Мудрость человечества

Житие апостола Павла описано в книге Деяний: он был иудеем и мечтал стать раввином

Апостол Павел — особый случай в Библии. Скептики могут не верить в Моисея и Иисуса Христа. О каждом из них нам известно только из Библии. История и археология никак не подтверждают их реальность.

«Свидетельство» Флавия несёт очевидный след поздней интерполяции, ибо не соотносится с идейной позицией автора и содержится в единичных списках его труда.

Плиний Младший, как сообщает Б. Г. Деревенский в работе «Иисус Христос в документах истории», опирался на анонимные доносы и явно записывал искажённую информацию.

Гай Плиний Младший записывал искаженную информацию об Иисусе Христе, опираясь на доносы

Свидетельства о «многих лицах всякого возраста и сословия» среди христиан начала II века — жуткое преувеличение. Плиний Младший не интересуется личностью Христа и, вероятно, ничего конкретного о ней не знает.

Исследователь отмечает, что автор даже нигде не свидетельствует, что Христос — реальный человек.

Деревенский пишет: «Под словами “quasi Deo” вовсе не понимается различие между богами и простыми смертными.

Плиний хочет сказать, что христиане поклоняются Христу как высочайшему единственному Богу».

К тому же стоит учесть, что Плиний — не современник Христа, а человек, вскользь написавший о христианах спустя почти век после Евангельских событий.

 Иисус Христос в документах истории читать онлайн

Тацит не мог назвать Понтия Пилата прокуратором Иудеи, ибо в XX веке в Кесарии найдена надпись, согласно которой, Пилат занимал должность префекта.

Это указывает, на, как минимум, частичную интерполяцию с целью «подогнать» «свидетельство» под христианскую историю.

К тому же, как отмечает, исследователь А.С. Крюков в работе «Летопись I века», Тацит использовал в своей работе не только труды предшественников, но и недостоверные устные источники , иначе говоря, слухи.

Всё это — хороший козырь в руках воинствующего атеиста.

Прижизненных портретов апостола Павла нет. Но в иконографии его принято изображать с вот таким лицом, тёмной бородой и лысиной. В руках обычно есть книга или свиток, ведь Павел вёл активную христианскую переписку. Фото: dom-ikony.ru

Зато святой апостол Павел — это 100% реальная историческая личность. В этом не сомневаются ни христиане, ни исследователи древности. Он много путешествовал с проповедями и фактически основал христианскую Церковь.

И это притом, что он единственный из самых почитаемых апостолов, кто не видел Христа вживую.

Но именно запал этого человека позволил христианской вере распространиться по всему свету.

Из книги Деяний известно много фактов о житие апостола Павла: где родился, чем занимался и когда наступил переломный момент — обращение врага Господа в Его верного друга.

Павел (тогда Савл) — уроженец города Тарс. Это Римская провинция, рождение в которой дало будущему апостолу римское гражданство.

Он рос человеком разносторонним, берущим лучшее от двух культур: греко-римской и иудейской. Цель жизни юноши — стать раввином.

Путешествия апостола Павла

Но такой деятельностью нельзя зарабатывать, так что Савл шил за деньги палатки.

Его карьера среди фарисеев быстро вышла на путь гонителей первых христиан.

Различия между аккаунтами

Споры вращаются вокруг двух греческих слов. Существительное φωνῆ ( phōnē — источник английского слова «телефон») означает «голос, высказывание, отчет, способность речи», но также может переводиться как «звук» при обращении к неодушевленному объекту. Глагол ἀκούω ( akouō — источник английского слова «акустика») обычно означает «слышать», но имеет второстепенное значение «понимать», как это передается в большинстве переводов в например. Разрешение противоречия включает в себя перевод слов φωνῆ и ἀκούω в Деяниях 9: 7 как «слышать» и «звук» соответственно, но перевод одних и тех же слов в Деяниях 22: 9 как «понимать» и «голос».

Версия короля Якова (KJV), традиционный английский перевод, передает текст следующим образом:

Пересмотренная Стандартная версия (NRSV) подобен, который обычно является предпочтительным перевод библейских ученых и используются в самых влиятельных изданий в этой области.

Однако другие перевели это иначе. Таким образом, Новая международная версия (NIV) гласит:

а в Библии NET говорится:

Было указано, что в Деяниях 9: 7 ἀκούω появляется в конструкции причастия с родительным падежом (ἀκούοντες μὲν τῆς φωνῆς), а в Деяниях 22: 9 — как конечный глагол с винительным падежом (φωνὴν οὐκ ἤκουσαν). Найджел Тернер предполагает, что использование винительного падежа указывает на понимание того, что вы слушаете. Чаще всего утверждается, что родительный падеж используется, когда человек слышен, винительный падеж для вещи, который идет в том же направлении, но дает гораздо более слабый аргумент. Исследователь Нового Завета Дэниел Б. Уоллес и Ф. Ф. Брюс считают этот аргумент неубедительным и предостерегают от его использования.

Уоллес заявляет:

Дэниел Б. Уоллес , Грамматика греческого языка, выходящая за рамки основ

Поэтому споров по делу удалось избежать даже на общественном уровне.

Характер Савла

Общество и коллектив
Общительность
Чуткость
Отзывчивость
Уважение
Доброта
Доброжелательность
Деятельность
Трудолюбие
Добросовестность
Исполнительность
Дисциплина
Ответственность
Целеустремленность
Отношение к себе
Скромность
Гордость
Самокритичность
Честность
Отношение к вещам
Бережливость
Аккуратность
Щедрость
Бескорыстие

Личность Савла – сочетание необычных черт характера, таких как щедрость, общительность и доброжелательность. Кроме этого окружающие отмечают присутствие таких черт, как целеустремленность и самокритичность. Это не совсем типичный для человека набор качеств и особенностей. Далеко не все проявляются публично, открыто для окружающих. Для проявления определенных черт характера необходимы соответствующие жизненные обстоятельства.

Место в новозаветном каноне

Вероятно, хронологически именно послания апостола Павла стали первыми книгами, позднее оформившимися в канон Нового Завета. Самой ранней его книгой, по-видимому, является 1-е послание к Фессалоникийцам.Они играют чрезвычайно значимую роль в церковной жизни, что обусловлено не столько их количеством (из 27 новозаветных книг 14 принадлежат руке Павла), сколько глубиной и широтой богословской мысли апостола, его подлинным неравнодушием ко всем церковным проблемам.

Характеристика толкований

Павловы послания с самого начала привлекали внимание христианских мыслителей. Пояснения к некоторым из них составили:

  • свт. Кирилл Александрийский.
  • Феодор Мопсуестийский.
  • Севериан Габальский.
  • Амвросиаст.
  • блж. Августин Иппонийский.
  • блж. Иероним Стридонский и др.

Авторами толкований на весь корпус Посланий являются:

  • Ориген (его толкования почти полностью утрачены);
  • Свт. Иоанн Златоуст.
  • Прп. Ефрем Сирин.
  • Блж. Феодорит Кирский.
  • Блж. Феофилакт Болгарский и др.

Интересный фактСреди многочисленных позднейших пояснений на Послания стоит выделить «Толковый Апостол» свт. Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894). Этот труд полюбился православному читателю за свою доступность, обстоятельность и полноту изложения.

Обращение ко Христу

И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.

Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».

Остальные люди не слышали этого голоса. После этого
чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его
привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к
Савлу вернулось зрение.

Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам
христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».

Даже до края земли

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).

Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).

Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.

Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.

Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.

Почитание святых апостолов Петра и Павла

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).

Перед этим днем Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

*Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость. *

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

*О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.*

*Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.*

*О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.*

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

*Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.*

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода

Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы)

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с ) и др.

Детство и юность

Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.


Апостол Павел

Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.

Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.


Савл

Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.

Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.


«Каменование Святого Стефана», Рембрандт

По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.

В «Деяниях Апостолов» говорится, что Савл обладал правом сажать в тюрьму, выносить смертные приговоры: «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Впервые имя Савла — будущего апостола — упомянуто в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана, первого христианского мученика. Из тех же «Деяний» известно, что к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».

Апостолы Петр и Павел: две несхожих стези ко Христу

Двух апостолов именуют первоверховными, но путь к этому достоинству у них совершенно разный. Петр входил в круг близких учеников Христа, а Павел не участвовал в событиях, описанных в Евангелии. Он начал свою проповедь много позже и не никогда не входил в число ни 12, ни 70 апостолов. Но мы можем сравнивать судьбы этих двух святых.

Петр, как и его младший брат, Андрей, был обычным рыбаком из Галилеи. Эта область расположена далеко от Иерусалима, и многие галилейские жители были язычниками. Жители Иерусалима смотрели на галилеян свысока, как на провинциалов, которые даже разговаривали с акцентом.

А профессия рыбака одна из самых простых, тяжелых и непритязательных. Работа была тяжелой и изнуряющей, доход был мизерным и непредсказуемым. Может по этой причине Петр с Андреем, когда услыхали призыв Христа следовать за Ним и сделаться ловцами человеков, разом откликнулись на Его зов.

Павел, который до принятия Христа носил имя Савл, наоборот, был представителем элиты. Будучи римским гражданином от рождения, он происходил из колена Вениаминова и жил в городе Тарс, который был столицей Киликия. Получив блестящее на тот момент образование, Савл становится фарисеем — ревнителем иудейского закона.

Долгое время он был противником христианского учения и преследовал христиан. Но все же, после чудесного явления ему Спасителя, Савл уверовал во Христа, взял себе имя Павел.

А вот в характерах у Петра и Павла имелось много общего. Святой Павел, пламенея душою, ревностно защищает иудейский Закон от возникшей «ереси» о распятом и воскресшем Иисусе.

Петр тоже горяч и нетерпелив. Когда Христос совершал чудеса, то Петр не мог не реагировать на это. Он даже пытался следовать за Спасителем по воде.

Каждый из них прошел поворотный момент в своей жизни, сотворивший их теми, кем они стали. Для Савла это было явление Христа на пути в Дамаск. После чего вместо гонения христиан он посвятил свою жизнь проповеди учения Христа.

Началом восхождения Петра, напротив, стало отречение. Он забыл о своем обещании даже под страхом смерти не оставлять Христа, но еще до утреннего крика петухов, трижды отрекся от него.

На своем примере один из первых апостолов испытал, с какой легкостью можно сделаться последним. Только после горячего и искреннего раскаяния Петр услышал вопрос Христа: «Любиши ли Мя?» произнесенный троекратно. Вот так Петр ранее трижды отрекшийся, трижды исповедал свою любовь.

Помощники и заступники рода человеческого

Прежде чем перейти к разговору о том, как помогает ангел-хранитель святой Павел тем, для кого он является небесным покровителем, остановимся на кратком описании тех небесных сил, к сонму которых он был причислен по воле Творца. Об их бытие известно со слов Иисуса Христа, приведенных в 18-й главе Евангелия от Матфея. Указывая на окруживших Его детей, Он говорил что их ангелы-хранители взирают на лик Отца Небесного. Миссия же их состоит в том, чтобы помогать человеку в добрых делах, и хранить его от злых сил.

Значение ангела-хранителя святого Павла, как и всех прочих бесплотных духов, придаваемых людям в момент совершения над ними таинства Крещения, неизмеримо велико. По учению православной церкви, некрещеный, а следовательно, лишенный заступничества небесных сил человек находится во власти демонов – падших духов, служителей сатаны. Зачастую именно они, переполняя его сердце злобой и ненавистью к близким, толкают на безрассудные поступки.

В то же время рядом со всеми чадами Христовой Церкви, обретшими благодать в крещенской купели, незримо пребывает посланник Господень, оберегающий их, и избавляющий от нападок врага рода человеческого. Одним из таких небесных посланников и является ангел-хранитель святой Павел. Он, как и прочие небесные воины, не покидает человека на протяжении всей его жизни, если только тот сам не отгонит его греховными делами и помыслами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector