Комсомольск-на-амуре

КОМСОМО́ЛЬСК-НА-АМУ́РЕ

КОМСОМО́ЛЬСК-НА-АМУ́РЕ, го­род в Рос­сии, в сев. час­ти Ха­ба­ров­ско­го края, центр Ком­со­моль­ско­го р-на. Нас. 272,4 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен в ниж­нем те­че­нии р. Амур (вы­тя­нут вдоль ле­во­го бе­ре­га бо­лее чем на 30 км), в мес­те впа­де­ния в неё р. Си­лин­ка. Транс­порт­ный узел, где пе­ре­се­ка­ют­ся ж.-д., ав­то­мо­биль­ные и вод­ные пу­ти. Аэ­ро­порт.

Го­род ос­но­ван в 1932 на мес­те с. Перм­ское (соз­да­но в 1860 кре­сть­я­на­ми-пе­ре­се­лен­ца­ми из Перм­ской губ.) и на­най­ско­го стой­би­ща Дзём­ги в свя­зи с на­ча­лом хо­зяйств. ос­вое­ния Даль­не­во­сточ­но­го края. Строи­тель­ст­во го­ро­да бы­ло объ­яв­ле­но Все­со­юз­ной удар­ной ком­со­моль­ской строй­кой (см. Ком­со­моль­ские строй­ки). В 1932–35 рай­он­ный центр Даль­не­во­сточ­но­го края, с 1939 – Ха­ба­ров­ско­го края.

Комсомольск-на-Амуре. Вид города. Администрация г. Комсомольск-на-Амуре

К.-на-А. по­стро­ен по ген­пла­нам 1939 (ар­хи­тек­то­ры Лен­гор­про­ек­та под рук. Б. В. Дан­чи­ча) и 1954. Со­хра­ни­лась за­строй­ка гл. ма­ги­ст­ра­лей в ду­хе сов. нео­клас­си­циз­ма кон. 1930–50-х гг. (дом на просп. Ми­ра, 1952; «дом со шпи­лем» на ул. Ле­ни­на, 1953). В 1970-е гг. со­ору­жён мост че­рез р. Амур (1974–75), с 1977 за­страи­вал­ся просп. Пер­во­строи­те­лей. В кон. 1990 – нач. 2000-х гг. по­строе­ны церк­ви: в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жией Ма­те­ри (ос­вя­ще­на в 2001), Про­ро­ка Илии (2002–05). Па­мят­ни­ки: В. И. Ле­ни­ну (1957, скульп­тор А. М. Пор­тян­ко), Ю. А. Га­га­ри­ну (1982, скульп­тор Р. Х. Му­ра­дян).

В го­ро­де – Гос. тех­нич. ун-т (1955, совр. назв. и ста­тус с 1994), Амур­ский гу­ма­ни­тар­но-пе­да­го­гич. ун-т (1954, совр. назв. и ста­тус с 2006). Гор. крае­ведч. му­зей (1939), Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств (1966). Центр. гор. б-ка им. А. Н. Ост­ров­ско­го (1934; 16 фи­лиа­лов). Те­ат­ры: дра­мы (1933/34), «КнАМ» (1985).

Один из круп­ней­ших пром. цен­тров Даль­не­го Вос­то­ка и За­бай­ка­лья. Важ­ней­шие от­рас­ли: ма­ши­но­строе­ние, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая и чёр­ная ме­тал­лур­гия. Ве­ду­щие пред­при­ятия – авиац. про­из­водств. объ­е­ди­не­ние им. Ю. А. Га­га­рина (1934; вхо­дит в авиац. хол­дин­го­вую ком­па­нию «Су­хой»; один из круп­ней­ших рос. про­из­во­ди­те­лей ис­тре­би­те­лей Су-27, Су-33, Су-35, мно­го­функ­цио­наль­но­го са­мо­лё­та Су-80, са­мо­лё­та-ам­фи­бии Бе-103 и др.), Амур­ский су­до­строит. за­вод (1933; один из са­мых круп­ных на Даль­нем Вос­то­ке; строи­тель­ст­во, мо­дер­ни­за­ция и ре­монт ди­зель­ных под­вод­ных ло­док, су­дов разл. клас­са и на­зна­че­ния, строи­тель­ст­во объ­ек­тов для неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра), «Амур­ме­талл» (един­ст­вен­ный в ре­гио­не элек­тро­ме­тал­лур­гич. за­вод по вы­плав­ке элек­тро­ста­ли, про­из-ву сор­то­во­го и лис­то­во­го про­ка­та), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод (при­над­ле­жит неф­тя­ной ком­па­нии «Рос­нефть»). Дей­ст­ву­ют так­же Ком­со­моль­ский за­вод подъ­ём­но-транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния (мос­то­вые, коз­ло­вые и др. кра­ны), «Амур­лит­маш» (элек­тро­гид­рав­лич. ма­ши­ны для ли­тей­но­го про­из-ва, спец. ма­ши­ны для очи­ст­ки по­верх­но­стей по­ко­вок, штам­по­вок, лис­то­во­го и про­филь­но­го про­ка­та и др.), «Эл­ком» (сва­роч­ные элек­тро­ды), элек­тро­тех­нич. за­вод (ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи для бро­не­тан­ко­вой, с.-х. тех­ни­ки, гру­зо­вых и лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, лёг­кой и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

Экономика и промышленность Комсомольска на Амуре

На территории края Комсомольск на Амуре – один из ведущих городов, где развиваются такие виды промышленности, как:

  • Авиастроение;
  • Судостроение;
  • Металлургия;
  • Нефтепереработка.

Заводы находятся на окраинах города и формируют вокруг себя жилые кварталы. На территории города находятся 3 ТЭЦ – их можно увидеть на яндекс картах Комсомольска на Амуре. Они снабжают теплоэнергией город и район.

Также хорошо представлена пищевая промышленность. В городе производят хлеб, мясо, молоко, пиво, мясо птицы и яйцо, кондитерскую продукцию. Имеется своя овощебаза и тепличный комплекс, где выращивают зелень. Кроме того, работает одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности «Комсомольскрыба», которое занимается производством консерв.

Налажено производство собственное производство мебели и строительных материалов.

Ряд предприятий на переломе 90-х гг. прекратило свое существование. Так, к примеру, закрылся один из крупных в регионе заводов по сборе бытовой техники. Перестали существовать и совхозы, в которых выращивали скот.

В Комсомольске на Амуре активно развивается торговля и сфера оказания услуг, в которых задействована большая часть женского населения города.

Меры предосторожности[править]

Несмотря на относительно свободный трафик автомобильного движения, на улицах города процветает автохулиганство и лихачество.

В отношении криминала. В городе можно нарваться на неприятности в любом месте и в любое время, а в отдалённые районы города чужаку без сопровождения лучше не ходить вообще.

Если вы задумали приехать в город Юности зимой, то запасайтесь хорошей тёплой одеждой, обувью, шапками и рукавицами в полной мере. В городе может быть ОЧЕНЬ холодно! При -37, да с ветром, дышать и то больно, а через 15 минут человеку не просто холодно: возникает непередаваемое ощущение, что замерзают даже ваши внутренности. Даже если вы из Мурманска, и знаете, что такое холод… лучше считайте, что вы из Сочи, и никогда в жизни по настоящему не мёрзли.

Рождение города

Хронология поселения, на месте
которого стоит Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860
г. Тогда по распоряжению первого военного
губернатора Приамурья П.А. Казакевича (адмирал,
сподвижник Н.Н. Муравьева и Г.И. Невельского) были
подготовлены срубы для жителей будущего села.
Первые переселенцы — крестьяне из Пермской
губернии, которым по жребию выпало здесь
обосноваться, дали селу название
Пермское-на-Амуре. В дальнейшем сюда стали
прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по
1862 г. переселение крестьян осуществлялось за
казенный счет. При этом в дальний путь
отправлялись, как правило, крестьяне с достатком,
более или менее самостоятельные и инициативные.
В среднем на семью из шести человек
правительство выдавало 60 рублей, хотя для
обустройства требовалось в 5—6 раз больше. После
отмены крепостного права на Амуре могли селиться
все желающие. Приамурье полностью открылось для
жителей России и иностранных граждан.

На отвоеванной у леса земле первые
поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как
сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако
от земледелия вскоре пришлось отказаться.
Природные условия не позволяли получать хороший
урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур
уже в то время был крупнейшей и единственной в
тех местах транспортной артерией. Связи по Амуру
не прекращались и в зимнее время: ездили на санях
по замерзшей реке. Амурские пермяки стали
заготавливать дрова для пароходства. Дрова
пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо
заготовки дров жители занимались извозом. Возили
письма, казенные бумаги, пассажиров, различные
грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами.
Купцы из Страны восходящего солнца привозили
практически все: одежду, обувь, ткани, продукты…
В амурском селе жили лучше, чем в губерниях
центральной России. В домах у крестьян был полный
достаток: японская мебель, посуда в кухонном
шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.
К 1932 г. в Пермском насчитывалось 49 дворов с
населением 300 человек.

Началась первая советская пятилетка,
была поставлена задача индустриализации
восточных районов страны. Первыми бойцами
трудовой армии в Пермское прибыли навербованные
вольнонаемные и комсомольцы. Из Хабаровска их
доставила небольшая флотилия: пароход
«Коминтерн», выполнявший роль ледокола, на
буксире у него баржа — бывший плавучий дом
отдыха амурских речников — «Клара Цеткин», в
кильватере — пароход «Колумб»1, название
которого как нельзя лучше подходило для будущих
первостроителей. 10 декабря 1932 г., через семь
месяцев после прибытия первого десанта, Пермское
было объединено с нанайским стойбищем Дзёмги2
и преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре.

Судя по названию да и по мифологизации
романтизма первых пятилеток, город должен был
застраиваться комсомольцами. В действительности
главной рабочей силой были заключенные.
Комсомольск-на-Амуре был центром лагерной
системы Хабаровского края. Первые заключенные
Дальлага стали прибывать в край в марте 1933 г.
Через пересыльный пункт в Комсомольске прошло не
менее 900 тыс. подневольных строителей. В городе
нет ни одного предприятия из числа заложенных в
30—40-е годы, в строительстве которого не принял бы
участие Дальлаг. В послевоенные годы (1945—1949) на
территории города находилось четырнадцать
лагерей японских военнопленных, где содержалось
до 16 тыс. человек. Среди строителей были и
вольнонаемные, вербованные, переселенцы.

Топография Комсомольска

Комсомольск-на-Амуре расположен на
левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в
360 км северо-восточнее Хабаровска. Человека,
впервые попавшего в Комсомольск, не покидает
ощущение, что он находится в горной стране.
Окруженный грядой высоких сопок город словно
замер среди застывших волн разбушевавшегося
каменного океана. На западе видны вершины хребта
Мяочан3 и Баджальского хребта. На востоке
протянулись сопки — отроги Сихотэ-Алиня.
Название этих гор произошло от нанайских слов
«сихтэ, сиктэ» — хвоя, ель и «алин» — горный
хребет
. Приток Амура — небольшая горная река
Силинка делит город на две части — «Город» и
Дзёмги (так называют обширную промышленную зону).
Ныне это Центральный и Ленинский
административные округа. Их соединяет самая
длинная магистраль города, имеющая
протяженность около 7 км, — Комсомольское шоссе.
Построенная к пятилетию города, поначалу она
была грунтовой дорогой с деревянным мостом через
Силинку. Спустя 20 лет построили первый
железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе
самое интенсивное в городе дорожное движение.
Для разгрузки трассы в 2000 г. была построена новая
подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К
70-летию города планируется ввод в эксплуатацию
еще одного моста.

Город протянулся вдоль Амура более чем
на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина
русла которой в черте города достигает 2,5 км.
Застройка Комсомольска начиналась с набережной,
здесь возводились первые дома, улицы,
предприятия. Первоначальное жилье чаще всего
имело вид бараков, строилось оно совсем рядом с
заводами. Таким образом появилось несколько
десятков отдельных небольших поселков. Во многих
из них до сих пор сохранились одноэтажные домики
с приусадебными участками. Здесь все еще можно
увидеть наследие мастеров-пермяков — дома с
деревянными кружевами, резными наличниками,
карнизами, крыльцами, с непременным
запоминающимся коньком на крыше.

Разработкой плана застройки
территории города занималось Ленинградское
отделение Горстройпроекта. До конца осуществить
задуманный проект помешала начавшаяся война.
Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик
города определялся вкусами различных ведомств и
организаций. Однако многое, в том числе улицы,
дома, памятники, было построено по проектам
ленинградских и московских архитекторов. Этим
чрезвычайно гордятся многие горожане, называя
Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились
первые строители Комсомольска, установлен
известный многим памятный камень — 21-тонная
глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая
1932 года высадились первые комсомольцы —
строители города».

Центр набережной украшает
оригинальное здание пассажирского речного
вокзала — самого большого на Амуре. Его
очертания напоминают плывущий корабль. Четко
просматриваются палуба, нос, корма, труба, трап.
Речной вокзал может принимать суда типа
«река—море» водоизмещением до 6 тыс. т. Три
причала порта рассчитаны на перепад уровня Амура
в пределах 10 метров4. От реки на
северо-запад веером расходятся широкие улицы и
проспекты. Такой планировкой архитекторы
ослабили силу господствующих южных ветров.

Главная улица города — проспект
Первостроителей (называвшийся прежде Красным и
Амурским). Это наиболее широкая улица
Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь
есть свои достопримечательности — самый большой
в городе, 714-квартирный дом. В старой, центральной
части города преобладают пятиэтажные, так
называемые «сталинские» дома. Для большинства из
них характерен единый стиль послевоенной
советской архитектуры с присущим ему богатым
декоративным убранством зданий: лепными
украшениями и другими архитектурными изысками.
Новые кварталы застраиваются 9—14-этажными
зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый
горожанами Дзёмги, — фактически целый город, где
проживает треть населения Комсомольска (88,1 тыс.
чел. в 2001 г.), с комплексом различных организаций и
учреждений. Эта часть города застроена менее
компактно. Наряду с новостройками там
сохранились деревянные дома частного сектора.
Неоспоримое преимущество Дзёмог — озеленность.
Там находится лучший парк города. Кроме того, на
левом берегу Силинки строителями оставлен
огромный массив почти нетронутой тайги площадью
более 500 га.

Транспортный узел

По своему экономическому значению
Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке уступает
лишь Хабаровску и Владивостоку. В городе
производится примерно 40% промышленной продукции
Хабаровского края.

Комсомольск — крупный транспортный
узел. Подобных многофункциональных центров,
позволяющих стыковать и перерабатывать все типы
грузо- и пассажиропотоков, в регионе нет. Для
речного города велика роль водного транспорта.
Грузовой порт оснащен шестью причалами,
способными перерабатывать 2,5 млн т грузов в год.
Протяженность маршрутов речного транспорта
составляет сотни километров вниз и вверх по
Амуру. Однако за последние годы число рейсов
пассажирских судов уменьшилось. На участке
Хабаровск—Николаевск-на-Амуре из почти 30
ежедневных рейсов осталось лишь 20, из которых
только 10 ежедневные.

Аэропорт Комсомольск с 1989 г. служит
запасным для приема международных рейсов. За
последнее десятилетие здесь произошли
существенные изменения, особенно в пассажирских
авиаперевозках. Из прежних 22 рейсов, 12 из которых
были ежедневными (в том числе 2 до Москвы),
фактически сохранился только один, до
Красноярска. Поскольку монополия на
авиаперевозки принадлежит авиакомпании
«Красноярские авиалинии», веерное авиасообщение
осуществляется лишь из города на Енисее (рейс до
Москвы осуществляется дважды в неделю). При этом
стоимость билетов на дальние рейсы в один конец
немалая: из Комсомольска до Киева — 8500 руб., до
Санкт-Петербурга — 7100 руб., до Москвы — 6500 руб. На
аэродроме Дзёмги, расположенном на территории
авиазавода, в течение 2001—2005 гг. планируется
строительство таможенного пропускного пункта
военной продукции через российскую
государственную границу.

Положение на пересечении сухопутных и
водных магистралей обеспечивает благоприятные
транспортные связи, привязывая к Комсомольску
обширные территории, включая Нижний Амур (от
устья Анюя, примерно на полпути от Хабаровска до
Комсомольска) и восточный участок БАМа. Более
тесные связи город имеет с зоной
непосредственного тяготения — территорией
близлежащих сельских районов. Мост через Амур
длиной 1,5 км и высотой 24 м дал возможность выхода
к Тихоокеанскому побережью. До этого в течение 30
лет действовала паромная переправа и ледовая
дорога. Строительство амурского моста до сих пор
расценивают как крупное техническое достижение.
Впервые в отечественном мостостроении было
использовано реактивное бурение скального дна
Амура.

Популярные темы сообщений

  • Экологические проблемы использования тепловых машин

    Превращать энергию тепла в механическую энергию приспособились еще двести лет назад. Чтобы создавать механическую энергию, всегда есть потребность в большом количестве топлива. К тому топливо сгорает в камере сгорания и образуется

  • Волнистый попугай

    Волнистые попугайчики в природных условиях чаще всего встречаются в Австралии, где есть замечательные травянистые равнины. Здесь они питаются только семенами, добытыми из разнообразных растений. Волнистые попугаи отличаются своей красотой

  • Санкт-Петербург

    Санкт-Петербург – один из самых красивых городов Российской Федерации, сюда приезжают туристы не только из других городов, но и из разных стран, это город романтиков и художников, бизнесменов и учёных, студентов и путешественников.

Карта Комсомольска на Амуре с улицами

В начале строительства города была проложена главная улица – проспект Первостроителей. На карте Комсомольска на Амуре с улицами можно увидеть, что он тянется через Центральный округ и идет перпендикулярно под небольшим углом к реке Амур. Такое расположение основного проспекта сделало город продуваемым насквозь ветряными потоками, которые идут со стороны реки на запад.

До 60-х годов проспект Первостроителей был застроен деревянными бараками. В настоящее время вдоль него построены высотные благоустроенные высотки, которые отражены на карте Комсомольска на Амуре с улицами и домами.

Основные городские магистрали:

  • Дзержинского;
  • Кирова;
  • Ленинградская;
  • Проспект Победы;
  • Проспект Интернациональный;
  • Проспект Ленина;
  • Комсомольское шоссе.

С востока в город заходит тупиковая ветка железной дороги, которая заканчивается на территории Нефтеперерабатывающего завода. Пассажирский вокзал можно найти на карте Кмсомольска на Амуре с домами в районе пересечения Магистрального шоссе и проспекта Первостроителей.

Город – второй по грузообороту на Амуре, к нему подведена ветка железной дороги. Ежедневно ведется пассажирское и грузовое сообщение с Николаевском на Амуре и Хабаровском.

Также в городе действуют 3 аэропорта:

  • «Дземги» — находится в Ленинском округе, может принимать любые большегрузные самолеты. Пассажирское сообщение не осуществляется;
  • «Хурба» — находится в 22 км по автомобильной трассе на юго-запад от города. Осуществляет пассажирские рейсы, служит запасным аэропортом для приема международных рейсов;
  • «Победа» — эксплуатируется судами легкой и сверхлегкой авиации.

Междугородное автобусное сообщение осуществляется с автовокзала, который, если посмотреть на карту Комсомольска на Амуре с номерами домов, находится на проспекте Ленина.

Справочная информация

Добраться до музея очень просто: он расположен по адресу ул. Кирова, 27. Рядом остановка – площадь Кирова, на которой останавливаются многие автобусы (№5, 9, 10, 11, 14, 17, 18, 19, 20, 23, 26, 27, 30, 104, 106, 107). Впрочем, на машине тоже есть, где припарковаться. В шаговой доступности – гостиница и ресторан. В 15 минутах ходьбы расположен еще один музей – художественный. От него можно прогуляться до набережной и увидеть большой памятный камень, установленный в честь высадки здесь 10 июня 1932 годы первых комсомольцев-строителей города, а немного поодаль – памятник самим первостроителям.

Интересные факты

  • Несмотря на то, что Комсомольск-на-Амуре по своим климатическим характеристикам приравнен к районам Крайнего Севера, он расположен южнее Москвы (примерно на широте Белгорода и Воронежа), климат которой значительно мягче.
  • Несмотря на расположение в зоне многолетней мерзлоты и суровый климат, в городе чрезвычайно развито индивидуальное сельское хозяйство. Подавляющее большинство комсомольчан имеют приусадебные участки, которые используются в первую очередь для садоводства и огородничества. При этом, благодаря жаркому и влажному лету, здесь произрастают даже такие экзотические сельскохозяйственные культуры, как арбузы и виноград.
  • Город Комсомольск-на-Амуре основан на месте села Пермского-на-Амуре выходцами из Пермской области. Как следствие, г. Комсомольск-на-Амуре и г. Пермь имеют один и тот же День города (официальный день основания) — 12 июня.
  • На 1 апреля 1934 года на строительство Комсомольска-на-Амуре прибыло ~2500 комсомольцев, из них в наличии было 460 человек, остальные разными способами покинули стройку.
  • «Коминтерн» был построен в конце ХIХ века в Бельгии по заказу русских купцов. В разобранном виде он был перевезен на Дальний Восток и заново смонтирован на примитивной верфи в селе Софийском. Под названием «Барон Корф» судно долгие годы несло почтово-пассажирскую службу на Амуре. «Колумб», построенный в 1912 года в Благовещенске, был самым большим амурским деревянным судном. Он отличался приличной ходкостью, мог перевозить до 800 пассажиров. Проработав 35 лет (почти вдвое больше, чем другие деревянные суда), в 1947 года из-за ветхости был разобран на дрова на Хабаровском судоремонтном заводе.
  • Для Амурского пароходства был предназначен строящийся теплоход «Александр Суворов» (пр. 92-016), однако уже в ходе строительства стало очевидным, что теплоход с габаритами «Суворова» не помещается в плавучий док, предназначенный для перегонки теплохода на Амур, и было принято решение о передаче Амурскому пароходству одного из теплоходов 301 проекта. Окончательный выбор пал на «30 лет ГДР». Существует молва о том, что теплоход «30 лет ГДР» был подарен городу на 50-летие, хотя на самом деле, до перегона, теплоход в 1980 году поступил на баланс Волго-Донского речного пароходства и был приписан к Ростову-на-Дону. В 1980-м году теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону и даже совершил один заход в Москву.
  • Муниципальным местом погребения на северо-западе Комсомольска-на-Амуре является общественное кладбище в микрорайоне Старт — среди комсомольчан именуемое «Старт».
  • В 90-х гг в связи с катастрофическим положением в электроэнергетике города — всерьёз обсуждался вопрос об использовании электрической энергии атомных подводных лодок, находящихся на стапелях ЗЛК с включенными атомными реакторами (10 % мощности для технического обеспечения). С того времени ситуация с энергообеспечением в Комсомольске улучшилась, но даже до сих пор городское освещение по ночам полностью выключается с целью экономии и снижения нагрузки на сеть.

Археология, этнография и природа

Попадая сюда, посетитель в первую очередь знакомится с археологией, этнографией и природой Приамурья, а также с историей исследования и освоения Амура. Реконструкция жилища первобытного человека, останки мамонта, каменные орудия труда, предметы вооружения и другие артефакты, найденные на территории города и ближайших районов – все это вызывает неподдельный интерес, особенно у подростков и молодежи. С не меньшим интересом рассматривают они экспозиции, рассказывающие об истории освоения Приамурья, о культуре и быте коренных народов – нанайцев, до сих пор проживающих здесь. Тут же можно познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Приамурья. В зале вы сможете увидеть животных Приамурья – белогрудого медведя, маньчжурского зайца, этот вид не меняет цвета своей темно-коричневой шубки, и хозяина тайги – амурского тигра. Тут же выставлены чучела редких, находящихся под угрозой исчезновения животных – дикушу, орлана белоплечего, лебедя-кликуна и других представителей фауны. Уникальным обитателем амурских вод является мягкотелая черепаха трионикс или амида, появившаяся почти 160 млн лет назад. Чучела животных и птиц выполнены настолько правдоподобно, что ощущаешь себя реально попавшим в дикий мир дальневосточной тайги.

Отдельным предметом гордости и достоянием краеведческого музея является зал «История города Комсомольска-на-Амуре». Здесь посетители могут узнать, в каких трудных условиях строился город. Воссозданные интерьеры быта горожан помогут «увидеть» жизнь того времени, сравнить, как с годами менялась бытовая культура в Комсомольске-на-Амуре. Вещи и документы горожан расскажут о той роли, которую сыграли комсомольчане отправившиеся воевать на фронтах Великой Отечественной войны и те, кто остался и помогал ковать Победу на предприятиях города. Так здесь можно увидеть уменьшенную модель бомбардировщика Ил-4, которые сразу с производственных площадок авиационного завода улетали на фронт, а затем сбрасывали на фашистов бомбы, произведенные на металлургическом заводе «Амурсталь». Сырьем для них, кстати, иногда служила подбитая немецкая военная техника. Такой вот интересный круговорот металла на войне получается.

Одной из самых впечатляющих экспозиций музея является трамвай «Комсомольск – Светлое будущее», в лобовом стекле которого установлен экран переменной прозрачности, где путем демонстрации видеороликов о городе 1950-х гг., посетитель отправляется в путешествие во времени. Также в трамвае находится «портал времени», через который можно проследить историю города и страны в 1950–1990-е годы. Украшает экспозицию огромный полиэкран, на котором демонстрируются посетителям взлетающие сверхзвуковые истребители, которые производились в то время на одном из градообразующих предприятий – Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. Дополняют все это два электронных киоска, на которых можно более подробно ознакомиться с представленными экспонатами. Таким образом, краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре шагает в ногу со временем и использует современные технологии для формирования устойчивого интереса у молодых посетителей к истории родного города и края.

Вот уже пять лет руководит экспозиционно-выставочным отделом Ирина Чипковская, которая вкладывает в работу все свои силы и энергию. По ее признанию, она попала в музей почти случайно – в 2004 году пришла по направлению от центра занятости. Но проработав немного времени, поняла, что нашла свое призвание.

В планах у заведующей экспозиционно-выставочным отделом продолжить цифровизацию истории и увековечить память о первостроителях города путем создания онлайн базы данных, из которой все желающие смогут узнать подробности о своих предках и в случае необходимости дополнить информацию своими сведениями, которые у них сохранились. А пока она привлекает людей в музей, используя другие новаторские методы и одновременно решая их социальные задачи.

Сегодня очевидна и крайне важная роль музеев как достоверных источников истории. Особенно в условиях, когда историю пытаются переврать, перевернуть с ног на голову. В Комсомольском-на-Амуре краеведческом музее на защите исторической правды стоят достойные «Хранители Родины» и я всем советую здесь побывать.

Демографические проблемы

По численности населения Комсомольск
на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и
Владивостоку — старым городам с богатыми
традициями. На его долю приходится пятая часть
населения Хабаровского края, в том числе треть
горожан.

Основной движущей силой роста
населения долгие годы были миграции. Строить
новый город ехали тысячи юношей и девушек со всей
огромной страны. Население Комсомольска росло
стремительно: в мае 1932 г. насчитывалось 150
жителей, через четыре года — 20 тыс., к 40-м годам —
свыше 70 тыс. В перспективе Комсомольску-на-Амуре
отводилась роль центра агломерации с
планируемой численностью населения 700 тыс. чел. к
2005 г., высокоразвитой промышленностью,
транспортом, связью, наукой. Стимулировать
миграционный поток предполагалось за счет
государственных средств. Однако в начале 90-х
годов ситуация стала меняться. Приток молодежи
сократился. Конверсия на градообразующих
предприятиях привела к резкому спаду
производства. Объем производства на
предприятиях военно-промышленного комплекса
сократился на 80% по сравнению с доперестроечным
уровнем. Это привело к потере рабочих мест, что в
свою очередь вызвало отток населения из
Комсомольска. Пик безработицы пришелся на 1995 г. —
почти 8%. К настоящему моменту ее удалось снизить
втрое.

За последнее десятилетие город
потерял свыше 6% своего населения (более 20 тыс.
чел.). По сравнению с северными городами страны
это, вероятно, немного. Однако «город юности»
покидает в основном молодое и квалифицированное
население. Несмотря на некоторую стабилизацию
экономической ситуации, численность горожан
продолжает уменьшаться, сказывается превышение
смертности над рождаемостью. Население некогда
молодежного города постепенно и неуклонно
стареет.

Традиционно в городе преобладало
мужское население. Это было обусловлено
историческими особенностями хозяйствования:
предприятия тяжелой промышленности нуждались в
мужской рабочей силе. Кроме того, не надо
забывать, что Комсомольск был местом ссылки
репрессированных в 30—50-х годах; мужчины
составляли и основную массу заключенных, и
охрану. Теперь ситуация иная — преобладает
женское население (52%). Однако во многих
поселениях Комсомольского района по-прежнему
большинство за мужчинами.

В стенах кинотеатра

10 мая 1932 году близ села Пермское пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей, которым предстояло построить первый в истории молодого советского государства город. 1930-е годы в мире были не спокойными – в Германии пришел к власти Гитлер, а на Дальнем Востоке Япония постоянно провоцировала военные конфликты. Поэтому здесь очень нужен был город, способный стать форпостом обороны на Дальнем Востоке. Выбор пал на село Пермское, основанное в 1860 году переселенцами из Пермской губернии на левом берегу Амура около нанайского селения Мылки. В первую очередь здесь планировалось построить судостроительный и авиастроительный заводы. Однако первостроителям пришлось столкнуться с многими трудностями: жить в землянках, палатках и шалашах, продуваемых крепким амурским ветром, работать по колено в воде, метр за метром отвоевывая территорию у дремучей тайги, при этом получать продукты по скудному пайку, переносить цингу и прочие болезни.

Справедливости ради стоит отметить, что город строился не одними комсомольцами, в этом принимали участие и заключенные, и репрессированные. Это тоже часть истории, которую надо знать, чтобы не повторить в будущем подобных ошибок.

Вся эта история, какая бы она не была, бережно сберегается в городском краеведческом музее. Об этом стали задумываться уже в первые годы строительства города Юности (так иногда ласково называют Комсомольск-на-Амуре). В 1935 году впервые возникла идея создать в строящемся городе краеведческий музей. Принадлежала она первостроителю, бригадиру плотников Алексею Смородову. Посчитали, что город с такой необычной судьбой, как Комсомольск-на-Амуре (все-таки первый город, построенный советской властью «с нуля»), должен иметь свой музей, где сохранялась бы его история. Начался сбор материалов, экспонатов, которые приносили первые жители города. Созданный в 1938 году по общественной инициативе, музей открыл первую экспозицию прямо в бараке № 29 четвертого участка стройки. В 1939 году музею был присвоен статус государственного.

Вскоре началась война и, к сожалению, все накопленные материалы были утеряны. И лишь когда город перешел к мирной жизни, в 1947 году, в клубе «Строитель» (который тогда назывался клубом Красной Армии) состоялась большая выставка в честь 15-летия Комсомольска-на-Амуре. К выставке собрали стенды с фотографиями, диаграммами и документами, которые рассказывали обо всех этапах постройки города, выставили и разные виды продукции, выпускаемой действующими предприятиями города на тот момент. Материалы этой выставки стали новым началом коллекции краеведческого музея, который расположился в четырёх маленьких комнатах на площади 45 кв. м. В 1958 году краеведческий музей переехал в здание, построенное специально для него в доме-новостройке на проспекте Сталина (сейчас это проспект Мира). За более чем полвека своего существования в этом помещении музей пережил пять реконструкций и ряд значительных реэкспозиций. Однако было очевидно, что фонды музея разрослись настолько, что ему нужно новое просторное помещение. Таковым стало здание первого в городе кинотеатра «Комсомолец», построенного еще в 1947 году. Кинотеатр закрылся в 1993 году и, в течение почти 20 лет, здание в самом центре города пребывало в заброшенном состоянии и выступало своеобразным памятником разрухе 1990-х годов. После капитального ремонта и реконструкции в 2013 г. старые стены бывшего кинотеатра обрели новую жизнь – сюда переехал краеведческий музей, который располагается здесь до сих пор и является культурным центром притяжения жителей и гостей города.

Как добраться[править]

Карта центральной части города.

Ленинский округ (Дзёмги)

На самолётеправить

В 17 км к югу от города расположен аэродром совместного базирования Хурба. На аэродроме базируются фронтовые бомбардировщики Су-24М, также построено здание аэровокзала и перрон аэропорта г. Комсомольска-на-Амуре. С развалом СССР авиаперевозки по местным рейсам резко зачахли. Предпринимались неоднократные попытки реанимации воздушных перевозок, но по всей видимости — тщетно. По состоянию на лето 2016 года все рейсы отменены, здание аэровокзала находится в плачевном состоянии и отражает общее состояние Комсомольска-на-Амуре.

В черте города есть второй аэродром Дзёмги. Это заводской аэродром, с которого также работают истребители Су-27. Если Вы вхожи в эти структуры, то с этого аэродрома регулярно выполняются транспортные и пассажирские перевозки в интересах завода по нашей необъятной стране.

На поездеправить

Комсомольск-на-Амуре — крупная железнодорожная станция на БАМе. С железнодорожного вокзала отправляются поезда по маршрутам: Советская Гавань — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Тында, Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск.

Интересно, что станция не сквозная, а тупиковая. Все транзитные поезда, заходящие на неё, для продолжения дальнейшего движения требуют перестановки локомотива из головы в хвост состава, в результате чего стоянка поезда на станции неоправданно большая (час и более). В советские годы ходил почтово-багажный поезд №921, который стоял в Комсомольске 10 часов!

На автомобилеправить

Автодорога Р-454 Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. На всём протяжении проложено по одной полосе в каждом направлении, имеются автозаправки, шиномонтаж, придорожные кафе и мотели, сотовая связь и УКВ-радио ловит не везде. Дорожное покрытие асфальтовое, поддерживается в удовлетворительном состоянии. Местность преимущественно равнинная, местами заболочена. Приблизительно посредине автодороги установлен камень-памятник дорожным строителям. По трассе просто огромное (!!!) количество кровососущих насекомых.

На автобусеправить

Из Хабаровска часто ходят автобусы до Комсомольска. Также в город можно приехать и из Амурска, Эльбана, Нижней Тамбовки, Ягодного, Солнечного, Биробиджана, села им. Полины Осипенко, Горина, Лиана, Хурмули.

На кораблеправить

Город стоит на реке Амур. По Амуру на теплоходе «Метеор» можно добраться до Хабаровска или Николаевска-на-Амуре, пригородное сообщение с пос. Пивань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector