Церковно-славянский язык

Содержание:

Славянская хрестоматия

Хрⷭто́съ воскре́се и̓з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртїю сме́рть попра́въ, и̓ сꙋ́щымъ во гробе́хъ живо́тъ дарова́въ.

Ѻ̓́ч͆е на́шъ, и̓́же є̓сѝ на нб͆се́хъ, да ст͆и́тсѧ и̓́мѧ твоѐ, да прїи́детъ црⷭтвїе твоѐ: да бꙋ́детъ во́лѧ твоѧ̀, ꙗ̓́кѡ на нб͆сѝ и̓ на землѝ.
хле́бъ на́шъ насꙋ́щный да́ждь на́мъ дне́сь, и̓ ѡ̓ста́ви на́мъ до́лги на́шѧ, ꙗ̓́коже и̓ мы̀ ѡ̓ставлѧ́емъ должникѡ́мъ на́шымъ: и̓ не введѝ на́съ во и̓скꙋше́нїе, но и̓зба́ви на́съ ѿ лꙋка́вагѡ.

Сѷмво́лъ вѣ́ры:

  1. Вѣ́рꙋю во є̓ди́наго бг͆а ѻ̓ц͆а̀, вседержи́телѧ, творца̀ нб͆ꙋ и̓ землѝ, ви̑димымъ же всѣ̑мъ и̓ неви̑димымъ.
  2. И̓ во є̓ди́наго гдⷭа і̓и͆са хрⷭта̀, сн͆а бж͆їѧ, є̓дноро́днаго, и̓́же ѿ ѻ̓ц͆а̀ рожде́ннаго пре́жде всѣ́хъ вѣ̑къ: свѣ́та ѿ свѣ́та, бг͆а и̓́стинна ѿ бг͆а и̓́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, є̓диносꙋ́щна ѻ̓ц͆ꙋ̀, и̓́мже всѧ̑ бы́ша.
  3. На́съ ра́ди чл͆вѣ̑къ и̓ на́шегѡ ра́ди сп͆се́нїѧ, сше́дшаго съ нб͆съ, и̓ воплоти́вшагосѧ ѿ дх͆а ст͆а и̓ мр͆і́и дв͆ы, и̓ вочл͆вѣ́чшасѧ.
  4. Распѧ́таго же за ны̀ при понті́йстѣмъ пїла́тѣ, и̓ стада́вша, и̓ погребе́нна.
  5. И̓ воскрⷭшаго въ тре́тїй де́нь, по писа́нїємъ.
  6. И̓ возше́дшаго на нб͆са̀, и̓ сѣдѧ́ща ѡ̓деснꙋ́ю ѻ̓ц͆а̀.
  7. И̓ па́ки грѧдꙋ́щаго со сла́вою, сꙋди́ти живы̑мъ и̓ мє́ртвымъ, є̓гѡ́же црⷭтвїю не бꙋ́детъ конца̀.
  8. И̓ въ дх͆а ст͆а́го, гдⷭа, животворѧ́щаго, и̓́же ѿ ѻ̓ц͆а̀ и̓сходѧ́щаго, и̓́же со ѻ̓ц͆е́мъ и̓ сн͆омъ спокланѧ́ема, и̓ ссла́вима, глаго́лавшаго прⷪро́ки.
  9. Во є̓ди́нꙋ ст͆ꙋ́ю собо́рнꙋю и̓ а̓пⷭльскꙋю цр͆ковь.
  10. И̓сповѣ́дꙋю є̓ди́но кр͆ще́нїе во ѡ̓ставле́нїе грѣхѡ́въ.
  11. Ча́ю воскрⷭнїѧ ме́ртвыхъ:
  12. И̓ жи́зни бꙋ́дꙋщаго вѣ́ка. А̓ми́нь.

Е̓ѵⷢлїе ѿ і̓ѡа́нна:

Въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и̓ сло́во бѣ̀ къ бг͆ꙋ, и̓ бг͆ъ бѣ̀ сло́во. Се́й бѣ̀ и̓сконѝ къ бг͆ꙋ: Всѧ̑ тѣ́мъ бы́ша, и̓ без̾ негѡ̀ ничто́же бы́сть, є̓́же бы́сть. Въ то́мъ живо́тъ бѣ̀, и̓ живо́тъ бѣ̀ свѣ́тъ человѣ́кѡмъ. И̓ свѣ́тъ во тьмѣ̀ свѣ́титсѧ, и̓ тма̀ є̓гѡ̀ не ѡ̓б̾ѧ́тъ.
Бы́сть человѣ́къ по́сланъ ѿ бг͆а, и̓́мѧ є̓мꙋ̀ і̓ѡа́ннъ. Се́й прїи́де во свидѣ́тельство, да свидѣ́тельствꙋетъ ѡ̓ свѣ́тѣ, да всѝ вѣ́рꙋ и̓́мꙋтъ є̓мꙋ̀. Не бѣ̀ то́й свѣ́тъ, но да свидѣ́тельсвꙋетъ ѡ̓ свѣ́тѣ. Бѣ̀ свѣ́тъ и̓́стинный, и̓́же просвѣща́етъ всѧ́каго человѣ́ка грѧдꙋ́щаго въ мі́ръ.
Въ мі́рѣ бѣ̀, и̓ мі́ръ тѣ́мъ бы́сть, и̓ мі́ръ є̓гѡ̀ не позна̀. Во своѧ̑ прїи́де, и̓ своѝ є̓гѡ̀ не прїѧ́ша. Е̓ли́цы же прїѧ́ша є̓го̀, дадѐ и̓̀мъ ѻ̓́бласть ча́дѡмъ бж͆їимъ бы́ти, вѣ́рꙋющымъ во и̓́мѧ є̓гѡ̀: И̓̀же не ѿ кро́ве, ни ѿ по́хоти плотскі́ѧ, ни ѿ по́хоти мꙋ́жескїѧ, но ѿ бг͆а роди́шасѧ.
И̓ сло́во пло́ть бы́сть, и̓ всели́сѧ въ ны̀, и̓ ви́дѣхомъ сла́вꙋ є̓гѡ̀, сла́вꙋ ꙗ̓́кѡ є̓диноро́днагѡ ѿ ѻ̓ц͆а̀, и̓спо́лнь бл͆года́ти и̓ и̓́стины. І̓ѡа́ннъ свидѣ́тельствꙋетъ ѡ̓ не́мъ, и̓ воззва̀ глаго́лѧ: се́й бѣ̀, є̓го́же рѣ́хъ, и̓́же по мнѣ̀ грѧды́й, предо мно́ю бы́сть: ꙗ̓́кѡ пе́рвѣе менє̀ бѣ̀.
И̓ ѿ и̓сполне́нїѧ є̓гѡ̀ мы̀ всѝ прїѧ́хомъ и̓ бл͆года́ть возбл͆года́ть: Ꙗ̓́кѡ зако́нъ мѡѷсе́омъ да́нъ бы́сть: бл͆года́ть же и̓ и̓́стина і̓и͆съ хрⷭто́мъ бы́сть.

Памятники Церковнославянского языка

Церковнославянский язык дошел до нас в довольно многочисленных письменных памятниках, но ни один из них не восходит к эпохе славянских первоучителей, т. е. в. Древнейшие из этих памятников (если не считать не так давно найденной надгробной надписи 993 г.), датированные и не датированные, принадлежат веку, значит, во всяком случае, отделены от эпохи первоучителей по крайней мере целым столетием и даже больше, а то так и двумя. Это обстоятельство, а также то, что эти памятники, за исключением некоторых, носят более или менее сильные следы влияния различных живых славянских языков, обусловливает собой невозможность представить церковнославянский язык в том виде, в каком он являлся в веке. Мы имеем дело уже с позднейшей фазой его развития, часто с очень заметными уклонениями от первичного состояния, причем далеко не всегда представляется возможным решить, зависят ли эти уклонения от самостоятельного развития церковнославянского языка, или от постороннего влияния. Сообразно с различными живыми языками, следы влияния которых могут быть указаны в памятниках церковнославянского языка, эти последние принято разделять по изводам.

Паннонский извод

Сюда принадлежат древнейшие памятники, писанные глаголицей и кириллицей:

  • Глаголические памятники
  • Киевские листки в.
  • Зографское евангелие, начало в., может быть конец в.
  • Мариинское евангелие (того же времени, с некоторыми следами сербского влияния)
  • евангелие Ассемани ( в., также не без сербизмов)
  • Синайские псалтирь ( в.) и молитвослов, или Эвхологий ( в.)
  • Сборник графа Клода, или Griagolita Clozianus ( в.)
  • несколько незначительных по объему отрывков (Охридского евангелия, македонский листок и т. д.;

Кириллические памятники (все в.)

  • Саввина книга, (не без сербизмов)
  • Супрасльская рукопись
  • Хиландарские листки или Катехизис Кирилла Иерусалимского
  • Евангелие Ундольского
  • Слуцкая псалтирь (один листок)

Болгарский извод

Представляет черты влияния средне- и новоболгарского языков. Сюда принадлежат более поздние памятники XII, XIII, XIV в., как

  • Болонская псалтырь, конец XII в.
  • Охридский и Слепченский апостолы, XII в.
  • Погодинская псалтырь, XII в.
  • Григоровичевы Паремейник и Триодь, XII — XIII в.
  • Трновское евангелие, конец XIII в.
  • Патерик Михановича, XIII в.
  • Струмицкий апостол, XIII в.
  • Болгарский номоканон
  • Струмицкий октоих
  • октоих Михановича, XIII в.
  • многие другие памятники.

Сербский извод

Представляет влияние живого сербского языка

  • Мирославово евангелие, конец XII в.
  • Волканово евангелие, конец XII в.
  • Кормчая Михановича, 1282 г.
  • Шишатовацкий апостол, 1324 г.
  • Толковая псалтырь Бранка Младеновича, 1346 г.
  • Хвалова рукопись, начало в.
  • Никольское евангелие, начало в.
  • Кормчая XIII — XIV в., описанная Срезневским,
  • многие другие памятники

Хорватский извод

писаны угловатою, «хорватскою» глаголицею; древнейшие их образцы не старше XIII — XIV в. Родина их — Далмация и главным образом Далматинский архипелаг.

Чешский или Моравский извод

Памятники весьма немногочисленны и невелики по объему. Отражают влияние чешского или моравского живого говора

  • киевские отрывки в., глаголические
  • пражские отрывки — XII в., глаголические
  • Реймское евангелие XIV в., глаголическая его часть

Древнерусский извод церковнославянского языка

Самый богатый по количеству памятников (все кириллические) с очевидными следами влияния живого русского языка (ж, ч вместо шт, жд: свеча, межю; o и e вм. ъ и ь; «полногласие», третье лицо ед. и мн. ч. на -ть и т. д.).

  • в.
  • Остромирово евангелие 1056 — 1057 г. (списанное, очевидно, с очень древнего оригинала)
  • 13 слов Григория Богослова
  • Туровское евангелие
  • Изборники Святослава 1073 г. и 1076 г.
  • Пандект Антиохов
  • Архангельское евангелие 1092 г.
  • Евгениевская псалтырь
  • Новгородские минеи 1096 и 1097 г.

XII в.

  • Мстиславское Евангелие 1125 — 1132 г.
  • Юрьевское евангелие
  • Добрилово евангелие 1164 г.
  • Длинный ряд этих памятников заканчивается печатными книгами XVI века, среди которых главное место занимает Острожская библия, представляющая уже почти целиком современный церковнославянский язык наших богослужебных и церковных книг

Словинский извод

Фрейзингенские отрывки, написаны латинской азбукой и ведут свое начало, по мнению некоторых, из в. Язык их не имеет ближайшей связи с церковнославянским языком и мог бы скорее всего получить название «древнесловинского».

Наконец, можно указать еще румынскую разновидность церковнославянского языка, возникшую у православных румын.

Славянская грамматика

Грамматические свойства имен:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • местный (предложный)
  • звательный

Грамматические свойства глагола:

настоящее
будущее простое (совершенного вида)
сложное (несовершенного вида)
прошедшее простое аорист (совершенный вид)
имперфект (несовершенный вид)
сложное перфект (очевиднопрошедшее)
плюсквамперфект (давнопрошедшее)

Наклонение:

  • изъявительное
  • неопределенное (инфинитив)
  • сослагательное (условное)
  • повелительное
  • желательное

Грамматические свойства причастий:

Форма:

  • краткая
  • полная

Склонение личных местоимений

падеж единственное число двойственное число множественное число
1 лицо 2 лицо 3 лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо
м.р. ср.р. ж.р. м,ср.р. ж.р. м.р. ср.р. ж.р.
Именительный а̓́зъ ты̀ ѻ̓́нъ (и̓̀) ѻ̓но̀ (є̓̀) ѻ̓на̀ (ѧ̓̀) мы̀ вы̀ ѻ̓́на ѻ̓́нѣ мы̀ вы̀ ѻ̓нѝ ѻ̓нѣ̀
Родительный менє̀ тебє̀ є̓гѡ̀ є̓ѧ̀ на́ю ва́ю є̓ю̀ на́съ ва́съ и̓́хъ
Дательный мнѣ̀/мѝ тебѣ̀/тѝ є̓мꙋ̀ є̓́й на́ма ва́ма и̓́ма на́мъ ва́мъ и̓̀мъ
Винительный менѐ/мѧ̀ тебѐ/тѧ̀ є̓го̀/и̓̀ є̓̀ ю̓̀ ны̀ вы̀ ѧ̓̀ на́съ/ны̀ ва́съ/вы̀ ѧ̓̀/и̓̀хъ ѧ̓̀ ѧ̓̀/и̓̀хъ
Творительный мно́ю тобо́ю и̓́мъ є̓́ю =Д.П. =Д.П. на́ми ва́ми и̓́ми
Местный мнѣ̀ тебѣ̀ не́мъ не́й =Р.П. =Р.П. на́съ ва́съ ни́хъ

Примечания:

  • Краткие формы местоимений ( мѝ, тѝ, сѝ, мѧ̀, тѧ̀, сѧ̀, ны̀, вы̀ ) являются энклитиками, то есть логически составляют единое слово с предыдущим, следовательно, эклитика теряет свое ударение, а тупое ударение предыдущего слова становится острым: спаси́ мѧ, бл͆гослови́ ны
  • Полные формы имен прилагательных и причастий образуются слиянием краткой формы и местоимения 3-го лица: И.П.: мꙋ́дръ+и̓̀=мꙋ́дрый, мꙋ́дра+ѧ̓̀=мꙋ́драѧ, мꙋ́дро+є̓̀=мꙋ́дрое Р.П.: мꙋ́дра+є̓гѡ̀=мꙋ́драгѡ, мꙋ́дры+є̓ѧ̀=мꙋ́дрыѧ Д.П.: мꙋ́дрꙋ+є̓мꙋ̀=мꙋ́дромꙋ, мꙋ́дрѣ+є̓́й=мꙋ́дрѣй (-ой) В.П.:мꙋ́дра+є̓го̀=мꙋ́драго, мꙋ́дрꙋ+ю̓̀=мꙋ́дрꙋю
  • Смысловое отличие кратких и полных форм аналогично использованию неопределенного или определенного артикля в других языках, в русском языке краткие формы в именительном падеже используются в качестве наречий.

Спряжение глагола бы́ти

Настоящее время

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е є̓́смь є̓сва̀,є̓сма̀ є̓свѣ̀,є̓смѣ̀ є̓смы̀
2-е є̓сѝ є̓ста̀ є̓стѣ̀ є̓стѐ
3-е є̓́сть сꙋ́ть

Прошедшее время совершенное (аорист)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бы́хъ бы́хова бы́ховѣ бы́хомъ
2-е бы́сть, бы̀ бы́ста бы́стѣ бы́сте
3-е бы́ша

Иная форма (по форме аорист, по значению имперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бѣ́хъ бѣ́хова бѣ́ховѣ бѣ́хомъ
2-е бѣ̀ бѣ́ста бѣ́стѣ бѣ́сте
3-е бѣ́ша

Прошедшее время несовершенное (имперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бѧ́хъ бѧ́хова бѧ́ховѣ бѧ́хомъ
2-е бѧ́ше бѧ́ста бѧ́стѣ бѧ́сте
3-е бѧ́хꙋ

Очевиднопрошедшее время (перфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о є̓́смь бы́ла,-и є̓сва̀,-ѣ̀ бы́ли є̓смы̀
2-е є̓сѝ є̓ста̀,-ѣ̀ є̓стѐ
3-е є̓́сть сꙋ́ть

Давнопрошедшее время (плюсквамперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о бѣ́хъ бы́ла,-и бѣ́хова,ѣ- бы́ли бѣ́хомъ
2-е бѣ̀ бѣ́ста,-ѣ бѣ́сте
3-е бѣ́ша

Сослагательное наклонение (конъюнктив)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о бы́хъ бы́ла,-и бы́хова,ѣ- бы́ли бы́хомъ
2-е бы̀ бы́ста,-ѣ бы́сте
3-е бы́ша

Примечания:

  • отрицание в настоящем времени сливается с глагольной формой бы́ти (кроме 3 лица мн.числа): не + є̓́смь = нѣ́смь, не + є̓сѝ = нѣ́си, не + є̓́сть = нѣ́сть
  • по образцу глагола бы́ти спрягаются остальные архаичные глаголы: и̓мѣ́ти, вѣ́дѣти, ꙗ̓́сти, да́ти
  • сказуемое нельзя опускать (как это допустимо в русском языке): а̓́зъ є̓́смь ца́рь, ты̀ нѣ́си кнѧ́зь, ѻ̓нѝ сꙋ́ть рабѝ
  • в русском языке глагол бы́ти используется только в форме є̓́сть и сꙋ́ть (настоящее время), а также сослагательная форма бы̀
  • в русском языке прошедшее время представляет собой усеченный перфект славянского языка: только причастие на -л без вспомогательного глагола бы́ти, поэтому отсутствует спряжение по лицам, но присутствует спряжение по родам

Церковнославянские цифры

Десятичная система цифр, которыми мы пользуемся сегодня, возникла в Индии, хотя нам она более известна под названием “арабская”. Арабы, ведя многочисленные войны дошли до границ Индии и заимствовали ее систему счисления.

Позже эта система распространилась по всему миру. В России пользоваться арабскими цифрами стали с 18 века. А до этого момента роль цифр играли буквы, но со специальным значком — титлом. Титло ставилось над первой буквой, если число однозначное, либо на второй от конца — если число многозначное. Чтобы отметить тысячу, рядом с буквой ставилась косая палочка с двумя черточками.

Славянская грамматика

Грамматические свойства имен:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • местный (предложный)
  • звательный

Грамматические свойства глагола:

настоящее
будущее простое (совершенного вида)
сложное (несовершенного вида)
прошедшее простое аорист (совершенный вид)
имперфект (несовершенный вид)
сложное перфект (очевиднопрошедшее)
плюсквамперфект (давнопрошедшее)

Наклонение:

  • изъявительное
  • неопределенное (инфинитив)
  • сослагательное (условное)
  • повелительное
  • желательное

Грамматические свойства причастий:

Форма:

  • краткая
  • полная

Склонение личных местоимений

падеж единственное число двойственное число множественное число
1 лицо 2 лицо 3 лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо
м.р. ср.р. ж.р. м,ср.р. ж.р. м.р. ср.р. ж.р.
Именительный а̓́зъ ты̀ ѻ̓́нъ (и̓̀) ѻ̓но̀ (є̓̀) ѻ̓на̀ (ѧ̓̀) мы̀ вы̀ ѻ̓́на ѻ̓́нѣ мы̀ вы̀ ѻ̓нѝ ѻ̓нѣ̀
Родительный менє̀ тебє̀ є̓гѡ̀ є̓ѧ̀ на́ю ва́ю є̓ю̀ на́съ ва́съ и̓́хъ
Дательный мнѣ̀/мѝ тебѣ̀/тѝ є̓мꙋ̀ є̓́й на́ма ва́ма и̓́ма на́мъ ва́мъ и̓̀мъ
Винительный менѐ/мѧ̀ тебѐ/тѧ̀ є̓го̀/и̓̀ є̓̀ ю̓̀ ны̀ вы̀ ѧ̓̀ на́съ/ны̀ ва́съ/вы̀ ѧ̓̀/и̓̀хъ ѧ̓̀ ѧ̓̀/и̓̀хъ
Творительный мно́ю тобо́ю и̓́мъ є̓́ю =Д.П. =Д.П. на́ми ва́ми и̓́ми
Местный мнѣ̀ тебѣ̀ не́мъ не́й =Р.П. =Р.П. на́съ ва́съ ни́хъ

Примечания:

  • Краткие формы местоимений ( мѝ, тѝ, сѝ, мѧ̀, тѧ̀, сѧ̀, ны̀, вы̀ ) являются энклитиками, то есть логически составляют единое слово с предыдущим, следовательно, эклитика теряет свое ударение, а тупое ударение предыдущего слова становится острым: спаси́ мѧ, бл͆гослови́ ны
  • Полные формы имен прилагательных и причастий образуются слиянием краткой формы и местоимения 3-го лица: И.П.: мꙋ́дръ+и̓̀=мꙋ́дрый, мꙋ́дра+ѧ̓̀=мꙋ́драѧ, мꙋ́дро+є̓̀=мꙋ́дрое Р.П.: мꙋ́дра+є̓гѡ̀=мꙋ́драгѡ, мꙋ́дры+є̓ѧ̀=мꙋ́дрыѧ Д.П.: мꙋ́дрꙋ+є̓мꙋ̀=мꙋ́дромꙋ, мꙋ́дрѣ+є̓́й=мꙋ́дрѣй (-ой) В.П.:мꙋ́дра+є̓го̀=мꙋ́драго, мꙋ́дрꙋ+ю̓̀=мꙋ́дрꙋю
  • Смысловое отличие кратких и полных форм аналогично использованию неопределенного или определенного артикля в других языках, в русском языке краткие формы в именительном падеже используются в качестве наречий.

Спряжение глагола бы́ти

Настоящее время

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е є̓́смь є̓сва̀,є̓сма̀ є̓свѣ̀,є̓смѣ̀ є̓смы̀
2-е є̓сѝ є̓ста̀ є̓стѣ̀ є̓стѐ
3-е є̓́сть сꙋ́ть

Прошедшее время совершенное (аорист)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бы́хъ бы́хова бы́ховѣ бы́хомъ
2-е бы́сть, бы̀ бы́ста бы́стѣ бы́сте
3-е бы́ша

Иная форма (по форме аорист, по значению имперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бѣ́хъ бѣ́хова бѣ́ховѣ бѣ́хомъ
2-е бѣ̀ бѣ́ста бѣ́стѣ бѣ́сте
3-е бѣ́ша

Прошедшее время несовершенное (имперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
м.р. ж,ср.р.
1-е бѧ́хъ бѧ́хова бѧ́ховѣ бѧ́хомъ
2-е бѧ́ше бѧ́ста бѧ́стѣ бѧ́сте
3-е бѧ́хꙋ

Очевиднопрошедшее время (перфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о є̓́смь бы́ла,-и є̓сва̀,-ѣ̀ бы́ли є̓смы̀
2-е є̓сѝ є̓ста̀,-ѣ̀ є̓стѐ
3-е є̓́сть сꙋ́ть

Давнопрошедшее время (плюсквамперфект)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о бѣ́хъ бы́ла,-и бѣ́хова,ѣ- бы́ли бѣ́хомъ
2-е бѣ̀ бѣ́ста,-ѣ бѣ́сте
3-е бѣ́ша

Сослагательное наклонение (конъюнктив)

лицо единственное число двойственное число множественное число
1-е бы́лъ,-а̀,-о бы́хъ бы́ла,-и бы́хова,ѣ- бы́ли бы́хомъ
2-е бы̀ бы́ста,-ѣ бы́сте
3-е бы́ша

Примечания:

  • отрицание в настоящем времени сливается с глагольной формой бы́ти (кроме 3 лица мн.числа): не + є̓́смь = нѣ́смь, не + є̓сѝ = нѣ́си, не + є̓́сть = нѣ́сть
  • по образцу глагола бы́ти спрягаются остальные архаичные глаголы: и̓мѣ́ти, вѣ́дѣти, ꙗ̓́сти, да́ти
  • сказуемое нельзя опускать (как это допустимо в русском языке): а̓́зъ є̓́смь ца́рь, ты̀ нѣ́си кнѧ́зь, ѻ̓нѝ сꙋ́ть рабѝ
  • в русском языке глагол бы́ти используется только в форме є̓́сть и сꙋ́ть (настоящее время), а также сослагательная форма бы̀
  • в русском языке прошедшее время представляет собой усеченный перфект славянского языка: только причастие на -л без вспомогательного глагола бы́ти, поэтому отсутствует спряжение по лицам, но присутствует спряжение по родам

Особенности церковнославянского языка

Современный церковнославянский алфавит все же отличается от первоначальной кириллицы. Адаптация с греческого языка вышла очень сложной. Славянский язык имел разные типы ударений, придыхания, повторяющиеся буквы. Церковь старалась сохранить традиции, но единого свода правил нет до сих пор, так что письменность неизбежно менялась с веками и в разных областях.

Старославянский алфавит начинал свою историю с 47 букв. Современный, адаптированный церковнославянский алфавит, имеет 40. Это 33 привычных нам символов и 7 старославянских. Наши буквы иначе называются и некоторые иначе пишутся.

Например, буква «У» имеет 4 варианта написания, а «З» и «И» имеют по два варианта написания, то есть звук дублируется. Символы, которые дают одинаковые звуки, используются в словах разного происхождения или в соответствии с традицией.

Добавляются такие символы, как омега (в словах читается как О), от (читается как ОТ), ять (читается как Е), кси (КС), пси (ПС), фита (Ф) и ижица (чаще читается, как И, иногда – В).

Азбука

буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
А, а а́з
Б, б бу́ки
В, в ве́ди
Г, г глаго́л а҆́гг҃лъ , ноа҆́ггелъ — искл.
Д, д добро́
Е е є есть е— есть про­стое пишется в сере­дине и конце слова;

є— есть якор­ное пишется:

1) в начале слова: є҆стество̀, є҆ли́цы

2) в сере­дине слова для отли­чия форм мн. и дв. числа от форм ед. числа:

оѿве́рзи двє́ри

(мн., В.)-

ср.: оу҆́ две́ри

(ед., Р.);

3) в окон­ча­нии Р.п. мн.ч. 1 скл. мяг­кого типа: крає́вб

и— и‑восьмеричное пишется перед соглас­ными:и҆́мѧ, лицѐ
буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Ї, ї и-деся­те­рич­ное ї — и‑десятеричное пишется:

1) перед глас­ными: і҆ере́й, Їисꙋ́съ

2) перед соглас­ными в неко­то­рых гре­че­ских словах: хїтѡ́нъ, і҆рмо̀съ

3) в двух сла­вян­ских словах: вїно

имі́ръ (в зна­че­нии“твар­ный мир” ). Раз­ли­чайми́ръ — вышний, горний имі́ръ — земной, падший

К, к ка́ко
Л, л лю́дие
М, м мысле́те
Н, н наш
Ѻ, ѻ, о он о— о‑узкое илиполь­ское упо­треб­ля­ется только в сере­дине и конце слова:сло́во ;

1) в начале слова: ѻ҆́чи, ѻ҆на̀

2) после при­ставки: соѻбще́нїе

3) в составе слож­ного слова: многоѻчи́тїи

4) в слове: Їѻрда́нъ

П, п поко́й
Р, р рцы
С, с сло́во
Т, т тве́рдо
Оу, оу, ꙋ ук оу— о́ник пишется в начале слова:оу҆чи́тель ;

пишется в сере­дине или на конце слова:пу́ть, є҆мꙋ̀ Иногда заме­ня­ется знач­ком ̾

(ерок):ѡ҆б̾ѧтїе

ы еры́ Иногда исполь­зу­ется для отли­чия фром мн. и дв. ч. от ед. ч.:
ь ерь; не имеет звука Упо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти преды­ду­щего соглас­ного: сꙋдьба̀
ѣ ять; Пишется в соот­вет­ствии с эти­мо­ло­гией в неко­то­рых корнях и окон­ча­ниях, а также в суф­фик­сах пре­вос­ход­ной

сте­пени при­ла­га­тель­ных: пѣ́нїе, честнѣ́йшаѧ

Ю, ю ю
Ꙗ, ꙗ я, аз-йоти́- Пишется в начале слова. Исклю­че­ния: (но: ꙗ҆зы́къ

в зна­че­нии “народ”;

место­име­ние: ꙗⷤ

(В.п., мн. или дв.ч.) — “их”).

оме́га ѡ пишется:

1) в при­став­ках и пред­ло­гах ѡ‑, ѡб-: ѡ҆чище́нїе, ѡ҆ грѣсѣ́хъ, ѡ́бъѧ́ти

2) в словах, заим­ство­ван­ных из греч. языка на месте греч. буквы ѡ

(оме́га):канѡ́нъ, сі́мѡнъ; 3) на конце наре­чий и нареч­ных слов,

Ѿ, ѿ от Упо­треб­ля­ется в пред­ло­гах и при­став­ках: ѿтпꙋща́еши, ѿт мене́
Ѧ, ѧ юс малый Пишется в сере­дине и конце слова: всѧ́къ. Исклю­че­ния см. на букву Иногда упо­треб­ля­ется для раз­ли­че­ния форм мно­же­ствен­ного числа от форм

един­ствен­ного числа: дꙋ́шы на́шѧ

Ѯ, ѯ кси Упо­треб­ля­ется только в греч. заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѯ: Алеѯа́ндръ
Ѱ, ѱ пси Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѱ: ѱалѡ́мъ
Ѳ, ѳ фита́ Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы Θ ѳимїа́мъ
Ѵ, ѵ Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах. — если над ней стоит знак ѵ҆, ѵ́, ѷ, Мѡѷсе́й, ѵ҆ссѡ́пъ;

— если перед ней стоит буква а

илиє и над ней нет над­строч­ных знаков:Па́ѵелъ

Славянская хрестоматия

Хрⷭто́съ воскре́се и̓з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртїю сме́рть попра́въ, и̓ сꙋ́щымъ во гробе́хъ живо́тъ дарова́въ.

Ѻ̓́ч͆е на́шъ, и̓́же є̓сѝ на нб͆се́хъ, да ст͆и́тсѧ и̓́мѧ твоѐ, да прїи́детъ црⷭтвїе твоѐ: да бꙋ́детъ во́лѧ твоѧ̀, ꙗ̓́кѡ на нб͆сѝ и̓ на землѝ. хле́бъ на́шъ насꙋ́щный да́ждь на́мъ дне́сь, и̓ ѡ̓ста́ви на́мъ до́лги на́шѧ, ꙗ̓́коже и̓ мы̀ ѡ̓ставлѧ́емъ должникѡ́мъ на́шымъ: и̓ не введѝ на́съ во и̓скꙋше́нїе, но и̓зба́ви на́съ ѿ лꙋка́вагѡ.

Сѷмво́лъ вѣ́ры:

  1. Вѣ́рꙋю во є̓ди́наго бг͆а ѻ̓ц͆а̀, вседержи́телѧ, творца̀ нб͆ꙋ и̓ землѝ, ви̑димымъ же всѣ̑мъ и̓ неви̑димымъ.
  2. И̓ во є̓ди́наго гдⷭа і̓и͆са хрⷭта̀, сн͆а бж͆їѧ, є̓дноро́днаго, и̓́же ѿ ѻ̓ц͆а̀ рожде́ннаго пре́жде всѣ́хъ вѣ̑къ: свѣ́та ѿ свѣ́та, бг͆а и̓́стинна ѿ бг͆а и̓́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, є̓диносꙋ́щна ѻ̓ц͆ꙋ̀, и̓́мже всѧ̑ бы́ша.
  3. На́съ ра́ди чл͆вѣ̑къ и̓ на́шегѡ ра́ди сп͆се́нїѧ, сше́дшаго съ нб͆съ, и̓ воплоти́вшагосѧ ѿ дх͆а ст͆а и̓ мр͆і́и дв͆ы, и̓ вочл͆вѣ́чшасѧ.
  4. Распѧ́таго же за ны̀ при понті́йстѣмъ пїла́тѣ, и̓ стада́вша, и̓ погребе́нна.
  5. И̓ воскрⷭшаго въ тре́тїй де́нь, по писа́нїємъ.
  6. И̓ возше́дшаго на нб͆са̀, и̓ сѣдѧ́ща ѡ̓деснꙋ́ю ѻ̓ц͆а̀.
  7. И̓ па́ки грѧдꙋ́щаго со сла́вою, сꙋди́ти живы̑мъ и̓ мє́ртвымъ, є̓гѡ́же црⷭтвїю не бꙋ́детъ конца̀.
  8. И̓ въ дх͆а ст͆а́го, гдⷭа, животворѧ́щаго, и̓́же ѿ ѻ̓ц͆а̀ и̓сходѧ́щаго, и̓́же со ѻ̓ц͆е́мъ и̓ сн͆омъ спокланѧ́ема, и̓ ссла́вима, глаго́лавшаго прⷪро́ки.
  9. Во є̓ди́нꙋ ст͆ꙋ́ю собо́рнꙋю и̓ а̓пⷭльскꙋю цр͆ковь.
  10. И̓сповѣ́дꙋю є̓ди́но кр͆ще́нїе во ѡ̓ставле́нїе грѣхѡ́въ.
  11. Ча́ю воскрⷭнїѧ ме́ртвыхъ:
  12. И̓ жи́зни бꙋ́дꙋщаго вѣ́ка. А̓ми́нь.

Е̓ѵⷢлїе ѿ і̓ѡа́нна:

Въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и̓ сло́во бѣ̀ къ бг͆ꙋ, и̓ бг͆ъ бѣ̀ сло́во. Се́й бѣ̀ и̓сконѝ къ бг͆ꙋ: Всѧ̑ тѣ́мъ бы́ша, и̓ без̾ негѡ̀ ничто́же бы́сть, є̓́же бы́сть. Въ то́мъ живо́тъ бѣ̀, и̓ живо́тъ бѣ̀ свѣ́тъ человѣ́кѡмъ. И̓ свѣ́тъ во тьмѣ̀ свѣ́титсѧ, и̓ тма̀ є̓гѡ̀ не ѡ̓б̾ѧ́тъ. Бы́сть человѣ́къ по́сланъ ѿ бг͆а, и̓́мѧ є̓мꙋ̀ і̓ѡа́ннъ. Се́й прїи́де во свидѣ́тельство, да свидѣ́тельствꙋетъ ѡ̓ свѣ́тѣ, да всѝ вѣ́рꙋ и̓́мꙋтъ є̓мꙋ̀. Не бѣ̀ то́й свѣ́тъ, но да свидѣ́тельсвꙋетъ ѡ̓ свѣ́тѣ. Бѣ̀ свѣ́тъ и̓́стинный, и̓́же просвѣща́етъ всѧ́каго человѣ́ка грѧдꙋ́щаго въ мі́ръ. Въ мі́рѣ бѣ̀, и̓ мі́ръ тѣ́мъ бы́сть, и̓ мі́ръ є̓гѡ̀ не позна̀. Во своѧ̑ прїи́де, и̓ своѝ є̓гѡ̀ не прїѧ́ша. Е̓ли́цы же прїѧ́ша є̓го̀, дадѐ и̓̀мъ ѻ̓́бласть ча́дѡмъ бж͆їимъ бы́ти, вѣ́рꙋющымъ во и̓́мѧ є̓гѡ̀: И̓̀же не ѿ кро́ве, ни ѿ по́хоти плотскі́ѧ, ни ѿ по́хоти мꙋ́жескїѧ, но ѿ бг͆а роди́шасѧ. И̓ сло́во пло́ть бы́сть, и̓ всели́сѧ въ ны̀, и̓ ви́дѣхомъ сла́вꙋ є̓гѡ̀, сла́вꙋ ꙗ̓́кѡ є̓диноро́днагѡ ѿ ѻ̓ц͆а̀, и̓спо́лнь бл͆года́ти и̓ и̓́стины. І̓ѡа́ннъ свидѣ́тельствꙋетъ ѡ̓ не́мъ, и̓ воззва̀ глаго́лѧ: се́й бѣ̀, є̓го́же рѣ́хъ, и̓́же по мнѣ̀ грѧды́й, предо мно́ю бы́сть: ꙗ̓́кѡ пе́рвѣе менє̀ бѣ̀. И̓ ѿ и̓сполне́нїѧ є̓гѡ̀ мы̀ всѝ прїѧ́хомъ и̓ бл͆года́ть возбл͆года́ть: Ꙗ̓́кѡ зако́нъ мѡѷсе́омъ да́нъ бы́сть: бл͆года́ть же и̓ и̓́стина і̓и͆съ хрⷭто́мъ бы́сть.

Диакритика

Диакритические знаки старославянской кириллицы в основном были заимствованы из греческого языка.

  • а́ Оксия (Акут): ударение (U+0301).
  • а̀ Вария (Гравис): побочное ударение (U+0300).
  • л҄ Камора (U+0484) и л̑ перевёрнутая кратка (U+0311): указание палатализации.
  • а҅ Дасия: густое придыхание (U+0485).
  • а҆ Звательце (устар. звательцо), или псили: тонкое придыхание (U+0486).
  • а҃ Титло: обозначает аббревиатуры, или кириллические числа (U+0483).
  • ї Трема: обозначение диерезиса (U+0308).
  • а҆́ Объединённые звательце и оксия составляют исо.
  • а҆̀ Объединённые звательце и вария составляют апостроф.
  • ὦ Объединённые звательце и камора составляют великий апостроф (используется только с буквой омега).

В кириллической скорописи также существовали правила выноса отдельных букв над строкой.

Знаки ударения

В церковнославянском языке ударение бывает трех видов:

  • a — острое ударение, или nxjz
  • A — тяжелое ударение, или варjz
  • † — облегченное ударение, или кам0ра

Различие знаков ударения не связано с особенностями произношения. Так, слова рaбъ и р†бъ, землS и землs читаются одинаково. Церковнославянские знаки ударения заимствованы из греческого. Острое ударение ставится над гласной в начале и середине слова, например ѓдъ, сотвори1ти. Тяжелое ставится в том случае, если слово оканчивается на ударную гласную, например распни2 є3го2. Однако если после такого слова стоят слова: бо, же, ли, мz, ми, тz, ти, сz, си, ны, вы, не имеющие собственного ударения, то на предыдущем гласном сохраняется острое ударение, например:землs же бЁ неви1дима и3 неустр0ена .

Облегченное ударение служит для того, что бы различить формы единственного числа и формы множественного (двойственного) числа. Например:

  • цaрь (И. ед) — ц†рь (Р. мн.)
  • царS (Р. ед) — цар‰ (И. или В. дв.)

Почему современные библии печатают обычными буквами

Церковь сохраняет традицию использования церковнославянского написания. Но они часто вынуждены использовать адаптированные под привычный русский язык тексты.

Впервые от церковного написания отказались в 19 веке. Различия между светским и церковным алфавитом тогда достигли той пропасти, когда прихожане не могли прочесть молитву. Из-за этого впервые адаптировали молитвенники для продажи.

Вторым потрясением был приход советской власти. Штампы букв в типографиях уничтожались, печатать тексты на церковнославянском языке стало физически невозможно. Тогда стало нормой печатать книги для прихожан с помощью обычных, светских символов.

Меняются не только прихожане. Сейчас не все Святые Отцы умеют читать старославянские тексты, так что книги для внутреннего пользования потихоньку переводят в адаптированный вариант.

Церковнославянский алфавит является преемником старославянского, он сохранил большинство букв и обозначений, традиции написания. Сейчас этот язык мертвый, пусть он и используется в письменности и церковных службах. Изучение алфавита нужно для понимания истории языка и Руси в целом, а церковь сохранила эту историю для нас.

Буква «З» — «Земля»

Подробности
Категория: Церковно-славянская азбука
Опубликовано 24.06.2016

Земля – девятая буква церковно-славянской азбуки, значение которой «земля» или «страна». Иногда в предложениях буква-слово Земля употреблялась в значениях «край», «страна», «народ», «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Все мы живем на земле, в своей стране, и относимся к какой-либо народности. Поэтому слово-буква Земля представляет собой понятие, за которым скрывается общность народа. Причем все начинается с малого, а заканчивается чем-то большим и необъятным. То есть Константин в этой букве воплотил следующее: каждый человек является частью семьи, каждая семья относится к общине, а каждая община в совокупности представляет собой народ, который живет на определенной территории, называемой родным краем, и каждый край объединен в огромную страну, где есть единый Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector