Ежик в тумане

Смысл концовки мультфильма Ежик в тумане

Заканчивается загадочный мультфильм вполне предсказуемо. Ёжик, переживший столько невероятных приключений в таинственном тумане, добрался до домика Медвежонка. Увидев друга, который беспокоился о нём и уже начал его искать, Ёжик постепенно отошёл от туманного наваждения. Всё прошедшее казалось ему сном. Из этого состояния его вывел взволнованный голос Медвежонка, спрашивающего о варенье.

Друзья снова принялись считать звёзды. Ёжика беспокоила одна мысль — а как там лошадь?

Смысл умиротворяющего финала в том, что после волнений и страхов непременно наступит покой и радость. И тогда можно будет снова спокойно заниматься своим любимым делом — считать звёзды.

А ещё финал даёт понять, что хорошо иметь друга, который способен вырвать из тумана и подарить покой и счастье.

Ежик и Медвежонок

Эти герои добры, находчивы, веселы. Дети понимают юмор писателя и смеются вместе с ним над незадачливыми друзьями. Автор сказки «Ежик в тумане» помещает своих персонажей в ситуации, где требуется принимать решение, рассуждать, приходить друг другу на помощь.


Например, следует подумать, как быть, если не удалось найти новогоднюю елку. Оказывается, из ежика может получиться отличное дерево — он, как и елка, колюч. Следует лишь нарядить его.

Маленькие читатели понимают, что протирать звезды от пыли можно только в сказке. Но Ежик и Медвежонок с удовольствием делали и это непростое дело.

Постепенно автором был создан особый сказочный лес, где его обитатели создавали свою жизнь. Рядом с ними всегда приятно находиться ребенку и взрослому. Новые истории персонажей захватывали и увлекали читателей.

Профиль ежика

К интересным фактам о мастерстве Юрия Норштейна относится и получившая известность легенда о том, что «основой» для профиля Ежика послужил слепок лица писательницы Людмилы Петрушевской, которая позже написала сценарий для еще одной работы режиссера «Сказка сказок». Внимательные зрители заметили, что у Ежика и писательницы действительно есть общие черты во внешности: вздернутый нос и «взъерошенная прическа». Людмила Стефановна также сама написала об этом в 6-м томе мемуаров.

Однако Юрий Норштейн позже опроверг эту информацию, назвав ее «чепухой», и рассказал, что на самом деле ситуация обстояла совершенно иначе. Рисовать главных героев и весь фильм Юрий Борисович доверил своей супруге Франческе Ярбусовой. Однако совместная творческая работа шла с трудом: была сделана масса эскизов главного героя, но ни один из них не показался авторам тем самым, запоминающимся среди сотен других подобных персонажей, появляющихся на экране. Ситуация однажды накалилась до предела: режиссер требовал, чтобы профиль героя мгновенно отпечатался в воображении зрителей, был запоминающимся, четким и ясным.

И после скандала и истерических криков супруга, которые окончились приемом сердечных капель, Франческе удалось собраться с мыслями, сесть и нарисовать окончательный вариант, удовлетворивший требования Норштейна.

Жизнь и карьера

Детство и юность

Юрий Норштейн родился в еврейской семье в селе Андреевка , Пензенской области , во время его родителей Второй мировой войны эвакуации. Он вырос в пригороде Москвы « Марьина Роща» . После учебы в художественной школе Норштейн сначала устроился на мебельную фабрику. Затем он закончил двухгодичный курс анимации и в 1961 году устроился на киностудию « Союзмультфильм» . Первым фильмом, в котором он участвовал в качестве аниматора, был « Кто сказал« Мяу »? (1962).

«Ежик в тумане» (1975), одна из самых известных работ Норштейна.

Кинокарьера

Проработав художником-мультипликатором примерно в пятидесяти фильмах, Норштейн получил возможность снять свой собственный. В 1968 году он дебютировал в фильме «25 октября,« Первый день » , разделив режиссерскую репутацию с Аркадием Тюриным. В фильме использованы работы советских художников 1920-х годов Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина .

Следующим фильмом, в котором он сыграл главную роль, стал «Керженецкое сражение» (1971), совместное производство с российским режиссером- мультипликатором Иваном Ивановым-Вано, под руководством которого Норштейн ранее работал над фильмом « Время года» 1969 года .

Норштейн использует особую технику в своей анимации , используя несколько стеклянных плоскостей, чтобы придать анимации вид. Камера размещается сверху и смотрит вниз на серию стеклянных плоскостей глубиной около метра (по одной каждые 25–30 см). Отдельные стеклянные плоскости могут перемещаться по горизонтали, а также к камере и от нее (создавая эффект движения персонажа ближе или дальше).

На протяжении многих лет он сотрудничал со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой , и оператором Александром Жуковским.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов анимационные фильмы Норштейна были отмечены как государственными, так и международными наградами. Затем, в горькой иронии иронии, он был уволен из Союзмультфильм в 1985 году для работы слишком медленно на его последнем фильме, а (предположительно) полнометражной адаптации Гоголя «s Шинели . К тому времени он работал над ним со своей обычной небольшой командой из трех человек в течение двух лет и закончил за десять минут.

В апреле 1993 года Норштейн и трое других ведущих аниматоров ( Федор Хитрук , Андрей Хржановский и Эдуард Назаров) основали Анимационную школу и студию (SHAR Studio) в России. В состав акционеров студии входит Комитет российского кино.

По сей день Норштейн продолжает работать над «Шинелью» — его пылкий перфекционизм принес ему прозвище «Золотая улитка». Проект столкнулся с многочисленными финансовыми проблемами и фальстартами, но Норштейн сказал, что в настоящее время он имеет надежное финансирование из нескольких источников как внутри России, так и за ее пределами. На сегодняшний день прошло не менее 25 минут. Пару коротких клипов с низким разрешением стали доступны общественности. Первые 20 минут фильма также осмотрели различные экспонаты работ Норштейна в российских музеях. Ожидается, что полный фильм будет длиться 65 минут.

Книги

Норштейн написал эссе для книги Джайанналберто Бендаззи о pinscreen аниматор Александр Алексеев под названием Алексеевым: пути Мастеров .

В 2005 году он выпустил русскоязычную книгу « Снег на траве». Фрагменты книги. Лекции об искусстве анимации , в том числе ряд лекций, которые он прочитал об искусстве анимации. В том же году он был приглашен в качестве «приглашенного аниматора» для работы над кукольным анимационным фильмом Кихачиро Кавамото « Книга мертвых» .

10 августа 2008 г. вышла полная версия книги « Снег на траве» («неполная» книга 2005 г. — 248 страниц). Книга, напечатанная в Чехии при финансовой поддержке Сбербанка , состоит из двух томов, 620 страниц и 1700 цветных иллюстраций. Студия прекратила работу над The Overcoat почти на год, пока Норштейн работал над выпуском книги.

«Ежик в тумане»

На первый взгляд, кажется, что в мультфильме «Ежик в тумане» нет особого смысла, и это просто картина, которая не несет в себе никакого информационного содержания и пользы для психологического состояния зрителя. Но на самом деле здесь скрыт особый смысл, который позволяет по-другому посмотреть на все, что окружает нас в обыденной жизни.

История о двух лучших друзьях – Ежике и Медвежонке, которые никогда не разлучались, так как боялись остаться в одиночестве. Все время они вместе играли, узнавали что-то новое. Они любили собираться вместе и пить ароматный чай с вареньем, рассматривая звезды, поскольку это дарило им большое удовольствие и веселье.

Но однажды все случилось не так, как обычно. Ежик утром собрал в узелок малиновое варенье и отправился к своему другу по привычной дорожке, рассматривая все вокруг и любовался природой. Маленький звереныш настолько вдохновился красотой природы, поэтому ничего не замечал вокруг, ни совы, которая буквально впритык с ним шла по тропинке, ни того, что он свернул в неправильном направлении и оказался в дремучем лесу с туманом, который таит в себе массу опасностей для беззащитного ежика.

Мысли героя были заняты другим, поскольку он размышлял, о чем они будут разговаривать с медвежонком во время своих чайных церемоний на лоне природы. На своем пути Ежик неожиданно встретился с белой лошадью, которая скрывалась в густом белом тумане. И зверенышу стало интересно, захлебнется ли лошадь, если ляжет спать, поэтому он принимает решение спуститься вниз в густой белоснежный туман, чтобы самостоятельно проверить, какой воздух в подобных условиях.

Но вот внизу малыш обнаружил, что лошадь растворилась в пространстве, и он остался совершенно один в этом чужом и страшном месте. Неожиданно, вся храбрость и смелость исчезла, поэтому ежик боялся даже небольшого листика, медленно летающего в воздухе. Белый густой туман устрашал малыша, ему мерещились необычные существа, которые так и норовили напасть на бедного ежика.

Пока ежик бродил по незнакомому месту, он неожиданно у большого и могучего дуба обнаружил, что узелка с вареньем у него уже нет, а сам он не помнил, где его потерял. Он расстроился и отчаялся, поскольку боялся оставаться в одиночку в лесу. Но из густого белого тумана выбег добрый пес, который и принес герою его потерянный ранее узелок. Это дарит зверенышу необычную радость. И вдруг он слышит, как издалека его зовет его друг Медвежонок. И поэтому Ежик бежит его на встречу сломя голову, а на ходу падает в реку, но ему повезло, что большая рыба на своей широкой спине несет его на другой берег водоема.

История маленького ежика закончилась хорошо, так как двум лучшим друзьям удалось встретиться. Медвежонок был сильно рад видеть своего друга, так как он переживал, что его нигде нет, бегал и звал его, чтобы тот мог отыскать путь на встречу. Но маленький ежик переживал о том, как там белая лошадь, которая осталась одна в тумане…

Многим не понять смысл «Ежик в тумане», но на самом деле здесь скрывается масса нюансов, которые позволяют переоценить собственную жизнь и получить ответы на многие животрепещущие вопросы.

Создатели

Ежик в тумане на марке СССР 1988 года .

Роль Имя
Режиссер и аниматор Юрий Норштейн (Ю́рий Норште́йн)
Писатель Сергей Григорьевич Козлов (Серге́й Григо́рьевич Козло́в)
Художественный директор Франческа Ярбусова (Франче́ска Ярбусова)
Аниматор Юрий Норштейн (Ю́рий Норште́йн)
Оператор Александр Борисович Жуковский (Алекса́ндр Бори́сович Жуко́вский)
Композитор Михаил Александрович Мейерович (Михаи́л Алекса́ндрович Мееро́вич)
Звукооператор Борис Павлович Фильчиков (Бори́с Па́влович Фи́льчиков)
Редактор скриптов Наталья Николаевна Абрамова (Ната́лья Никола́евна Абра́мова)
Актеры озвучивания Алексей Баталов (Алексе́й Бата́лов) Рассказчик (Расска́зчик, Рассказчик ) Мария Виноградова (Мари́я Виноградова) Ежик (Ёжик, Южик ) Вячеслав Невинный (Вячесла́в Неви́вежнный) Медвежонок ( Медвежо́нок )
Монтажер Надежда Ивановна Трещёва (Наде́жда Ива́новна Трещёва)

участок

Ежик (озвучивает Мария Виноградова ) отправляется в вечерний визит к своему другу Медвежонку. Каждый вечер они встречаются, чтобы выпить чаю и сосчитать звезды. Этим вечером Ежик принесет Медвежонку малиновое варенье в качестве особого угощения. Когда Ежик выходит, его начинает преследовать зловещий филин .

Идя по лесу, Ежик видит красивую белую лошадь. На глазах у Ежика лошадь исчезает в густом тумане. Любопытно, утонет ли лошадь в тумане, Ежик решает исследовать туман самостоятельно. Когда он идет в долину, туман вскоре становится настолько густым, что Ежик сбивается с пути.

Полагая, что он заметил белую лошадь, Еж вместо этого обнаруживает плывущий вниз лист с улиткой, едущей по нему. Еж пытается дотронуться до улитки, но та таинственным образом уплывает и исчезает. Появляется еще одно призрачное существо, напоминающее слона. Он такой большой и пугающий, что Ежик убегает, но его пугает черная летучая мышь. Все это время белая лошадь видна мельком.

Наконец, Ежик замечает самую большую фигуру из всех. Отложив варенье, он берет палку и, тыкая в большую фигуру, обнаруживает, что это полое дерево. Внезапно он понимает, что потерял варенье, и отчаянно ищет его, но оказывается в окружении совы, летучей мыши и призрачного слона. Он становится все больше и больше сбитым с толку и напуганным, пока из тумана не появится дружелюбная собака и не вернет варенье Ежику.

Еж пытается выбраться из тумана, но падает в реку. Он смиряется, позволяя реке вести его туда, куда она хочет, но таинственный голос спрашивает, что случилось. Голос (подразумевается, что он принадлежит рыбе) уносит Ежика на берег, где Еж оказывается в лесу, свободном от тумана. Ежик благодарит своего спасителя.

Продолжая свой путь, Ежик встречает Медвежонка (озвучивает Вячеслав Невинный ), который разыскивает своего друга. Сначала Медвежонок ругает Ежика за то, что он так опоздал, что чай остыл и огонь сгорел, но в конце концов Медвежонок признается, что его беспокоило, что с Ежиком что-то не так и не будет … тот, с кем смотреть на звезды.

Двое друзей сидят у огня и пьют чай. Медвежонок все время говорит о том, как он рад, что нашел своего друга, но Ежик молча смотрит на звезды, гадая, что случилось с белым конем.

Каков генезис Ёжика от Сергея Козлова до Юрия Норштейна

«Ёжик в тумане» — один из рассказов истории про Ёжика, Мишку и Зайца, известного писателя Сергея Козлова. В детстве многим из нас было очень интересно читать эту книгу.

Ёжик в вечерний час наблюдает за тем, что происходит. «Расскажу — не поверят!» — повторяет он несколько раз. Так его завораживает всё вокруг. Ничего не ускользает от любопытного и наблюдательного глаза Ёжика. Ни колышущиеся травинки, ни лошадь, превратившаяся в утку в тумане, ни падающая звезда, ни тридцать комариков-музыкантов. Ёжику очень нравится исследовательский процесс, он ничего не боится, он чувствует себя заворожённым и восхищённым. Чувство страха лишь на несколько секунд охватывает героя, когда он падает в реку, но потом опять начинает свой познавательно-созерцательный процесс.

И этот безмолвный диалог с Кем-то, кто не дал утонуть, после которого только и можно безмолвно сказать «Вот так история… — Разве кто поверит?!»

Юрий Норштейн, взяв за основу выше описанный рассказ, ввёл в сюжет других героев — это и Филин, и огромное Древо, и Мишка, и Собака. В мультфильме нас ждёт уже немного другая атмосфера, очень загадочная и временами пугающая. Здесь много разных образов и смыслов и каждый при просмотре, на основе своего мировоззрения и миропонимания, что-то видит и чувствует.

Ёжик идёт в гости к Мишке, несёт баночку с вареньем, чтобы вместе считать звёзды. Туман в лесу — параллельная реальность, в которой всё необычно, всё по другому. Обитатели леса вдруг, из ниоткуда, появляются рядом с Ёжиком, пугая и парализуя.

Большое величественное дерево — древо жизни возвышается над ним. У Хаяо Миядзаки в мультфильме «Мой сосед Тоторо», тоже есть похожее дерево-великан. Теряя узелок, Ёжик очень пугается, ведь баночка с вареньем — это часть вечернего ритуала у Мишки. Помощь в поиске пропажи помогает светлячок, который сидит на вершине травинки. Это кажется очень символичным — свет раздвигающий тьму, как свет знаний и просвещения. Но недолго длился этот свет, светлячка уносит  игра другого светлячка. И Ёжик опять остаётся один в тумане. Страх и ужас охватывают его. Вокруг мелькают страшные существа: летучая мышь, Филин, Улитка, тень слона. И вдруг — собака, друг не только человека, но как оказывается и ёжиков. Собака возвращает утерянный узелок

И тут Ёжик слышит голос зовущего Мишки, но что более важно — он слышит свист человека, позвавшего собаку, прекрасно ориентирующуюся в тумане. И бросается вперёд

И падает в речку. Вынырнув, он решает отдаться на волю судьбе или высших сил.

— сказал Ёжик, созерцая звёзды, Лошадь и слыша далёкий голос Мишки. Намокнув, Ёжик думает, что утонет, и… «Кто-то», для кого вода — родная стихия (а туман, напомним — тоже вода, если помнить размышления Ёжика о том захлебнётся, именно захлебнётся (!) лошадь в тумане или нет) спасает ему жизнь, отвезя на берег.

Добравшись до Мишки, Ёжик сидит весь под впечатлением происшедшего, но несмотря на то, что он необратимо как личность изменился  думает о том, что хорошо быть снова вместе. А заканчивается мультфильм мыслью Ёжика о Лошади, образ которой подтолкнул Ёжика к путешествию в туман.

Он думает:

Секрет тумана

Мультфильм «Ежик в тумане», снятый Юрием Норштейном на студии «Союзмультфильм», вышел в 1975 году и стал одной из самых популярных и узнаваемых работ режиссера. Мультипликационная картина Юрия Борисовича сразу завоевала любовь детей и взрослых, несмотря на оттенки грусти, таинственную и загадочную атмосферу, созданную во многом при помощи полифонического музыкального сопровождения. Для создания нарисованной сказки использовались акварельные краски, кисти, цветные карандаши, а также специальные ярусы из стекла. Однако главной проблемой для художников тогда стал вопрос, как сделать «туман» из подручных средств и материалов, ведь компьютерной графики в те времена еще не существовало.

На лекции, которую позже Юрий Борисович провел для своих коллег, художников-мультипликаторов, он, отвечая на вопросы, рассказал о том, каким образом создавался эффект тумана, в котором исчезает сказочный герой. Для этого использовались листы белой кальки, которую то приближали к основной картинке, то отдаляли, чтобы получить желаемый результат. При этом камера оператора не была зафиксирована, а свободно двигалась. Также при создании мультфильма применялись ярусные декорации: фигуры персонажей размещались на стеклянных пластинах и меняли свое местоположение при смене кадра, чтобы создать видимость движения.

Любопытно, что стекла, которые использовались командой Норштейна, некоторое время держали в необорудованном и захламленном помещении, чтобы они покрылись слоем пыли для получения нужного эффекта. Но однажды технический сотрудник во время уборки случайно уничтожил эти ценные «накопления», протерев пыльные стекла влажной тряпкой. Пришлось начинать трудоемкий процесс заново.

Главный секрет

Также стоит отметить следующий интересный факт о Юрии Норштейне. В очередном интервью режиссер рассказал о главном совете для родителей и детей. Когда на киностудию к нему приходили ребята с рисунками и просили посмотреть на процесс создания любимых мультфильмов изнутри, Юрий Борисович просил маленьких посетителей как можно больше мечтать и привлекать к своим мечтам родных людей, родителей и вместе вглядываться в мир, узнавать его секреты и открывать живые связи.

Также Норштейн советует людям относиться к профессии, которую они когда-то для себя выбрали, как к искусству и любить ее всем сердцем. Только тогда у каждого получится сотворить то, что до этого открыть было никому не под силу. И тогда люди, которые встретятся на жизненном пути, будут рады такой встрече и обретут силу жить дальше.

Главный смысл мультфильма

Смысл «Ежик в тумане» известен далеко не каждому человеку, поэтому многие интересуются, чем же отличается данный мультик от общего разнообразия произведений в сфере мультипликации. И поэтому основные позиции требуют к себе внимательного рассмотрения для устранения любых сомнений.

Ежик – это олицетворение вечного хаоса

С первых же кадров мультфильма невозможно не обратить внимания на внешний вид главного героя – ежика, поскольку он совершенно не похож на привычного всех ежа, у которого из туловища торчат острые иголки.

Ежик из мультфильма состоит из хаотичных линий, которые соединены между собой для создания изображения маленького зверька. Именно поэтому главный герой мультфильма воспринимается как сплошной хаос. Художники постарались поработать над созданием внешнего вида ежика для того, чтобы можно было олицетворить необычный внутренний мир, который нуждается в успокоении и восстановлении баланса.

Сова из картин Босха

Когда олицетворение хаоса, то есть мультипликационный ежик бредет по полю, вместе с ним идет черное чудище в виде совы, которое имеет немного страшный и необычный внешний вид. Сова полностью повторяет внешний вид героев, изображенных на картине Босха, который постарался придать всем привычной и обычной птице немного мифического обличия.

Смысл «Ежик в тумане», а именно совы заключается в том, что она олицетворяет глупость и грешность, которая окружает человека, поэтому ему нужно быть предельно внимательным на своем пути, чтобы не столкнуться с таким неприятным существом.

Лошадь – это символ смерти

После того, как главный герой добредает до опушки, он замечает белую лошадь, которая стоит неподвижно в густом белоснежном тумане. В западной мифологии лошадь олицетворяет смерть, поэтому в общем смысле мультфильма он вписывается как признак подсознательности, которая выдает сигналы о том, что если не найти выход из ситуации, то можно закончить жизнь прямо здесь в глухом лесу.

Дерево жизни – признак разума

Не все знают смысл «Ежик в тумане», поскольку в нем есть масса нюансов и особенностей. И вот больше всего разногласий создает дерево, возле которого ежик встречает добрую собаку и слышит зов своего друга. Дерево выступает в качестве олицетворения разума и сознательности, которая при успокоении общего состояния выдает правильные решения и показывает выход из ситуации.

Общий смысл «Ежик в тумане» заключается в том, что на пути всегда есть и будут какие-то сложности и погрешности (это олицетворение совы), и если отчаиваться и опускать руки, то ни к чему хорошему это не приведет (это олицетворение лошади). Благородное и большое дерево – это признак разума, который подсказывает правильный выход из ситуации, если отодвинуть на второй план любые нервные потрясения и переживания.

Мультфильм идеально подойдет для деток и для взрослых, так как он сочетает в себе многие интересные моменты, которые нельзя оставить без внимательного изучения. Мультфильм внимательно прорабатывался психологами и людьми, которые имеют большой жизненный опыт, поэтому они могут посоветовать своим зрителям что-то интересное и полезное для общего развития и понимания особенностей жизни. Рекомендуется смотреть мультфильм вместе с детками, чтобы помочь им разобраться в деталях столь необычного мультипликационного произведения.

 

Творчество

После окончания курсов Юрий Борисович остался трудиться на киностудии в качестве художника-мультипликатора.

Дебютировал Норштейн в 1968 году, вместе с Аркадием Тюриным создав к 50-летию Октябрьской революции фильм-плакат «25-е, первый день». В основу произведения легли работы советских художников, таких как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Казимир Малевич и другие. Из-за политической цензуры фильм так и не вышел в том виде, который задумывался, однако благодаря ему режиссер осознал возможности мультипликации.

Спустя год Юрий Борисович в соавторстве с Иваном Петровичем Ивановым-Вано выпустил кукольный мультфильм «Времена года», в котором были использованы кружева и вятская игрушка. А двумя годами позже этот же тандем работал над проектом «Сеча при Керженце».

Отрывок из мультфильма Юрия Норштейна «Ежик в тумане»

В 1973 году режиссер снял мультфильм «Лиса и заяц» в пересказе Владимира Даля, который стал первой совместной работой Юрия Борисовича и его жены Франчески Ярбусовой. Позже женщина вспоминала, что мультик не принимали из-за грустных еврейских глаз у зайчика. На следующий год супруги вместе работали над «Цаплей и журавлем», также в редакции В. Даля.

Работой, покорившей мир мультипликации, стала сказка «Ежик в тумане». В отличие от ранней анимации, в фильмографии Норштейна, где для озвучки приглашался только один актер, для «Ежика» пригласили сразу трех. Так, колючего героя озвучила Мария Виноградова, подарившая голос, наверное, большинству советских персонажей. Голосом Медвежонка говорил Вячеслав Невинный, а рассказчиком был Алексей Баталов. Сложным моментом оказалась сцена, в которой Ежик после знакомства с Филином произносит слово «псих», так как здесь требовалось сохранить некий баланс между наивностью и испуганностью героя.

Поначалу откликов по поводу картины не последовало, но начиная с конца 70-х критики стали отмечать достоинства ленты. Профессор Марк Уайтхед отметил, что «Ежик…» очаровательный и меланхоличный, драматург Людмила Петрушевская назвала анимацию национальным хитом, а культовый японский аниматор Хаяо Миядзаки назвал работу Норштейна любимым мультфильмом.

В 1979 году вышла еще одна значимая в карьере художника мультипликационная работа под названием «Сказка сказок», которая удостоилась 7 кинонаград в семи странах.

В том же году Юрий Борисович начал преподавательскую деятельность на факультете анимационного кино Высших курсов сценаристов и режиссеров, которая продлилась до 1996 года.

В начале 80-х Норштейн начал работу над мультипликацией повести Н. В. Гоголя «Шинель», которую не закончил и спустя 40 лет по причинам, которые отказывался называть.

Рисунок Юрия Норштейна

Параллельно с преподаванием художник совместно с ведущими режиссерами Андреем Хржановским, Федором Хитруком и Эдуардом Назаровым организовал производственную студию «ШАР», где преподавал до 1998 года. Мультипликатор ездил с лекциями по ближнему и дальнему зарубежью, был в Великобритании, Японии, Норвегии, Швеции, Франции и Соединенных Штатах.

В 1999 году Норштейн стал автором новой заставки для передачи «Спокойной ночи, малыши!». Правда, нарисованный заяц, звенящий в колокольчик, вызвал негативную реакцию со стороны телезрителей из-за глаз и зубов.

Режиссер является автором статей и книг об искусстве мультипликации. В 2005 году вышел сборник лекций по анимации «Снег на траве» и «Сказка сказок», написанная в соавторстве с супругой Франческой.

Также рисунки почетного профессора ВГИКа Юрия Норштейна красовались на выставках в Токио, Париже и Нью-Йорке.

Творческая биография писателя

Часто случается так, что после знакомства с литературным произведением и его героями читателям хочется познакомиться с автором поближе. Этот факт указывает лишь на то, что диалог между писателем и читателями можно назвать состоявшимся. Подобную ситуацию испытал автор сказки «Ежик в тумане».

Теперь юные читатели и их родители знают, что Сергей Козлов свои первые произведения начал писать, когда учился еще в школе. Писательский талант привел его в Литературный институт, который он с успехом окончил. В качестве дипломной работы на суд комиссии была представлена тетрадь со стихами.

Но прежде чем стать профессиональным писателем, С. Г. Козлову пришлось испытать себя, осваивая многие профессии. Он был токарем на заводе, экскурсоводом в Пушкинском музее, учителем пения в школе, работал в типографии и даже был в роли кочегара.

Все это помогло писателю в его будущей творческой деятельности. Возможно, именно благодаря приобретенному опыту появились замечательные стихи, пьесы, знаменитый «Ежик в тумане». Автор в течение всей жизни был полон творческих идей и начинаний. Чтобы понять характер Сергея Григорьевича, его личные литературные пристрастия, необходимо отметить, что он очень любил творчество таких мастеров слова, как Иван Бунин, Сергей Есенин, Борис Пастернак.

В своем творчестве писатель использовал очень необычный прием, когда герои прозаических произведений неожиданно для читателя становились персонажами поэтических текстов. Это забавляло маленьких читателей. Они с восторгом встречали Медвежонка, Зайца, Волка. Был среди героев и Ежик в тумане.

О книге

В условиях постоянного стресса, изнурительных нагрузок и бесполезных споров, человеку жизненно необходимо уметь отвлекаться от реальности и обогащаться эмоционально. Справиться с этой задачей непременно поможет чтение. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.

Книга Козлова Сергея, Норштейн Юрий «Ёжик в тумане» подарит детям массу приятных моментов, написанная в жанре сказки

Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием

Как появился «Ежик в тумане»

Персонаж произведения Сергея Козлова прославился после выхода мультипликационного фильма режиссера Юрия Норштейна. Но сам герой появился гораздо раньше. Автор сказки «Ежик в тумане» задумал создание своих литературных персонажей, которые поведут за собой маленьких пытливых читателей и помогут открыть им массу секретов, которые таит наша повседневная жизнь.


Ежик и был тем героем, кому предназначалась ответственная роль проводника между ребенком и окружающими миром. Осуществить поставленные задачи главному герою предстояло не одному, а совместно со своими друзьями — Медвежонком, Черепахой, Львенком, Зайцем. Начало всей этой истории имеет пятидесятилетнюю давность.

Юрий Норштейн — мастер анимации

Режиссёр‑мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 года.

После окончания средней школы в 1958-1959 годах работал на мебельном комбинате столяром-сколотчиком.

С 1959 по 1961 год Норштейн учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».

С 1961 по 1989 год работал на киностудии «Союзмультфильм». С 1961 по 1973 год в качестве художника-мультипликатора принимал участие в производстве более 50 фильмов. В их числе «Левша» (режиссёр Иван Иванов‑Вано), «Каникулы Бонифация» (режиссёр Фёдор Хитрук), «Варежка», «Чебурашка» (режиссёр Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (режиссёр Андрей Хржановский).

С 1973 по 1989 год Юрий Норштейн работал режиссёром мультипликационных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Он является режиссёром фильмов «Двадцать пятое, Первый день», «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), «Русский сахар» — четыре рекламных ролика, заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», фильм по стихам Басе в японском цикле «Зимний день» (Япония).

Юрий  Норштейн

Чтобы лучше понять чем живёт и дышит Юрий Борисович можно проанализировать его ответы на вопросы и высказывания, которые он давал на своих интервью и лекциях. Мы разделим их по группам.

Общественный строй и место в нём человека

«Неважно какой режим, важно кто ты». «В советское время поступков было больше»

«В советское время поступков было больше».

«Социализм никогда не выживет, если в нём заведётся гадость, а капитализм без гадости никогда не выживет».

«Нужно говорить не всё что угодно, а всё что важно для нашей жизни». «Не дай Бог

У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном)

«Не дай Бог. У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном).

«Я бы запретил говорить против. Скажи, что за? Где то место, где ногу поставить».

Состояние общества

«Я не слышу сейчас звонких детских голосов как тогда» (в советское время).

«Двор превратился в пустыню. Машины, машины, машины».

«Хозяин пространства — это уже преступление».

«Единственное право возвысится над другим — это возвысится над собой».

Искусство и творчество

«Искусство — это как иглой в зуб, в нерв».

«Власти (в советское время) мешали (творчеству), ну и хорошо, что мешали. По крайней мере человек был собран, постоянно в состоянии атаки, находил пути, которыми он мог обойти…» Здесь мы видим описание фактора давления среды. И если после испытания, человек выходит на более качественный уровень развития, то это говорит о том, что он преодолел фактор давления. Мирозданию нужны такие люди, способные развиваться и развивать других.

«Если мы говорим о культуре пространства, то это то, что потом входит в нашу душу и открывает в нас те клапаны…».

Про семью и воспитание

«Какое это счастье — семья. Возвращаться домой, а там покой, тишина, мама штопает носки, папа читает, брат играет на скрипочке».

«У каждого должна быть пядь — точка, которая для тебя является абсолютной и священной и если тебе плохо, ты возвращаешься к ней и она тебе дарит по воспоминаниям такие смыслы, такие количества, что ты можешь… Вот отсюда вдохновение тоже».

«Нужные книги нужно читать вовремя».

«Хотите получить кусок счастья — Борис Шергин».

Роль в советской анимации

Перед детской анимацией и литературой советских времен стояла задача создания политически приемлемого контента. Антрополог Сергей Ушакин признает эту атмосферу неопределенности в анимации, заявляя: «Главное — это работа воображения, или, точнее, ужас и удовольствие, с которыми она связана. Финальная сцена удовольствия, с которой связаны эти различные фантазмы. и / или реалистичные переживания действительно должны были привести, не включены в сюжет ». Об этом свидетельствует беспокойство и зацикленность ежа на лошади даже после того, как ему удается встретить медведя за чаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector