришна и его брат Баларама вернулись в Матхуру, чтобы убить злого Камсу. Позже, посчитав королевство небезопасным, Кришна повел Ядавов к западному побережью Катиавара и основал свой двор в Двараке (современный Дварка, Гуджарат).
Любимой женой Кришны была Радха, с которой у него родился сын Прадьюмна и дочь Карумати, но традиция гласит, что бог имел 16 108 жен и 180 000 сыновей. Королева Рукмини, земная форма богини Лакшми, считается второй любимой женой Кришны после Радхи.
Кришна прошел множество боев, и одерживал множество побед, в итоге, он был убит охотником по имени Джара, который пустил в левую пятку Кришны стрелу (его уязвимое место), когда тот оплакивал своего умершего сына в лесу, приняв вид оленя.
Разные отношения с Господом
Каждое живое существо в духовном мире связано с Господом неповторимыми отношениями, которые называются раса. Находясь в материальном мире, под влиянием иллюзорной энергии мы забыли о Кришне и своих отношениях с Ним. Пока мы не можем их себе даже представить. Необходимо очистить свое сознание, занимаясь преданным служением, и тогда эти отношения проявятся сами собой.
Разница между Вишну (Нараяной) и Кришной заключается в том, что с Господом Нараяной и другими аватарами Господа (Рамой, Нрисимхой и так далее) можно иметь лишь нейтральные отношения и отношения слуги-господина. Нейтральные отношения (шанта-раса) – это пассивная любовь, когда вы ко всем относитесь доброжелательно, но активности не проявляете, однако готовы быть в полном распоряжении в случае необходимости. Отношения слуги-господина (дасья-раса) – это активная любовь, когда хочется служить объекту любви: вы не ждете, когда вас попросят что-то сделать, а первым проявляете инициативу.
Голока Вриндавана, где обитает Кришна, находится выше уровня духовных планет Вайкунтх. На ней доступны еще три вида отношений:
Дружеские отношения (сакхья-раса), подразумевающие равенство, взаимное служение друг другу. Например, мальчики-пастушки играют и забавляются с Кришной, но в то же время они всегда готовы пожертвовать собой ради Его интересов.
-
Родительская любовь (ватсалья-раса), проявляющая полный спектр любви и заботы к Господу как к сыну. Родителями Кришны во Вриндаване были Яшода и Нанда Махарадж.
-
Супружеская любовь (мадхурья-раса) – самый высший уровень взаимоотношений с Господом. Он включает в себя все предыдущие типы отношений. В материальном мире мы можем видеть некое подобие: идеальная жена заботится о своем муже, как мать, она же близкий друг ему, слуга, и всегда доброжелательна к нему. А муж дает жене полное покровительство и заботу, как отец, выслушивает, как друг, и желает только блага.
Несмотря на то что Кришна является изначальной Личностью Бога, преданные Господа во Вриндаване видят Его просто как мальчика-пастушка. Его слуги, друзья, родители и возлюбленные движимы спонтанной, беспримесной любовью. Поэтому, в отличие от других мест духовного мира, во Вриндаване проявляются особые сокровенные отношения, в которых живое существо находится в равных отношениях с Кришной или даже занимает более высокое или покровительственное положение, связывая Господа узами своей безграничной любви. Поэтому Вриндаван – самая сокровенная обитель Господа. Здесь Господь не устанавливает законы и не вершит суд, а просто наслаждается любовью Своих преданных.
Мы можем подумать, что описанные виды отношений проявлены и в материальном мире: к прохожему я отношусь нейтрально, начальнику служу, родителей уважаю, также у меня есть друзья и любимый муж/жена. Однако наши отношения осквернены представлением о жизни «я есть тело», поэтому лишены чистоты и бескорыстия. И хотя внешне духовные отношения напоминают отношения живых существ в материальном мире, они имеют иную природу. Понять их может только человек, наделенный истинной верой, которая обретается в общении с чистыми преданными Кришны.
Господь на работе и дома
С воплощениями Господа понятно. Но кто тогда Вишну? Очень часто между Вишну и Кришной ставят знак равенства. Кажется, это один и тот же Бог, только у одного две руки, а у другого четыре. Почему именно Кришну называют изначальным Верховным Господом? Ведь Господь Вишну (Нараяна) также обладает шестью достояниями (красота, сила, слава и так далее).
Вишну означает «всеохватный», это проявление Господа в материальном мире. Будучи правящим божеством гуны благости, он поддерживает все мироздание. Нараяна – правящее божество Вайкунтх, духовных планет. Нараяна – это тот, у кого принимают прибежище.
В «Брахма-самхите» (5.1) Брахма, творец вселенной, говорит:
Война Пандавов с Кауравами
У отца Кришны была сестра Кунти. В ранней юности особым заклинанием она призвала к себе бога солнца Сурью и родила ему сына – Карну. Позже ее выдали замуж за царя Панду, который был бесплоден. Царица решила подарить ему сыновей, зачатых от богов. Их стали называть Пандавами. Кришна был их двоюродным братом. Братьев невзлюбили царевичи из рода Кауров и стали враждовать с ними. Кауравы постоянно унижали Пандавов, претендуя на их территории и захватывая их богатства.
Кришна пытался найти дипломатическое и мирное решение конфликта. Однако царь Дурьодхана отвергнул его миротворческую миссию. Тогда Кришне пришлось сообщить Пандавам, что единственный путь отстоять принципы добродетели и праведности – война, которая стала неизбежной.
Арджуна, один из Пандавов, был вынужден честью воина и обстоятельствами принять трудное решение — выйти в бой со своей семьей, любимыми родственниками, которых он уважал и был привязан узами детских воспоминаний. Ему было сложно начать битву, поэтому он пытался найти ответ у Кришны.
Кришна сказал, что брат должен выполнить свою жизненную задачу, состоящую в защите чести и сделать так, чтобы духовные принципы стали реалиями в нашем крае, все остальное — не стоит внимания. Материя должна быть разрушенной, ведь это лишь иллюзия материального мира. Гибель людей — также иллюзия, ведь души людей бессмертны, а тела всегда сменяют друг друга, переходя из жизни в жизнь. Главное — дать родиться и утвердиться святому духу свободы, правды и чести.
Так Арджуна решается на битву и выигрывает. Однако победа далась непросто, ведь за 18 дней он потерял почти все свое войско.
Господь Ганеша
Господь Ганеша – полубог, имеющий голову слона и отвечающий за материальное богатство и устранение несчастий. Он сын Господа Шивы и Парвати, тот, кто первым записал Махабхарату.
В «Брахма-самхите» говорится:
йат-пада-паллава-йугам винидхайа кумбха-
двандве пранамы-самайе ча ганадхираджах
вигхнан вихантум алам асйа джагат-трайайсйа
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Брахма-самхита, 5.50
«Я поклоняюсь изначальному Господу – Говинде, чьи лотосные стопы постоянно держит на своей бугристой слоновьей голове Ганеша, дабы обрести могущество, с помощью которого он устраняет все препятствия на пути прогресса трех миров».
Пури. Последние годы жизни
Покинув Бенарес, Махапрабху вернулся в Пури. С этого времени, то есть с тридцать первого года жизни, и вплоть до своего ухода в возрасте сорока восьми лет Махапрабху безвыездно оставался в Пури. В течение последних восемнадцати лет его жизнь была подвигом постоянной любви и благочестия. Он был окружен многочисленными последователями, которые все без исключения были вайшнавами высочайшего уровня и отличались от обыкновенных людей своей чистотой и ученостью, твердостью в религиозных принципах.
Махапрабху спал очень мало. Он поклонялся в храме, поддерживал связь со своими миссионерами во Вриндаване и беседовал с религиозными людьми. Гауранга мало говорил – он учил своим примером. Он пел, танцевал и то и дело забывался в духовном блаженстве. Каждый, кто приходил к нему, начинал верить, что это Сам Господь, сошедший в мир, чтобы принести благо всему человечеству. По своей природе Махапрабху был в высшей степени благожелателен, само смирение воплотилось в нем. Он никогда не отказывал в поучениях тем, кто просил об этом.
Так наступил 1534 год… Однажды преданные увидели, как он вошел в храм Тота-гопинатха, однако обратно не вышел…
Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл свои трансцендентные деяния в течение сорока восьми лет и покинул наш мир в 1534 году в Пури.
Хотя в юности Господь Чайтанья был широко известен как ученый-пандит и его духовное наследие безгранично, он оставил после себя лишь восемь стихов под названием «Шикшаштака». В этих важных стихах-молитвах раскрываются его миссия и заповеди. Все другие обширные произведения о нем были составлены основными последователями Господа – шестью Госвами Вриндавана и их учениками.
Ранние годы жизни Господа описаны одним из его самых близких преданных из современников, Шрилой Мурари Гуптой, а более поздний период жизни освещен его личным секретарем Шри Дамодарой Госвами, который практически не разлучался с Господом в Пури. Эти двое преданных описали почти все события, в которых участвовал Господь. Впоследствии на основании этих кадач (записей) были написаны книги: «Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура (в которой описываются ранние годы жизни Махапрабху) и «Чайтанья-Чаритамрита» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (посвященная, в основном, учению Господа).
Господь Чайтанья наказал своим ученикам писать книги по науке о Кришне, и эту задачу его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Именно благодаря системе ученической преемственности, философия, которой учил Господь Чайтанья, на сегодня является весьма обширной, точной и последовательной. Культ философии Шри Чайтаньи Махапрабху признан живой религией наших дней. Со всем достоинством и высшим авторитетом эта миссия в двадцатом столетии продолжена Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджем и его выдающимся учеником, одним из величайших философов и духовных деятелей современности – А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой – ачарьей-основателем Международного общества Сознания Кришны.
Именно благодаря миссии Шрилы Прабхупады, в которой он огромное значение уделял толкованию и переводу на различные языки мира священных писаний и трудов предыдущих духовных учителей, мы можем соприкоснуться с этими драгоценными трудами.
Литература
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бхагаватам. Песнь первая, том первый. Введение. Очерк жизни и учения Господа Чайтаньи, проповедника «Шримад-Бхагаватам». – М.: The Bhaktivedanta Book Trast, 2013. – 608 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Пролог Бхактивиноды Тхакура «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». 2-е издание, переработанное. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2015. – 496 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Чайтанья-Чаритамрита. Ади-лила. — М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2003. – 944 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как Она есть. Изд.4-е. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2012. – 976 с.
- Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды» (перевод и комментарий Карнамриты даса, пер. на рус. Парама-удара дас, ред. Ямуна д. д.). – М.: Философская Книга, 2014. – 40 с.
- Гауранга-послание Любви. В трёх томах. Составление и перевод: Джагадьони деви даси. 1995-1996 годы.
Культ
Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад — ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.
История Кришны
Если следовать древним текстам, то можно заметить, что в них главным космогоническим персонажем является Вишну. Этот бог материализовался в нашем мире примерно за 3.5 тысячи лет до нашей эры.
Он предстал перед людьми в образе обычного малыша, родившегося в семье правителей Матхуры и получил имя Кришна. По преданию он был послан на землю для того, чтобы установить для людей законы, а также продемонстрировать им силу богов.
Рассматривая сам эпизод рождения бога можно заметить немало общего с тем, какой жизненный путь пришлось пройти Христу.
Поэтому он, будучи в тот момент царем, приложил все усилия для уничтожения наворожённого. Спасение младенца Христа во многом напоминает то, как в свое время от гибели спасался сам Вишну. Для этого он был мистическим образом перенесен к своим новым родителям, которые также были пастухами.
Следующий период взросления мальчика является одним из самых миролюбивых. Ребенок отличается сообразительностью, а также добротой. Он часто играет, помогает родителям, а позже влюбляется в Радху, дочь другой семьи пастухов.
Когда он набрался сил, то решает возвратиться в город Матхуру, где от его гнева не удается спастись его дяде. Здесь он начинает дружбу с Арджуной, выходцем из знатной семьи, которому Кришна дает немало полезных советов.