Как пересвету удалось победить лучшего воина мамая челубея

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине. Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во всех вышел победителем. Такая удача кажется мифологической. Однако загадку жизнестойкости и непобедимости ордынского воина теперь смогли объяснить.

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Искусство этой борьбы заключается во владении магическими заклинаниями по вызыванию духов-демонов и умении применять их во время боя, призывая их себе на помощь. При этом посвященный «бессмертный» фактически продает душу темным силам, и его никто не может победить. Однако такой человек добровольно обрекает свою душу после смерти на пребываение в царстве демонов. Сразить «бесноватого» может только воин, облеченный силою от Бога. Именно им и был русский витязь-монах Пересвет.

Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками. А под панцирь — кожаную куртку с железными обручами, закрепленными от локтя до кисти на узких рукавах. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги, обитые металлическими пластинами, одна из которых, видимо пяточная, имела острый шип. На голову — шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос. Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы.

На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Что одето под халатом — не видно. На ногах — штаны и сапоги до середины икры, на заднике которых видна металлическая «заплатка». Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на «заплатке» не видно. Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен

Даже если брать в расчет «бессмертие» Челубея, вряд ли воин, понимая всю важность и сложность момента, станет так рисковать

Предпосылки

В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение. В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.


Такой манёвр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей Руси распространялись панические слухи о скором поражении коалиции князей.

После битвы на Куликовом поле — тело Александра Пересвета и Андрея Ослабя было доставлено в Москву

После битвы на Куликовом поле, тело Александра Пересвета и Андрея Ослабя было доставлено в Москву. Где похоронены тела Пересвета и Ослабя? В Москве тела были погребены рядом с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в каменной палатке.


В Москве тела Пересвета и Ослабя были погребены рядом с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в каменной палатке

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Ослабя были найдены в 18 веке, когда стали разбирать старую колокольню храма. Строители при разборке обнаружили кирпичный склеп, пол которого был покрыт надгробными камнями без надписей.

Когда строители сняли саркофаги, то увидели, саркофаги Александра Пересвета и Андрея Ослабя. Когда стали строить новую трапезную при храме, то усыпальницу закрыли, а камни из нее были уложены в северо-западный угол трапезной храма.

Чуть позднее на этом месте было сооружено чугунное надгробие с сенью, которое было уничтожено в 20 веке.


Могила Пересвета и Осляби впоследствии вошла в придел прп. Сергия Богородице-Рождественской церкви, над ней устроили сень

Многие источники также уверяют, что тела Пересвета и Ослабя никогда не находилась в трапезной храма Рождества Христова в старом Симонове. То есть это говорит о том, что их могила не была найдена.

В настоящее время на том месте, где предположили, что были захоронены Пересвет и Ослабя стоит деревянное надгробие, которое копирует первое. Это находится все там же, в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Могила открыта для посещения людьми.

Куликовская битва

8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва и поединок Пересвета с Челубеем. За день до этого русские войска переправились через реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знамёнами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. По флангам стояли прибывшие литовцы и рязанцы. Ночью 7 сентября произошёл смотр войск. Дмитрий понимал огромную ответственность, которая была возложена на него. Поскольку в случае поражения перед татарами оказались бы открытыми все земли до Москвы. Поэтому смотр проводился очень тщательно.


Александр Пересвет находился скорее всего в центральном полку с двором московского князя. Глубокой ночью разведчики обоих сторон осматривают позиции противника. Лишь под утро происходят первые стычки. Татары привели около 100 тысяч человек к Куликовому полю. Поскольку средневековым источникам свойственно значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. Некоторые источники указывают до 40 тысяч русских солдат и до 60 тысяч татар. Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произнесли речи. На поле стелился густой туман, и русские несколько часов в оцепенении ожидали начала битвы. Через несколько часов татары плотной стеной вышли из леса.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.


Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.


Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь

Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.


Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Дмитрий Донской

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.). Великий князь владимирский и московский, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана Калиты. Утвердил руководящее положение Москвы в русских землях. Трижды отражал нападения на Москву литовского князя Ольгерда. При его правлении в Москве построен первый каменный кремль.

Наставником юного князя стал митрополит Алексий, который недавно вернулся из Золотой Орды. Пик ордынского могущества миновал – там начались междоусобные войны. Ханы убивали друг друга в сражениях, раздирая на части некогда огромное государство.

Алексий видел своими глазами, как старый враг познает все ужасы междоусобицы. Алексий (Елевферий Бяконт 1293-98?-1378 гг.) – митрополит киевский и всея Руси, государственный деятель, славился исключительными знаниями и талантами дипломата. Неоднократно посещал Золотую Орду. По просьбе ордынского хана Джанибека исцелил его супругу от слепоты. Канонизирован православной церковью в лике святых.

Князь Дмитрий учился двум наука: воевать и править. Под мудрым руководством митрополита он продолжал собирать русские земли вокруг Москвы, расширяя границы державы. Теперь ему подчинялись и некогда независимые города и княжества. Дмитрий даже начал чеканить собственную монету.

«Теперь нужно было, чтобы сложились конкретные обстоятельства, ведь это Мамай. Дмитрий Иванович, князь Московский Великий осознал: настал час стряхнуть иго, либо встряхнуть его так, чтобы путы полопались или хотя бы частично ослабели», – Кипнис Борис, военный историк.

Бейлербей Мамай

В это время власть над половиной ордынских владений захватил воевода Мамай, которому покорились земли от Крыма до Волги. Даже ордынская столица Сарай-Берке склоняла перед ним голову.

Мамай – татарский темник (воевода) Золотой Орды при хане Бердибеке. Не будучи потомком Чингисхана, Мамай не мог претендовать на ханский титул и верховную власть, однако имел сильное влияние в войсках.

Женился на дочери Бердибека, благодаря чему стал фактически правителем значительной части Золотой Орды.

Воспользовавшись настроениями в Орде, московский князь Дмитрий отказался платить Мамаю налог в том размере, который требовала Орда.

«Это, конечно, в первую очередь, был очень талантливый администратор. То есть человек, который управлял политическими процессами. Это не рубака, сорвиголова, воин, который на лихом коне впереди всех несется в битву. Это как раз, как сказали бы у нас на Руси, муж думающий».

Чтобы удержать бразды правления, Мамаю было необходимо наказать непокорного князя. Требовался победоносный поход на Москву. Дело шло к войне.

Съезд князей

В 1374 году в Переяславле собрались князья всей Северо-Восточной Руси. Тогда Дмитрий Иванович и предложил им объединить силы в борьбе с Мамаем.

«После колоссального перерыва век, больше чем в век князья северо-востока и северо-запада собираются на съезд в Переяславле. Это говорит о том, что мы снова стали осознавать себя как некая самостоятельная и монолитная сила», – Жуков Клим, историк-медиевист, писатель.

Полного единства между князьями не было, но многие правители понимали, что Мамаю нужно дать отпор. На границе то и дело происходили стычки с ордынскими отрядами.

Битва на реке Воже

В 1378 году Мамай отправил на Русь отряд мурзы Бегича. На реке Воже его встретили войска Дмитрия.

Ордынцы действовали согласно излюбленной тактике, которая не изменилась со времен хана Батыя. Она основывалась на постоянном маневрировании. Легкая конница нападала на врага, осыпая его стрелами. Неприятель бросался в бой, но конница уносилась прочь. Ей на смену приходили свежие силы, обстреливая врага – обходили с флангов, проникали в тыл, били в спину.

Лишь когда противник останавливался в изнеможении, они нападали всерьез. Измотанный враг уничтожался ударом главных сил.

Дмитрий не дал ордынцам воспользоваться их тактикой. Он вывел объединенную армию многих княжеств и разбил Бегича при попытке перейти реку Вожу.

Это поражение сильно пошатнуло авторитет Мамая.

«На Руси понимали, что Мамаю в его щекотливых обстоятельствах нужна победа и только победа, иначе, если он не одолеет московского вассала, его татары свои сожрут во главе с Тохтамышем и не подавятся. Значит, вопрос вставал очень остро. Надо было выбирать, за кого, и как дальше тогда жить», – Кипнис Борис, военный историк.

Дмитрий Иванович знал, что в новой войне потребуется больше сил, чем в битве с Бегичем. Орда оставалась Ордой. И союзников у нее было немало, в том числе, и среди русских князей (например, Олег Рязанский). Его земли ближе всех к Орде. На чью сторону он встанет? А как поведет себя западный сосед Москвы – Великое княжество Литовское? Не ударит ли в спину, когда московское войско отправится на войну?

Ход сражения

Битва началась ранним утром 8 сентября 1380 г., когда русские дружинники форсировали Дон и заняли удобную позицию на Куликовом поле.

У русских было 3 полка:

  • левой руки;
  • правой руки;
  • великий полк.

В полку, выступавшем первым, то есть великом, сражался князь Дмитрий Иванович, личным примером вдохновляя воинов.

Тыл русского войска был отлично защищён реками – Непрядвой и Доном. Для Мамая русские оставили узкий коридор, где он сразу попадал в ловушку, потому что тяжёлой коннице было не развернуться там для мощного манёвра.

Сражение проходило в 2 этапа.

1 этап

2 этап

Перед началом боя состоялась битва двух самых сильных представителей вражеских сил. Это был поединок богатырей Александра Пересвета (или, по другим данным, его брата Андрея Осляби) и Челубея.

Русский богатырь Пересвет не стал надевать тяжёлую кольчугу, чтобы иметь возможность для совершения мощного удара. Меч ордынца вонзился ему в незащищённую грудь, но в это время он успел поразить противника и даже нашёл в себе силы доехать до своих, после чего рухнул замертво. Исход поединка был ясен: победил Пересвет.

После поединка Мамаю пришлось выступить, хотя он не собирался этого делать до прихода союзников. Мамай бросил основные силы в бой, и за 2-3 часа они оказались разгромлены русскими.

Когда момент стал критическим для ордынцев, русские неожиданно ударили им в тыл – это вышел засадный полк. У русских было явное преимущество: свежие силы, а Мамаю пришлось обороняться остатками уставшего войска.

Войско Мамая бежало с поля боя, преследуемое русскими дружинами.

Судьба Осляби

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако это не единственная версия. Говорят, что инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы. Наконец, летописные источники сообщают, что после сражения на Куликовом поле Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году. В Царьград из Москвы поехали с милостыней, «оскудения их ради», так как незадолго перед этим Константинополь подвергся осаде и опустошению от турецкого султана Баязета. Император и Патриарх Константинопольский приняли Ослябю с великим почетом «и прислаша к великому князю икону чудну». В истории про посольство Ослябю, правда, называют Родионом. Но согласно церковной традиции тут нет никакого противоречия. Родион – это светское имя Осляби, а Андреем его нарекли при монашеском постриге.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Это интересно: СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: в общих чертах

Поединок Пересвета с Челубеем

Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды. Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под «чёрмным» (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.


Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.

Накануне Куликовской битвы

Все источники повествуют о том, что перед тем как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкого монастыря. Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отправил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно призвал обоих и повелел им ехать с князем. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Один из вариантов прочтения этого места таков: преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, но гораздо правдоподобнее версия, что оба они уже были схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на Бога, чем на доспехи.

Пересвет и Ослабля

Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000). Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран. Ослябля не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года. Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых. Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.

Легенда о пересвете и челубее. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Биография Пересвета

Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.

Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.

Погребение героя

Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя, были погребены вместе с ним.


В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector